Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз развития сферы туризма и отдыха
98. Имеющийся потенциал Калининградской области создает благоприятные предпосылки для развития практически всех видов туризма: оздоровительного, культурно-познавательного, экологического, сельского, активного, делового, водного, событийного.
99. Традиционно Калининградская область предлагает широкие возможности для оздоровительного отдыха и культурно-познавательного туризма. Две трети туристов приезжает в Калининградскую область именно с этой целью.
100. Существенный вклад в туристско-рекреационный потенциал Калининградской области внесет проведение на ее территории матчей финальной части чемпионата мира по футболу 2018 года. Основные требования, предъявляемые ФИФА к городам-организаторам матчей чемпионата мира по футболу 2018 года, касаются необходимости обеспечения высокого качества городской среды и инфраструктуры: спортивной, гостиничной, транспортной, медицинской, инфраструктуры связи и информационных технологий, коммунальной инфраструктуры, а также мероприятий по экологии, градостроительных мероприятий и мероприятий по благоустройству города.
101. В настоящее время объем туристического потока в Калининградскую область составляет порядка полумиллиона человек в год. Большую часть составляют российские туристы - 86 процентов, доля иностранных туристов - 14 процентов.
102. Несмотря на проблемы транспортной доступности Калининградской области, визовый режим, административные барьеры, являющиеся существенными факторами, лимитирующими развитие туризма в Калининградской области, в области сложилась устойчиво положительная динамика увеличения туристического потока (7-10 процентов в год).
103. В настоящее время в Калининградской области зарегистрировано более 300 предприятий малого и среднего бизнеса, оказывающих услуги в сфере туризма и отдыха. Число занятых в сфере туризма и отдыха, по данным официальной статистики, составляет около 4500 человек.
104. Развитие сферы туризма и отдыха Калининградской области по официальной статистике приносит 2 процента валового регионального продукта ежегодно.
105. Проведенный анализ сферы туризма и спорта Калининградской области позволяет сделать вывод о том, что имеющийся потенциал используется не в полной мере, а современный уровень развития туристской инфраструктуры позволяет принимать как минимум вдвое больше туристов.
106. Проблемы развития сферы туризма и отдыха в Калининградской области носят организационный, инфраструктурный и институциональный характер.
107. Развитие туризма - одно из стратегических направлений социально-экономического развития Калининградской области. Системная и активная государственная поддержка может стать одним из условий интенсивного развития сферы туризма и отдыха. В свою очередь сфера туризма и отдыха отличается высокой экономической эффективностью и характеризуется следующими показателями:
1) возможность относительно быстро создавать новые рабочие места;
2) высокий мультипликативный эффект (по оценкам экспертов, 1 рубль выручки в сфере туризма и отдыха создает около 2 рублей выручки в смежных секторах экономики (торговля, общественное питание, транспорт, связь и другие услуги);
3) высокая доля малого и среднего предпринимательства;
4) поступательный рост туристической отрасли.
108. Современной тенденцией развития сферы туризма и отдыха является использование кластерного подхода, а также использование программно-целевого метода и инструментов государственно-частного партнерства для развития сферы туризма и отдыха и превращения ее в экономически рентабельную индустрию.
109. Прогноз развития сферы туризма и отдыха выполнен с учетом параметров Государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", перспективной демографической динамики, численности трудовых ресурсов и тенденций развития рынка труда Калининградской области.
110. Оценка современных и перспективных условий и факторов развития Калининградской области, в том числе с учетом рисков, связанных с эксклавным положением Калининградской области, позволяет определить стратегию развития сферы туризма и отдыха Калининградской области как результат реализации сценария развития, предполагающего структурную модернизацию сферы туризма и отдыха и достижение синергетического эффекта от взаимодействия сферы туризма и отдыха с сопутствующими и обеспечивающими отраслями на основе принципов создания и развития туристских кластеров.
111. Формирование туристских кластеров Калининградской области планируется по следующим направлениям:
1) кластер курортной зоны "От косы до косы" (российское побережье Балтики);
2) культурно-познавательный кластер "Сердце города" (историческая часть г. Калининграда);
3) культурно-познавательный автотуристический кластер;
4) кластер водного туризма, включая развитие спортивного туризма (спортивной рыбалки);
5) кластер биосферного курорта на территории регионального природного парка "Виштынецкий".
112. Стратегической целью реализации сценария развития сферы туризма и отдыха Калининградской области является обеспечение максимальной круглогодичной загрузки имеющейся туристской инфраструктуры (номерного фонда коллективных средств размещения) за счет улучшения условий доступности областного туристического продукта, его продвижения и повышения конкурентоспособности на российском и международном (преимущественно Балтийского региона) туристических рынках.
113. Принципиальными условиями реализации данной цели являются:
1) обеспечение максимальной круглогодичной загрузки имеющегося номерного фонда коллективных средств размещения (в том числе с незначительной оптимизацией структуры номерного фонда в соответствии с требованиями ФИФА к проведению этапа чемпионата мира по футболу в 2018 году);
2) модернизация аэропортового комплекса Храброво с увеличением пропускной способности до 5-6 миллионов пассажиров в год (в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы");
3) увеличение объема инвестиций в создание инфраструктуры водного туризма, включая развитие спортивного туризма (спортивной рыбалки), а также в восстановление (реконструкция, ревитализация, консервация) объектов историко-культурного наследия с целью их использования как объектов туризма (в том числе в рамках реализации федеральной целевой программы "Культура России").
114. В перспективе российский туристический рынок рассматривается для Калининградской области в качестве основного (в абсолютном выражении) при условии увеличения доли иностранных туристов в общем объеме турпотока с 10 до 30 процентов.
115. Существующий номерной фонд коллективных средств размещения Калининградской области способен обеспечить размещение до 1 миллиона туристов при среднегодовой загрузке 70 процентов и до 2 миллионов туристов при загрузке 100 процентов. В этой связи при реализации сценария развития отсутствует необходимость активной государственной поддержки и стимулирования создания дополнительного номерного фонда коллективных средств размещения. При реализации крупномасштабных туристических проектов создания дополнительного номерного фонда коллективных средств размещения обусловливается невозможностью эффективного использования существующего номерного фонда.
116. В странах Европы с высоким уровнем развития сферы туризма и отдыха доля граждан, занятых в туризме, составляет 3-4 процента от общего количества работающего населения и составляет примерно 1 занятый в сфере туризма и отдыха на 100 туристов. С учетом цели и задач подпрограммы, а также перспективной динамики областного рынка труда увеличение доли занятых в сфере туризма и отдыха прогнозируется до 10 тысяч человек. Достижение данных показателей существенным образом зависит от реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (субсидии, льготы и другие), а также от совершенствования нормативной правовой базы сферы туризма и отдыха, развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
117. За счет реализации комплекса мер по формированию индустрии туризма (стимулированию развития сетевого взаимодействия субъектов сферы туризма и отдыха), продвижению областного туристского продукта и повышению его доступности (транспортной, ценовой) для потенциального потребителя прогнозируется увеличение доли сферы туризма и отдыха в валовом региональном продукте с 2 до 4 процентов. Это планируется достигнуть преимущественно за счет увеличения объема оказанных услуг предприятиями сферы туризма и отдыха (платные туристские услуги, гостиничные услуги и услуги аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительных учреждений, учреждений культуры) в 2,5-3,5 раза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.