Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации государственной Программы
1. Государственная программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 461-р.
2. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Конституцией в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
3. С 2008 года в Калининградской области между Правительством Калининградской области, региональными объединениями работодателей и профсоюзов регулярно заключаются региональные соглашения о минимальной заработной плате, значительно превышающие федеральный уровень. Так, в настоящее время минимальные гарантии по оплате труда в Калининградской области составляют 7000 руб. при федеральном минимальном размере оплаты труда - 5205 руб. С 01 января 2014 года они составят 7500 руб., а с 01 июня 2014 года - 8000 руб. Калининградская область вошла в десятку регионов с наиболее высоким уровнем минимальных гарантий по оплате труда работающих.
4. Результатом предпринимаемых действий стало значительное снижение численности населения Калининградской области, живущего за чертой бедности. Доля тех, чьи доходы не достигли прожиточного минимума в 2012 году, составила 11,1% (в 2011 году - 13%). Среди 78 субъектов Российской Федерации Калининградская область заняла 19 место (по мере возрастания этого показателя), а среди 10 субъектов Северо-Западного федерального округа - 2 место после г. Санкт-Петербурга.
5. В январе-июле 2013 года номинальные среднедушевые денежные доходы составили 19 230,4 руб. в среднем за месяц и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 9% (в реальном выражении увеличились на 1,9 %). По темпам роста данного показателя Калининградская область заняла 5 место среди 10 субъектов Северо-Западного федерального округа.
6. При активном развитии экономики Калининградской области предполагается поэтапный рост среднедушевых денежных доходов населения к 2016 году в 1,4 раза, а к 2020 году - в 1,9 раза (по сравнению с 2012 годом). Указанный рост основан на повышении заработной платы, так как в составе данного показателя ее доля традиционно составляет 45-48%. В январе-июле 2013 года средняя заработная плата составила 23955 рублей или 110,8% по отношению к январю-июлю 2012 года.
7. Росту заработной платы в Калининградской области способствуют:
1) модернизация экономики и повышение производительности труда;
2) увеличение заработной платы работников бюджетной сферы до уровня заработной платы в реальном секторе экономики и выше, так как это запланировано в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
3) рост размера минимальной заработной платы в Калининградской области;
4) улучшение ситуации на региональном рынке труда.
8. Другим показателем, характеризующим уровень жизни населения, является коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), определяемый как соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных жителей Калининградской области. Степень расслоения жителей Калининградской области (в 2012 году - 13,1) значительно ниже, чем в среднем по России (в 2012 году - 16,4).
9. Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" включает мероприятия, направленные на преобразование Калининградской области в динамично развивающийся субъект Российской Федерации за счет модернизации экономики, что потребует соответствующих трудовых ресурсов. В результате заданных темпов развития экономики Калининградской области среднемесячное число вакансий выросло до 15,0 тыс., превысив докризисный уровень. В 2012 году при общей численности населения Калининградской области 954,8 тыс. чел. количество занятых в экономике Калининградской области составило 485,0 тыс. чел. Однако рост этого показателя обеспечен только экономической активностью старших возрастных групп населения. При этом за последние 10 лет доля пенсионеров в общей численности населения Калининградской области увеличилась с 19,6% до 23,1%, а доля трудоспособного населения - снизилась с 63,2% до 61,7%. По прогнозу, наиболее сложная демографическая ситуация сложится в период 2016-2018 годов.
10. За 2011-2012 годы численность безработных граждан, состоящих на учете в государственных казенных учреждениях Калининградской области - центрах занятости населения, снизилась с 10565 до 6630 человек.
Показатель регистрируемой безработицы снизился с 2,0% до 1,3%. Средний коэффициент напряженности рабочей силы на регистрируемом рынке труда (соотношение численности незанятых граждан в трудоспособном возрасте, зарегистрированных в центрах занятости населения, в расчете на 1 заявленную вакансию) снизился с 2,5 до 0,8 единицы. Количество заявленных вакансий за 2011-2012 год увеличилось с 4980 до 9358 единиц.
11. Таким образом, анализ ситуации на регистрируемом рынке труда Калининградской области в 2011-2012 годах показал тенденцию к снижению уровня регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда, а также к увеличению количества заявленных в службу занятости населения вакансий.
