Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика сферы реализации подпрограммы 5, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
252. Вопросы налаживания международного сотрудничества для Калининградской области, в силу ее особенного географического положения, рассматриваются как одно из важнейших направлений деятельности органов исполнительной власти Калининградской области. Эффективное сотрудничество в данной сфере вносит вклад в комплексное решение широкого спектра задач социально-экономического развития Калининградской области. С целью обеспечения национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе в целом Калининградская область использует различные форматы участия в международных процессах.
253. Деятельность Правительства Калининградской области на международной арене в конечном счете нацелена на решение задач по созданию благоприятных внешних условий для реализации ее инвестиционного и экспортного потенциала.
254. За последние десятилетия в Калининградской области сформирована система международных связей, охватывающая наиболее перспективные для сотрудничества страны и позволяющая комплексно взаимодействовать с администрациями и деловыми структурами зарубежных субъектов.
255. Основными приоритетами политики Правительства Калининградской области в области международной деятельности является укрепление связей со странами-соседями (традиционно это Литва, Польша, Беларусь, Германия), а также со странами региона Балтийского моря (Швеция, Дания). Являясь самым западным регионом Российской Федерации, Калининградская область - это единственная российская территория, имеющая общие границы с Польшей и Литвой.
256. Приграничное сотрудничество, молодежные и культурные обмены, так называемая "народная дипломатия" позволяют отработать механизмы добрососедского сотрудничества и обеспечить взаимовыгодное сотрудничество Калининградской области с регионами зарубежных стран. В этом ключе работа Правительства Калининградской области направлена на укрепление имеющихся партнерских связей.
257. Такое сотрудничество включает в себя:
1) заключение соглашений;
2) реализацию планов сотрудничества;
3) на межгосударственном уровне - постоянное участие представителей Калининградской области в работе межправительственных комиссий;
4) на региональном уровне - участие в советах по сотрудничеству между региональными и местными властями.
258. Для обеспечения полноценного взаимодействия с регионами стран-соседей проводятся регулярные встречи с руководством регионов и их деловыми кругами.
259. Калининградская область заключила соглашения и другие регулирующие межрегиональное взаимодействие документы с 19 регионами-партнерами таких стран, как Литва, Польша, Германия, Беларусь, Италия, Швеция, Дания, Нидерланды, Китай.
260. Правительство Калининградской области работает по направлению укрепления имеющихся отношений, договорно-правовой базы сотрудничества, а также повышает качество сотрудничества. Примерами могут служить среднесрочные планы межрегионального сотрудничества по таким направлениям, как экономика, культура, спорт, туризм, охрана окружающей среды, которые заключаются с регионами-партнерами.
261. В настоящее время действующими планами сотрудничества Калининградской области с Беларусью являются: План мероприятий по сотрудничеству Калининградской области Российской Федерации с Республикой Беларусь на 2013 год, План мероприятий по сотрудничеству между Правительством Калининградской области Российской Федерации и Гродненским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь на 2011-2013 годы, План мероприятий на 2011-2013 годы по реализации Соглашения о сотрудничестве между Правительством Калининградской области Российской Федерации и Гомельским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь, План мероприятий по сотрудничеству между Правительством Калининградской области Российской Федерации и Брестским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь на 2013-2015 годы.
262. В настоящее время такой план сотрудничества действует с Варминьско-Мазурским воеводством Республики Польша на 2011-2013 годы. Очередной план мероприятий с Западнопоморским воеводством Республики Польша находится в стадии формирования и будет заключен в 2013-2014 годах.
263. Со стороны Германии действует "План мероприятий по международному сотрудничеству на 2012-2013 годы" - программный документ, определяющий основные мероприятия по взаимодействию федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн и Калининградской области, направленный на дальнейшую интенсификацию сотрудничества в экономической сфере, на развитие культурных и молодежных обменов, на совместную реализацию образовательных проектов.
