Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
15. Система здравоохранения Калининградской области, являясь важнейшим элементом общественной жизни, направлена на:
1) развитие человеческого капитала как ключевого приоритета системы здравоохранения;
2) улучшение демографической ситуации, укрепление физического и социального благополучия граждан;
3) удовлетворение потребностей граждан в качественной медицинской помощи.
16. Здравоохранение призвано внести ощутимый вклад в формирование производственного потенциала Калининградской области, обеспечивая необходимые характеристики трудовых ресурсов.
17. Процессы формирования здоровья населения Калининградской области отражают общие тенденции ее социально-экономического развития.
18. Наиболее острыми проблемами здоровья населения на протяжении ряда лет являлись низкий уровень рождаемости, высокий уровень общей смертности, отрицательный естественный прирост населения. Благодаря внедрению целевых программ Калининградской области, ситуация постепенно выравнивается. Основные демографические показатели по Калининградской области представлены в таблице 1.
Основные демографические показатели по Калининградской области
Таблица 1
N п/п |
Период |
Рождаемость (на 1000 населения) |
Смертность (на 1000 населения) |
Естественная убыль (на 1000 населения) |
|||
Калининградская область |
Российская Федерация |
Калининградская область |
Российская Федерация |
Калининградская область |
Российская Федерация |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
2005 год |
8,9 |
10,2 |
18,1 |
16,1 |
-8,9 |
-5,9 |
2 |
2006 год |
9,3 |
10,4 |
16,5 |
15,2 |
-7,2 |
-4,8 |
3 |
2007 год |
10,9 |
11,3 |
15,4 |
14,6 |
-4,5 |
-3,3 |
4 |
2008 год |
11,3 |
12,1 |
15,3 |
14,6 |
-4,0 |
-2,5 |
5 |
2009 год |
11,5 |
12,4 |
14,6 |
14,2 |
-3,1 |
-1,8 |
6 |
2010 год |
11,4 |
12,5 |
14,2 |
14,2 |
-2,7 |
-1,7 |
7 |
2011 год |
11,8 |
11,1 |
13,3 |
14,7 |
-1,5 |
-3,6 |
8 |
2012 год |
12,4 |
- |
13,2 |
- |
-0,8 |
- |
19. Уровень рождаемости в Калининградской области в 2005 году был стабильно ниже среднероссийского и составлял 8,9 чел. на 1000 населения (10,2 чел. по Российской Федерации), в то время как уровень общей смертности был выше среднероссийского - 18,1 чел. на 1000 населения (16,1 чел. - по Российской Федерации). В 2012 году уровень рождаемости поднялся до 12,4 чел. на 1000 населения, а уровень общей смертности снизился до 13,2 чел. на 1000 населения. Но в структуре возрастных групп населения вырос удельный вес лиц старше трудоспособного возраста, вследствие чего количество пациентов с хроническими заболеваниями увеличивается и требуется существенное повышение затрат на здравоохранение.
20. Значительно снизился уровень младенческой смертности. В 2005 году он составлял 11,2 случая на 1000 родившихся живыми (среднероссийский показатель - 11,1 случая), а в 2012 году этот показатель составил 5,7 случая на 1000 родившихся живыми.
21. В структуре причин общей смертности населения Калининградской области (таблица 2) на протяжении многих лет первое место занимали болезни органов кровообращения (46,9%), второе место - несчастные случаи, травмы и отравления (19,2%), третье место - новообразования (10,4%). Сейчас ситуация изменилась.
Структура причин
общей смертности населения Калининградской области за 2012 год
Таблица 2
N п/п |
Ранговое место |
Причина общей смертности |
Проценты |
1 |
I |
болезни органов кровообращения |
53,0 |
2 |
II |
новообразования |
15,4 |
3 |
III |
несчастные случаи, травмы и отравления |
10,3 |
22. На территории Калининградской области по состоянию на 01 января 2013 года медицинскую помощь 946 тыс. чел. населения оказывают 114 медицинских организаций, из них 73 - медицинские организации государственной системы здравоохранения Калининградской области (далее - медицинские организации), 5 - федеральные организации, 36 - частные медицинские организации.
23. В Калининградской области создана трехуровневая система оказания медицинской помощи (представлена на рисунке 1).
Рисунок 1
24. Первый уровень - это медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению.
25. Первичная амбулаторно-поликлиническая сеть в Калининградской области представлена следующими медицинскими организациями: 15 центральных районных больниц с поликлиниками, врачебными амбулаториями и фельдшерско-акушерскими пунктами и 8 городских больниц с поликлиниками, 20 самостоятельных поликлиник, 26 женских консультаций, развернут 71 дневной стационар общей мощностью на 1327 коек.
26. Второй уровень представлен шестью межтерриториальными центрами, оказывающими квалифицированную и специализированную медицинскую помощь по наиболее востребованным профилям.
27. Третий уровень - это специализированная, в том числе высокотехнологичная помощь, которая оказывается государственным бюджетным учреждением "Областная клиническая больница Калининградской области", государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Детская областная больница Калининградской области" и государственным бюджетным учреждением здравоохранения Калининградской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи".
28. Объемы высокотехнологичной медицинской помощи, выполненные в медицинских организациях в 2012 году, составили 219 пациентов.
29. При наличии показаний все нуждающиеся пациенты направляются для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральные центры. Один из таких центров расположен на территории Калининградской области - это федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии", в котором прошли лечение в 2012 году более 1000 пациентов, 996 из них являются жителями Калининградской области.