По прогнозным данным предполагается, что к 2020 году доля общей безработицы не превысит 5,3 % от численности экономически активного населения.
12. Показатель демографической нагрузки на 1000 человек трудоспособного населения к 2017 году может увеличиться с 621 до 701 человека. В настоящее время 23,1% жителей Калининградской области, то есть каждый пятый калининградец, находятся в возрасте старше трудоспособного.
С учетом указанных проблем реальная потребность в трудовых ресурсах будет возрастать, что потребует привлечения дополнительных работников в экономику Калининградской области при одновременном осуществлении деятельности по сохранению имеющихся трудовых ресурсов, в том числе путем улучшения качества рабочих мест.
13. Условия и безопасность труда работающего населения Калининградской области связаны с воздействием экономических факторов, основными из которых являются:
1) структура и уровень развития ведущих отраслей экономики Калининградской области;
2) состояние основных производственных фондов отраслей промышленности, их обновление, прогрессивность, соответствие требованиям безопасности труда;
3) численность трудовых ресурсов и состояние здоровья работающего населения;
4) состояние производственной среды, обеспечивающей нормативный уровень воздействия вредных производственных факторов на работающих;
5) организация системы управления охраной труда в Калининградской области на основе федеральной и региональной законодательной и нормативной правовой базы по охране труда;
6) финансовое, научное и информационное обеспечение мероприятий, направленных на безопасность производственных процессов.
14. Особое внимание со стороны Правительства Калининградской области уделяется снижению социальной напряженности и минимизации проблем среди граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в Калининградской области.
Число граждан пожилого возраста в Калининградской области ежегодно растет. На 01 января 2012 года их численность составила 214,2 тыс. человек, что на 9,2% больше показателя предыдущего года.
15. Характерные особенности демографического, социального и экономического развития Калининградской области, а также специфика ее бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов определили сложившуюся систему мер социальной поддержки населения.
По охвату социальными выплатами Калининградская область имеет высокий уровень социальной защищенности населения. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, каждый четвертый житель области является получателем мер социальной поддержки, финансируемых за счет средств федерального либо областного бюджета.
16. В настоящее время в Калининградской области реализуется более 60 социальных выплат. Они предусмотрены как региональным, так и федеральным законодательством. На выплату тратится более 3,3 млрд. рублей в год (из регионального и федерального бюджетов).
Общее число лиц, получающих социальные выплаты - более 233 тысяч человек. Основная их доля - пенсионеры (лица преклонного возраста, инвалиды).
Наиболее массовые виды ежемесячных выплат представлены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Вид выплаты |
Число получателей (чел.) |
1. |
Ежемесячная денежная выплата (далее - ЕДВ) (ветераны труда, труженики тыла, жертвы политрепрессий, многодетные семьи) |
71 тысяча |
2. |
Компенсации жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) (инвалиды, участники ВОВ, чернобыльцы и др.) |
80 тысяч |
3. |
Жилищные субсидии |
34 тысячи |
4. |
Компенсации ЖКУ вдовам военнослужащих |
3 тысячи |
5. |
ЕДВ почетным донорам |
2 тысячи |
17. Наиболее массовые виды единовременных выплат представлены в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Вид выплаты |
Число получателей в год (чел.) |
1. |
Выплата ко Дню Победы (участники ВОВ, труженики тыла, блокадники) |
19 тысяч |
2. |
Пособие на погребение |
2 тысячи |
3. |
Адресная помощь |
4 тысячи |
18. В сфере социальной поддержки населения сложились следующие стратегические тенденции:
1) усиление адресности при предоставлении денежной помощи;
2) развитие в приоритетном порядке тех выплат, которые предназначены наиболее социально уязвимым категориям населения.