264. Кроме реализации существующих и заключения новых соглашений и планов, эффективным механизмом сотрудничества является постоянное участие представителей Калининградской области в работе межправительственных комиссий и советах по сотрудничеству между региональными и местными властями. Особую роль в развитии международного сотрудничества Калининградской области играют межправительственные соглашения с Польшей (от 22 мая 1992 года), с Литвой (от 29 июня 1999 года), с Беларусью (от 14 октября 1999 года), на основе которых созданы и весьма эффективно функционируют российско-польский, российско-литовский, российско-белорусский Советы по сотрудничеству Калининградской области с регионами и ведомствами данных стран, в рамках которых обсуждаются вопросы сотрудничества по всему спектру проблем, возникающих в ходе приграничного взаимодействия с этими странами, включая вопросы обустройства инфраструктуры границ.
265. Так, в соответствии с Положением о Российско-Белорусском Совете, заседания которого с 2000 года проводятся ежегодно и поочередно на территории каждой стороны. С российской стороны Совет возглавляет Губернатор Калининградской области, с белорусской - Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь. Для проведения практической работы по реализации двусторонних договоренностей в составе Совета по взаимному согласованию сопредседателями российской и белорусской частей Совета созданы рабочие группы (комиссии): по агропромышленному и рыбопромышленному комплексам, по промышленности, энергетике, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, по культуре, образованию, информационному обмену и молодежной политике, по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, по транзиту, таможенным вопросам и транспорту, по экономике, торговле, правовой взаимопомощи, выставочной деятельности и взаимодействию со структурами Союзного государства, по здравоохранению, спорту и туризму.
266. В целях решения вопросов в согласованных областях сотрудничества Российско-Польский Совет по сотрудничеству Калининградской области Российской Федерации и регионов Республики Польша создает комиссии или рабочие группы. В настоящее время Совет состоит из 12 комиссий: по пограничным переходам, по финансам, промышленности и торговле, по борьбе с преступностью, по спасению и защите населения в чрезвычайных ситуациях, по транспорту, судоходству и связи, по охране окружающей среды и комплексного использования Калининградского (Вислинского) залива, по территориальному самоуправлению, по образованию, науке, спорту и туризму, по трудоустройству и социальной политике, по сельскому хозяйству и перерабатывающей промышленности, по использованию средств Европейского союза, по территориальному планированию. Совет проводит свои заседания не менее одного раза в год поочередно на территории каждой из стран.
267. Российско-Литовский совет по долгосрочному сотрудничеству между региональными и местными властями Калининградской области и Литовской Республики в рамках своей деятельности поднимает вопросы по всему комплексу проблем, связанных с приграничным сотрудничеством. Совет состоит из девяти комиссий: комиссия по образованию, культуре, спорту и здравоохранению, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, комиссия по экономическому сотрудничеству, торговле и энергетике, комиссия по вопросам работы пунктов пропуска, комиссия по сельскому хозяйству, комиссия по транспорту, комиссия по приграничному сотрудничеству и еврорегионам, комиссия по охране окружающей среды, комиссия по сотрудничеству правоохранительных органов.
268. Для Калининградской области особо важное значение имеет работа по привлечению иностранных инвестиций в Калининградскую область, эффективным механизмом реализации этой цели является проведение презентаций Калининградской области за рубежом.
269. Презентационные мероприятия являются важными событиями в политической и экономической жизни Калининградской области, позволяют Калининградской области заявить о себе на международном уровне.
270. За последнее время подобные мероприятия проводись в регионах стран - членов Европейского союза: в Польше, Германии, Литве, Беларуси, Дании, Израиле, Швеции, Италии, Португалии.
271. Традиционно в план деятельности Правительства Калининградской области на международном направлении включаются 2-3 презентации в год.
272. Презентация проходит в течение двух дней по основным направлениям:
1) политические встречи руководства Калининградской области;
2) встречи с зарубежными деловыми кругами с целью демонстрации экономического потенциала Калининградской области;
3) двусторонние бизнес-встречи;
4) посещение производственных площадок и предприятий;
5) мероприятия культурного характера, направленные на популяризацию национальной российской культуры.
