Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2015 г. N 778 раздел I настоящего приложения изложен в новой редакции
Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
1. Приоритеты государственной политики в сфере развития образования определены на основании следующих правовых актов:
1) Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
2) Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
3) Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
4) Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
5) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
6) государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295;
7) план действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N 1507-р;
8) федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 года N 61;
9) государственная программа Российской Федерации "Социально- экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 311;
10) федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497.
2. При разработке государственной программы учитывались следующие приоритеты развития системы образования:
1) эффективная социализация обучающихся через формирование ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений, противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде;
2) обеспечение социальной мобильности обучающихся в обществе через поддержку талантливых и активных молодых людей, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, в том числе через развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3) вхождение нового поколения в открытое информационное сообщество, для этого в содержании образования должна занять центральное место предметность, влияющая на развитие коммуникативных компетентностей обучающихся: математика и информатика, иностранные языки, межкультурное обучение;
4) образование как самостоятельно определяемая деятельность реализует ресурс свободы выбора для каждого человека, получающего образование, занимающегося саморазвитием; социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а должен представлять интересы семей и работодателей;
5) инвестиции в повышение качества человеческого капитала как условие развития всех секторов экономики;
6) выполнение миссии образования как одного из институтов социализации и одновременно института получения профессиональных компетенций.
3. Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала и в конечном итоге социально-экономическое развитие Калининградской области. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. Задача доступности образования на основных уровнях (общее образование, среднее профессиональное и высшее образование) в значительной степени сегодня решена. Исключением пока остается дошкольное образование.
4. Приоритетом политики Калининградской области на данном этапе развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования. Другим системным приоритетом выступает повышение качества результатов образования на разных уровнях.
5. Сложившаяся система образования Калининградской области сегодня дополняется новыми элементами. Еще одним системным приоритетом государственной программы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека.
6. Современное качество образования может достигаться только при активном участии в управлении изменениями в образовании всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Поэтому необходима модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности получателей образовательных услуг, а также их семей, работодателей и местных сообществ через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Необходимо сформировать систему независимой оценки качества образования с учетом критериев, предъявляемых бизнес-сообществом к системе образования в современных условиях.
7. Приоритетом модернизации общего образования в последние годы стало обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса. В этой сфере на уровне Калининградской области реализуются программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников.
Пополнение и развитие кадровых ресурсов системы образования Калининградской области преимущественно обеспечиваются существующей системой профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории Калининградской области.
8. Определение цели и задач государственной программы исходит как из внутренних факторов системы, так и из перспектив развития Калининградской области, в том числе образования и развития кластеров, соответствующих потребностям экономики Калининградской области.
9. Оценка результатов реализации государственной программы осуществляется на основе показателей, позволяющих определить степень решения тактических задач и достижения цели государственной программы. Сведения о показателях (индикаторах) достижения цели, перечне основных мероприятий государственной программы приведены в таблицах 1 и 2 приложения N 1 к настоящей государственной программе.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы приведены в таблице 3 приложения N 1 к настоящей государственной программе.
Информация о финансовом обеспечении реализации государственной программы Калининградской области "Развитие образования" за счет средств областного бюджета приведена в таблице 4 приложения N 1 к настоящей государственной программе.
10. На современном этапе наблюдаются положительные тенденции в развитии демографического потенциала Калининградской области. Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, предусматривает обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Большое значение в решении указанных проблем имеет реализация в Калининградской области проекта модернизации системы дошкольного образования. Условия предоставления и методика расчета субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калининградской области на реализацию мероприятий по модернизации системы дошкольного образования Калининградской области приведены в приложении N 2 к настоящей государственной программе.
11. Обеспечение качества услуг дошкольного образования предусматривает:
1) обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
2) введение оценки деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности;
3) введение федеральных государственных образовательных стандартов во всех образовательных организациях дошкольного образования.
12. С целью обеспечения обновления кадрового состава и привлечения молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании организована работа по введению эффективного контракта - трудового договора с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.
13. Изменения в общем образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, обеспечение достижения новых образовательных результатов, предусматривают:
1) обеспечение обучения всех школьников по федеральным государственным образовательным стандартам;
2) повышение качества подготовки школьников Калининградской области.
14. Обеспечение равного доступа к качественному образованию предусматривает:
1) введение оценки деятельности организаций общего образования на основе показателей эффективности их деятельности;
2) введение эффективного контракта в государственных и муниципальных образовательных организациях, которое предполагает обновление кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в школе.