19. Вместе с тем наиболее массовая ежемесячная денежная выплата (ветераны труда, труженики тыла, жертвы политрепрессий, многодетные семьи), предоставляемая в Калининградской области в соответствии с федеральным законодательством, является категориальной выплатой, не зависящей от фактического дохода получателя и его потребностей. При этом финансовая нагрузка на областной бюджет в этой связи весьма значительна: свыше 1,2 млрд рублей, более 60 процентов от всех затрат на социальные выплаты. Столь значительные расходы при ограниченных возможностях областного бюджета не позволяют в должной мере развивать адресные выплаты, предоставляемые с учетом доходов семьи. Тем не менее, доля таких выплат в общем объеме расходов областного бюджета на социальные выплаты постоянно растет и в 2012 году достигла 30 процентов. Тенденции ее роста планируется сохранить и далее.
20. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на 01 июля 2013 года в Калининградской области осуществляют 37 учреждений социального обслуживания населения, из которых 22 - муниципальные:
1) 4 дома-интерната общего типа для граждан пожилого возраста и инвалидов;
2) 7 домов-интернатов психоневрологического типа для граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) 1 специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов из числа освобождаемых из мест лишения свободы, лиц ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности;
4) 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей;
5) 1 учреждение среднего профессионального образования для детей-сирот, инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
6) 22 комплексных центра социального обслуживания населения (муниципальные учреждения) для граждан пожилого возраста и инвалидов.
21. В последние годы в Калининградской области, как и в целом по Российской Федерации, сохраняется очередность в стационарные учреждения социального обслуживания. Действующая сеть учреждений социального обслуживания не обеспечивает потребность в стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (общее число фактически развернутых коек на 01 июля 2013 года составило 2040 единиц). На 01 июля 2013 года очередь в дома-интернаты составила 263 человека.
Данная проблема объясняется следующими причинами.
Население Калининградской области, как и население Российской Федерации в целом, переживает устойчивый период демографического старения.
Доля граждан старшего поколения на начало 2012 года составила 214,2 тысячи человек или 22,6% от общего количества проживающих в Калининградской области. В силу эксклавности и массового заселения Калининградской области в конце 40-х и начале 50-х годов прошлого века у многих жителей преклонного возраста утеряны родовые связи с другими регионами. Наряду с этим растет продолжительность жизни населения, в том числе в домах-интернатах (с 2009 года продолжительность жизни клиентов учреждений социального обслуживания выросла на 1% и составила 76,6 года, что выше областного показателя на 10,3% и федерального - на 8,9%). Информационная открытость и благоприятные условия, созданные в стационарных учреждениях социального обслуживания, способствуют увеличению спроса на стационарные услуги.
22. Приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является оказание услуг на дому. Данная форма предоставления социальных услуг является более социально ориентированной, поскольку сохраняет привычные условия проживания для граждан, а также является более экономичной по сравнению со стационарным социальным обслуживанием.
23. Государственные полномочия по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов вне стационарных условий (в том числе на дому) осуществляют 22 муниципальных комплексных центра социального обслуживания. В них организована работа по следующим отделениям:
1) социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (обслуживается около 4,0 тыс. пожилых граждан);
2) специализированное социально-медицинское обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (обслуживается около 2,0 тыс. пенсионеров);
3) срочное социальное обслуживание населения (ежегодно получают различные виды социальной помощи и услуг свыше 20,0 тыс. человек);
4) дневное пребывание для граждан пожилого возраста и инвалидов (более 1,0 тыс. пенсионеров занимаются в различных кружках по интересам).
24. Вместе с тем в Калининградской области растет число граждан пожилого возраста, относящихся к категории одиноких или одиноко проживающих, малообеспеченных граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи и социальных услугах.
25. С учетом изменения функциональных возможностей гражданам старшего поколения присущи: утрата привычного социального статуса, неустойчивое материальное положение, ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию. В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Большинство из них не может самостоятельно разрешить свои проблемы. В настоящее время для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, возрастают социальные и экономические издержки, а также снижается надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. В неблагоприятной ситуации нередко находятся одинокие пожилые люди и пожилые супружеские пары.
Помимо учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов активная работа ведется двумя центрами социально-трудовой адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и центром социальной реабилитации для наркозависимых граждан.
26. Еще одной из проблем в сфере социального обслуживания населения является отсутствие развитой инфраструктуры для инвалидов, что затрудняет доступ инвалидов к востребованным объектам социальной инфраструктуры, пользование средствами транспорта, связи и информации. Актуальность проблемы создания в Калининградской области доступной среды для инвалидов определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. По состоянию на 01 июля 2013 года на территории Калининградской области проживает 81 084 инвалида, в том числе 2 790 детей-инвалидов.
27. Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает серьезные социально-экономические последствия, такие как:
1) высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;
2) равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании, их социальная разобщенность с лицами, которые не относятся к данной категории (отношенческие барьеры), предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний.
28. Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности: беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, пользования транспортом, средствами связи и информации.
В настоящее время доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры в Калининградской области составляет 17,1%. Прогнозируется, что значение данного показателя к 2020 году составит не менее 55%.
29. В целях повышения доступности и качества реабилитационных услуг особое внимание будет уделяться развитию системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, особенно детей-инвалидов. Планируется, что к 2020 году не менее 75% детей-инвалидов будут получать реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями.
30. Обзор основных проблем и рисков социально-экономического развития и сложившейся системы социальной защиты населения Калининградской области позволяет сформулировать следующие направления развития:
1) развитие кадрового потенциала учреждений социального обслуживания населения;
2) оптимизация сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения;
3) повышение доступности и качества предоставления населению социальных услуг, в том числе путем привлечения негосударственных организаций к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
4) внедрение инновационных социальных технологий в сфере предоставления социальных услуг;
5) развитие принципов адресности при предоставлении социальных выплат и услуг.
31. В течение нескольких лет Калининградская область демонстрирует устойчивую динамику улучшения демографических показателей (рождаемость выросла с 2007 по 2012 год с 10,9 до 12,4 чел. на 1000 человек). В 2012 году в Калининградской области родилось 11819 человек. Общая численность детей в возрасте 0-17 лет в 2012 году составила 167420 человек, что на 2361 человека больше по сравнению с 2011 годом. Показатель рождаемости сохраняет тенденцию к постепенному увеличению.
32. Росту рождаемости и, как следствие, росту количества детей способствует политика Правительства Калининградской области по реализации мер государственной поддержки семей с детьми в форме пособий и других денежных выплат: единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка, ежемесячное пособие многодетной семье, ежемесячная денежная выплата многодетной семье, ежегодная денежная выплата на подготовку детей к школе, ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей, областной материнский (семейный) капитал. Получателями вышеуказанных мер социальной поддержки являются более 60 тысяч жителей Калининградской области.
33. Другим важным направлением работы по поддержке семей с детьми разных социальных категорий является организация и обеспечение оздоровительной кампании детей в Калининградской области. На эти цели в 2012 году направлены денежные средства из всех источников в объеме 456,4 млн руб., что позволило обеспечить отдых и оздоровление для 93584 детей (98,9 % от общего числа подлежащих отдыху и оздоровлению), в том числе: санаторно-курортное оздоровление для 4 572 детей с различными видами заболеваний, трудовая занятость для более 10 000 несовершеннолетних, около 30 000 детей отдохнули в малозатратных формированиях (лагерях продолжительностью менее 18 дней, походах, экскурсиях, акциях, экспедициях). На территории Калининградской области расположено 372 учреждения различных форм отдыха и оздоровления, в том числе: 17 загородных лагерей, 343 лагеря с дневным пребыванием при школах, спортивных школах, домах творчества, подростковых клубах, социальных учреждениях, 5 детских санаториев, 4 санаторно-оздоровительных лагеря, 3 палаточных лагеря.
34. Особое внимание уделяется работе с неблагополучными семьями, где родители не исполняют должным образом обязанности по воспитанию и содержанию детей. Выявление таких семей, организация работы с ними с привлечением всех заинтересованных ведомств - важное звено деятельности по защите прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В Калининградской области проживает более 267 тысяч семей, в том числе 117 тысяч семей с детьми. По состоянию на 01 января 2013 года число семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составило 35 448. Число семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, - 783.
35. Вопросы координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних отнесены к полномочиям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Государственные полномочия Калининградской области в сфере организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав переданы на муниципальный уровень, в Калининградской области функционируют 22 муниципальные комиссии. В 2012 году муниципальными комиссиями было рассмотрено 3417 материалов в отношении несовершеннолетних и родителей, поставлено на профилактический учет и организована индивидуальная профилактическая работа с 1550 несовершеннолетними, в учебные заведения возвращено 99 подростков, временно трудоустроено 368 человек, оказана помощь в бытовом устройстве 290 подросткам, 599 человек направлены в центры помощи семье и детям.