273. Обычно представителей зарубежных политических и деловых кругов привлекают меры государственной поддержки инвестора, приоритеты развития Калининградской области. В ходе презентаций, бизнес-миссий, двусторонних встреч потенциальному инвестору представляются задачи, закрепленные в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, а также в Государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года".
274. В ходе презентаций даются подробные комментарии к основным условиям развития экономики Калининградской области в режиме ОЭЗ.
275. Отдельное внимание уделяется информации о снижении административных барьеров, как, например, создание Совета по размещению инвестиций на территории Калининградской области под руководством Губернатора Калининградской области.
276. В рамках презентаций Правительство Калининградской области также представляет масштабные инвестиционные проекты, к участию в которых приглашаются иностранные инвесторы, в том числе крупные инфраструктурные объекты и промышленные площадки, такие как: развитие туристического кластера, развитие аэропорта "Храброво", строительство глубоководного порта, строительство инфраструктуры в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года.
277. Одной из ключевых форм международного сотрудничества Калининградской области является участие в международных программах. В Калининградской области накоплен богатый опыт работы в подобных проектах.
278. Проекты, реализуемые на территории Калининградской области в рамках международных программ, рассматриваются органами исполнительной власти Калининградской области как дополнительный инструмент для реализации целей, поставленных Правительством Российской Федерации в отношении политики социально-экономического развития Калининградской области. Проектная деятельность определяется в соответствии с существующими национальными приоритетами, потребностями Калининградской области.
279. Разработка программ ведется на федеральном уровне при привлечении региональных органов власти. Подача заявок и реализация проектов проходит при координации Правительства Калининградской области.
280. После вступления в силу Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве между Россией и Европейским союзом (в 1997 году) ключевым механизмом его реализации стала программа Тасис. В 1994 году Калининградская область была выбрана в качестве наивысшего приоритета для Европейского союза. В индикативную программу по России на 2000-2006 годы вошла специальная программа для Калининградской области с бюджетом 25 млн евро.
281. В 2009 году завершилась реализация проектов в рамках программы Соседства Литва - Польша - Калининградская область Российской Федерации (2004-2006 годы), направленной на развитие сотрудничества приграничных регионов. Программа финансировалась из европейских источников по двум линиям: Интеррег в объеме 36,5 млн евро и Тасис - около 8 млн евро. В рамках данной программы реализовано 158 проектов, из них 46 - на территории Калининградской области (с общим бюджетом более 8 млн евро). Преобладали проекты культурно-исторического характера, также реализованы проекты в области экологии, проекты, направленные на развитие сотрудничества в социальной сфере, экономические проекты, проекты в области спорта и здравоохранения и проекты научно-исследовательского характера.
282. Программа Интеррег3б/Тасис (Регион Балтийского моря открыла для Калининградской области возможность сотрудничества с такими европейскими странами, как Дания, Швеция, Германия, Финляндия и др. В данной программе появилась возможность сопоставлять стратегии развития Калининградской области со стратегией развития всего региона Балтийского моря. В рамках программы было реализовано 18 проектов с участием партнеров из Калининградской области с общим бюджетом около 3 млн евро.
283. К 2007 году назрела необходимость перехода к инструменту равноправного партнерства, программам сотрудничества, партнерства и софинансирования. Таким образом, программа Соседства Литва - Польша - Калининградская область трансформируется в программу "Европейский инструмент соседства и партнерства Литва-Польша-Россия 2007-2013" (ЕИСП), которая реализуется по настоящее время.
284. Общее количество проектов, реализуемых в рамках программы ЕИСП, составляет 60, из них 53 регулярных проекта и 7 крупномасштабных.