30. За последние годы число лиц, получивших за счет ассигнований федерального бюджета высокотехнологичную медицинскую помощь (по 20 профилям), увеличилось в 3 раза: в 2008 году - 886 человек, в 2012 году - 2730 человек. Приоритетным является оказание высокотехнологичной медицинской помощи детям - 25-28% (с учетом потребности от общего количества выделенных объемов). Из числа получивших высокотехнологичную медицинскую помощь 75% пациентов составляют инвалиды.
31. Ежегодно в Калининградской области впервые признаются инвалидами около 7 тыс. человек. Основными причинами первичной инвалидности, в целом так же, как и в Российской Федерации, являются болезни системы кровообращения (56,8%), злокачественные новообразования (18,9%), болезни костно-мышечной и соединительной ткани (9,5%). В 2012 году общая численность впервые признанных инвалидами составила 6941 человек (89,3 случая на 10000 населения, в том числе - 427 дети-инвалиды).
32. Основными из неинфекционных выявляемых заболеваний при проведении диспансеризации работающего населения являются болезни сердечно-сосудистой системы и болезни эндокринной системы, что требует совершенствования работы в данных направлениях. Заболеваемость инфекциями, управляемыми средствами вакцинопрофилактики, сократилась по сравнению с 2000 годом: гриппом - в 38,5 раза, эпидемическим паротитом - в 14,8 раза, гепатитом B - в 28 раз. В последние годы в Калининградской области не регистрировались такие заболевания, как столбняк, дифтерия, полиомиелит, краснуха.
33. Значительное снижение уровня заболеваемости болезнями "социального неблагополучия" (наркомания, ВИЧ-инфекция, туберкулез) может быть достигнуто при существенном улучшении общего уровня и качества жизни населения Калининградской области, своевременной и качественной диагностике, улучшении информированности населения о причинах и последствиях этих заболеваний.
34. Для того, чтобы добиться реального улучшения состояния здоровья населения Калининградской области, необходимо применить программно-целевой метод. Его целесообразность определяется наличием медико-экономических задач, решение которых связано с оптимизацией системы оказания медицинской помощи больным и с необходимостью мультидисциплинарного подхода к профилактике, диагностике, лечению больных.
35. Мероприятия Программы будут направлены на реализацию нескольких приоритетных задач системы здравоохранения Калининградской области.
36. В целях профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, развития первичной медико-санитарной помощи запланировано развитие системы медицинской профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, первичной медико-санитарной помощи, совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами.
37. В целях совершенствования оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации запланированы:
1) улучшение материально-технической базы;
2) совершенствование методов лечения и реабилитации социально значимых заболеваний;
3) совершенствование скорой и высокотехнологичной медицинской помощи;
4) развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения;
5) развитие и внедрение технологий персонализированной медицины.
38. В целях решения задачи охраны здоровья матери и ребенка разработаны мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, создаются условия для эффективного обследования и лечения детей, совершенствуется специализированная помощь детям, повышается эффективность службы родовспоможения и детства.
39. В целях развития медицинской реабилитации населения и совершенствования системы санаторно-курортного лечения запланированы мероприятия по внедрению эффективных диагностических, реабилитационных и экспертных технологий, переоснащению медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по медицинской реабилитации, современным информационным и медицинским оборудованием и аппаратурой.
40. В целях совершенствования системы паллиативной помощи, в том числе детям, разрабатывается трехуровневая система оказания паллиативной помощи населению с учетом особенностей Калининградской области, запланировано создание выездной службы, а также реконструкция здания хосписа для создания комфортных условий не только пациентам, но и их родственникам, посетителям.
41. В целях кадрового обеспечения запланировано привлечение молодых специалистов, повышение престижа медицинских и фармацевтических профессий, повышение социального статуса медицинских и фармацевтических работников, организация эффективной системы профессиональной подготовки кадров.
42. В целях совершенствования лекарственного обеспечения создана фармацевтическая организация в форме государственного казенного учреждения "Калининградская областная фармацевтическая компания".
43. К функциям созданного учреждения относятся получение, хранение, распределение лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также контроль за соответствием количества заявленных медицинскими организациями лекарственных препаратов в рамках централизованного закупа и за фактическим использованием (назначением) лекарственных препаратов, закупленных за счет средств федерального и областного бюджетов.
44. Для реализации данной модели создана сеть аптек и аптечных пунктов при медицинских организациях города Калининграда и Калининградской области в количестве 29 пунктов отпуска, из них 21 пункт в Калининградской области и 8 пунктов - в городе Калининграде.
45. В целях развития информатизации создается единая компьютерная сеть для обеспечения доступа медицинских работников к нормативно-справочной информации, необходимой для профессиональной деятельности, повышения оперативности и эффективности использования санитарного автотранспорта на основе централизованного управления и использования комплексов аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС, организации предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения в электронном виде с обязательным обеспечением защиты информации, передаваемой учреждениями здравоохранения в информационные системы федерального и областного уровней.
46. В целях совершенствования системы территориального планирования сферы здравоохранения Калининградской области намечено повышение качества медицинской помощи населению на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
47. Реализация Программы приведет к совершенствованию здравоохранения в Калининградской области, что непосредственно отразится на продолжительности и качестве жизни населения Калининградской области трудоспособного возраста, и, как следствие, на увеличении рынка рабочей силы.
48. За счет улучшения демографической ситуации вырастет численность населения, в том числе трудоспособного возраста, что приведет к активизации общественной, культурной жизни, к росту производств.
49. Гарантированная доступная качественная медицинская помощь является одним из факторов, привлекающих для работы в Калининградской области специалистов из других субъектов Российской Федерации.
50. Ресурсное обеспечение Программы за счет средств областного бюджета определено с учетом необходимости достижения индикаторов, определенных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной помощи", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также предусмотренных государственной программой "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 461-р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.