Специалисты органов и учреждений социальной защиты населения в пределах своей компетенции организуют выявление фактов семейного и детского неблагополучия, проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
36. В Калининградской области создана система специализированных учреждений помощи семье и детям. Так, в области функционируют 7 приютов и стационарных отделений для детей и подростков, 6 центров социальной помощи семье и детям, 16 отделений помощи семье, женщинам и детям центра социальной помощи семье и детям, областной кризисный центр помощи женщинам, социально оздоровительный центр, 6 учреждений интернатной системы. Поскольку названные службы являются областными, члены семей, нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации, обслуживаются центрами и приютами независимо от места жительства. В 2012 году в Калининградской области 25% от общего количества семей с детьми воспользовались услугами социальных учреждений и органов социальной защиты населения, осуществлен социальный патронаж 6698 семей.
37. В течение 2012 года в подведомственных Министерству социальной политики Калининградской области специализированных учреждениях для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, проходили реабилитацию 650 детей и подростков (в 2011 году - 563). Доля семейного устройства детей после реабилитации в 2012 году составила 74%: из 485 несовершеннолетних, реабилитация которых завершена в течение года, 357 человек возвращены в родные семьи либо устроены в замещающие. Благодаря раннему выявлению неблагополучных семей и их сопровождению, за период с 2010 по 2013 год на 18% снизилось количество родителей, лишенных родительских прав (ограниченных в родительских правах). За последние три года на 8,5% сократилось общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом с 78% до 80% увеличилась доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, в два раза сократилось количество детских домов (с 16 до 8 учреждений). Представленные данные свидетельствуют о выполнении основной задачи по сохранению родной семьи для ребенка и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
38. Традиционно особое внимание уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В 2012 году из 30188 детей данной категории, в возрасте от 6 до 18 лет оздоровлено около 27 тысяч человек. С учетом трудоустройства и организации малозатратных лагерей охват отдыхом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составил более 98%.
Правительством Калининградской области обеспечиваются права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению их жильем. За последние пять лет более 470 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечены жилыми помещениями.
39. Вместе с тем учитывая, что количество семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, остается высоким, доля детей, оставшихся без попечения родителей (4,0% от общего числа детского населения Калининградской области), по-прежнему высока. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в плановом периоде до 2020 года потребность граждан в мерах социальной поддержки сохранится. Исходя из анализа ситуации, можно выделить основные направления работы:
1) усиление адресности социальных выплат, дальнейшее развитие форм их предоставления, обусловленных реальным положением семьи;
2) расширение социальной помощи семьям с детьми путем заключения и реализации "социального контракта";
3) расширение сферы услуг социального обслуживания населения, а также социальной поддержки семей и детей;
4) дальнейшее расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, исходя из критериев нуждаемости;
5) развитие системы профилактики материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей как инструмента повышения эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан, снижающего риски возникновения трудной жизненной ситуации и расходы на преодоление ее последствий;
6) обеспечение комплексной безопасности детей во время пребывания в учреждениях по оздоровлению и отдыху, а также при перевозке к местам отдыха и обратно; необходимость капитального ремонта загородных лагерей в целях создания комфортных и безопасных условий для отдыха и оздоровления детей всех групп здоровья, поскольку большинство зданий в этих учреждениях построены 40-50 лет назад;
7) оптимизация работы органов опеки и попечительства над несовершеннолетними и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передача данных учреждений в ведение Министерства социальной политики Калининградской области;
8) развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение к 2020 году числа детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в таких учреждениях, до 8,5 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калининградской области;
9) дальнейшее совершенствование работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открытие новых направлений работы: сопровождение семей, постинтернатное сопровождение выпускников, создание в учреждениях условий, максимально приближенных к домашним, повышение эффективности воспитательной и профориентационной работы, подготовка детей к самостоятельной жизни;
10) решение проблемы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.