285. Среди регулярных проектов подписаны 53 проекта на общую сумму финансирования со стороны Европейского союза 75,2 млн евро, в том числе 12 проектов, в которых бенефициаром являются организации из Калининградской области. Среди примеров успешных проектов можно назвать: "Высококачественная хирургия через границы", "Развитие активного туризма как основы польско-российского сотрудничества", "Музеи через границы" и др.
286. В рамках программы реализуются также 7 крупных проектов на общую сумму 42,1 млн евро. В том числе 4 проекта, в которые включена инфраструктурная составляющая на территории Калининградской области, на общую сумму 29,1 млн евро:
1) "Строительство канализационных сетей и очистных сооружений на приграничных территориях Калининградской области и Литвы" (строительство очистных сооружений в г. Славске);
2) "Строительство очистных сооружений в г. Немане и г. Скирснемуне и г. Раудоне" (Литва);
3) "Комплексное внедрение и расширение очистных сооружений, сетей водоснабжения и сточных вод с целью уменьшения загрязнения Балтийского моря" (очистные г. Мамоново);
4) "Реконструкция участка трассы Калининград - Мамоново 2" с общим бюджетом в 10 млн евро.
287. С учетом опыта, приобретенного Калининградской областью по приграничному сотрудничеству в формате проектов с софинансированием Европейского союза, Правительство Калининградской области заинтересовано в дальнейшем участии в программах приграничного сотрудничества на период после 2013 года. Программы должны быть выстроены с учетом интересов регионов стран-участников.
288. С целью насыщения программы ЕИСП практической составляющей Правительство Калининградской области направляет в федеральные ведомства свои предложения по крупномасштабным проектам, опираясь на решения Российско-Польского и Российско-Литовского советов по сотрудничеству.
289. В настоящее время со стороны Калининградской области приоритетными областями реализации проектов в рамках будущих программ являются:
1) реконструкция пограничных переходов (улучшение доступности, внедрение новых инструментов и технологий работы, улучшение регламентов по пограничным переходам) и дорожной инфраструктуры;
2) сельское хозяйство и рыбоводство (внедрение современных технологий, в том числе экологически чистых, мелиорация, аквакультура, биоразнообразие Балтийского моря и Куршского залива);
3) развитие транспорта (в том числе развитие водных транспортных путей, строительство марин на внутренних водах и на побережье Балтийского моря, развитие экологических видов наземного транспорта, строительство дорог);
4) экология (строительство очистных сооружений, сокращение негативного воздействия на окружающую среду, мусоропереработка, развитие природоохранных территорий);
5) туризм и спорт (формирование общих туристических маршрутов, строительство туристической инфраструктуры, развитие системы навигации, маркетинг территории, спортивные мероприятия и строительство объектов спортивной инфраструктуры).
290. Данные направления определены в соответствии с приоритетами развития Калининградской области, утвержденными в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, а также в Государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", и способствуют привлечению дополнительных финансовых ресурсов в актуальные сферы деятельности Калининградской области.
291. Участие в международных мероприятиях, посвященных решению вопросов развития Калининградской области.
292. Правительство Калининградской области ведет последовательную работу по облегчению визового режима для жителей Калининградской области. Эта работа осуществляется в тесном сотрудничестве с федеральными ведомствами и при согласовании с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
293. Российская позиция по данному вопросу заключается в последовательной и поэтапной работе по переходу в перспективе к безвизовому режиму взаимных поездок граждан Российской Федерации и стран Европейского союза.
294. Правительство Калининградской области инициирует или принимает участие в разработке таких поэтапных документов, минимизирующих последствия действия Шенгенского соглашения на территории Калининградской области.
295. Так, в Российской Федерацией были приняты следующие меры, разработанные с участием Правительства Калининградской области:
1) применяется порядок пересечения территории Литвы железнодорожным и автомобильным транспортом по упрощенным проездным документам (УПД-ЖД и УТД);
2) согласовано, что жители Калининградской области могут получать без специальных приглашений не однократные, а двукратные транзитные литовские визы для проезда автотранспортом на территорию Беларуси, Украины и возвращения обратно;
3) заграничные паспорта для жителей Калининградской области выдаются на бесплатной основе.
296. В качестве очередного шага к безвизовому режиму стало введение режима местного приграничного передвижения жителей Калининградской области Российской Федерации с регионами Республики Польша.
297. В 2012 году за период действия Соглашения по разрешениям местного приграничного передвижения (далее - МПП) состоялось более 286 тысяч пересечений через границу, из них гражданами России - более 17 тысяч раз, гражданами Польши - 268 тысяч раз. По итогам первых шести месяцев 2013 года по разрешениям МПП границу пересекли 1138235 человек, из них граждан России - 271306 человек, граждан Польши - 866618 человек.
298. В 2012 году гражданам Польши выдано около 13 тысяч разрешений на местное приграничное передвижение. Жители Калининградской области в 2012 году подали более 14 тысяч обращений. В 2013 году Генеральное консульство Польши в Калининграде планирует выдать 150 тысяч разрешений на МПП.
299. В ходе совместной пресс-конференции по итогам трехсторонней встречи министров иностранных дел России, Польши и Германии, состоявшейся в Варшаве 10 мая 2013 года, Сергей Лавров, как и его польский коллега господин Радослав Сикорский, "позитивно оценили успешный опыт применения российско-польского Межправительственного соглашения о порядке местного приграничного передвижения". Они констатировали, что "режим безвизовых поездок между жителями Калининградской области и сопредельных районов Польши функционирует безупречно, без каких-либо нарушений". Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров также озвучил позицию федерального центра, что "это очень серьезный аргумент в пользу продвижения как можно быстрее к безвизовому режиму между Россией и Европейским союзом".
300. Большое внимание уделяется пропускной способности пограничных переходов. Для решения проблем на границах прорабатываются меры по снижению очередей. Позитивным примером стало внедрение в 2012 году пилотного проекта "Зеленый коридор" на автодорожном пункте пропуска российско-польского участка границы "Мамоново II - Гжехотки". На встречах сопредседателей Российско-Польского и Российско-Литовского Советов по сотрудничеству в повестке ставится обсуждение предложений по оптимизации работы пограничных служб с обеих сторон. Очевидно, что для строительства дополнительных полос и установки дополнительного оборудования потребуются немалые средства, поэтому как один из возможных источников финансирования рассматривается новая программа приграничного сотрудничества Россия - Польша и Россия - Литва.
301. Определенным шагом является законопроект Министерства транспорта Российской Федерации, который рассматривается в настоящее время на федеральном уровне. Документ предусматривает возможность безвизового входа иностранных парусных и прогулочных судов в российские воды и пребывания в них в течение 72 часов. Трудно переоценить значение этого новшества для Калининградской области, окруженной иностранными государствами и имеющей уникальные природные условия для судоходства: Балтийское море, два залива и развитую речную сеть. Таким образом, Правительство Калининградской области отстаивает свои позиции по включению г. Калининграда в перечень портовых городов, на которые будет распространяться этот режим.
302. Правительство Калининградской области также отстаивает интересы Калининградской области для включения аэропорта "Храброво" в перечень аэропортов, в которых пассажиры транзитных рейсов могли бы находиться без визы 72 часа. В настоящее время в Минтрансе России прорабатывается возможность введения такого порядка в отношении г. Москвы и г. Санкт-Петербурга. Упростить визовый режим для иностранных авиапассажиров целесообразно в рамках подготовки Калининградской области к проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16 июля 2014 г. N 450 пункт 303 настоящего приложения изложен в новой редакции
303. Визовый вопрос был включен в Государственную программу "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года". В часть, касающуюся требуемых изменений в законодательстве, включен пункт с предложениями по упрощению процедуры выдачи виз на основе международных соглашений, заключенных Российской Федерацией, либо в рамках федерального закона по аналогии с Федеральным законом от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.