15. Создание равных условий для получения общего образования в том числе осуществляется за счет обеспечения транспортной доступности образовательных организаций для всех обучающихся на территории всех муниципальных образований Калининградской области, создания новых мест и улучшения условий предоставления образования в общеобразовательных организациях Калининградской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также создания условий для реализации инклюзивного образования в образовательных организациях Калининградской области. Условия предоставления и методика расчета субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калининградской области на софинансирование расходов по организации бесплатной перевозки обучающихся к муниципальным общеобразовательным организациям приведены в приложении N 3 к настоящей государственной программе.
16. Условия предоставления и методика расчета субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калининградской области, организующих бесплатную перевозку обучающихся к месту учебы, на модернизацию автобусного парка приведены в приложении N 4 к настоящей государственной программе.
17. В 22 муниципальных образованиях Калининградской области функционируют 186 общеобразовательных организаций, треть из которых расположены в приспособленных зданиях и зданиях довоенной постройки.
Согласно прогнозу демографической ситуации в Калининградской области с 2015 по 2025 год численность детей и молодежи от 7 до 17 лет увеличится на 18385 человек - как за счет рождаемости, так и в связи с увеличением миграционных потоков из восточной части Российской Федерации из-за привлекательности Калининградской области как региона, благоприятного для проживания. Увеличение притока в Калининградскую область детей школьного возраста приведет к увеличению численности учащихся, обучающихся во вторую смену. В связи с чем с целью создания новых мест для обучающихся в Калининградской области необходимо строительство новых школ, а также модернизация зданий образовательных организаций с износом более 50 процентов.
Перечень объектов строительства и капитального ремонта зданий образовательных организаций Калининградской области на 2015-2020 годы (на перспективу до 2025 года) приведен в таблице 5 приложения N 1 к настоящей государственной программе.
Условия предоставления и методика расчета субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калининградской области на создание новых мест в общеобразовательных организациях Калининградской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, приведены в приложении N 5 к настоящей государственной программе.
18. Условия предоставления и методика расчета субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калининградской области на улучшение условий предоставления образования в общеобразовательных организациях Калининградской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, приведены в приложении N 6 к настоящей государственной программе.
19. Условия предоставления и методика расчета субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калининградской области на реализацию мероприятий по формированию сети образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, приведены в приложении N 7 к настоящей государственной программе.
20. Изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, предусматривают, что не менее 75 процентов детей от 5 до 18 лет, в том числе проживающих в сельской местности, будут охвачены программами дополнительного образования, из них не менее 50 процентов - за счет бюджетных средств. Условия предоставления и методика расчета субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калининградской области на реализацию мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом приведены в приложении N 8 к настоящей государственной программе.
21. С учетом неблагоприятного прогноза перехода существенной доли трудоспособного населения (до 9 процентов) в категорию населения пенсионного возраста необходимость обеспечения Калининградской области качественной социальной инфраструктурой становится особенно актуальной.
22. Прогнозируемое сокращение численности трудоспособного населения ведет к нарастающему дефициту квалифицированных кадров, а несоответствие имеющейся системы высшего и среднего профессионального образования современным квалификационным требованиям и стандартам рынка труда также может негативно влиять на конкурентоспособность экономики Калининградской области. В связи с этим для экономического роста требуется увеличение численности граждан, занятых в экономике региона, которое должно обеспечиваться путем регулирования государственного заказа на подготовку кадров для отраслей, обеспечивающих рост валового внутреннего продукта. Также численность населения, занятого в экономике, может быть увеличена за счет профессиональной переподготовки безработных граждан и граждан трудоспособного возраста, не вовлеченных в экономику Калининградской области.
23. Инновационный сценарий развития основных отраслей Калининградской области может быть обеспечен только при наличии достаточного числа высококвалифицированных кадров. Особую роль в подготовке достаточного числа высококвалифицированных кадров должны сыграть профессиональные образовательные организации, особенно среднего профессионального образования, как основные поставщики квалифицированной рабочей силы, востребованной на рынке труда Калининградской области.
24. Промышленность, экономика Калининградской области как никогда нуждаются в кадрах, способных быстро реагировать на постоянное обновление оборудования, внедрение современных производственных технологий, инновационное развитие предприятий. Перспективой развития системы профессионального образования является создание территориально-отраслевых образовательных кластеров, многофункциональных центров прикладных квалификаций путем организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений всех уровней при активном участии работодателей на основе государственно-частного партнерства.
25. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" с учетом необходимости обеспечения к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в 2014-2020 годах в Калининградской области планируется строительство 17 организаций дошкольного образования (общее количество мест - 9207).
26. В связи с тем что федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предусматривает организацию образовательного процесса только в одну смену, в период с 2014 по 2020 год в Калининградской области планируется строительство новой школы по ул. Артиллерийской - Серова в муниципальном образовании "Городской округ "Город Калининград" на 825 мест.
27. Для обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики Калининградской области планируются создание профессиональной образовательной организации, ведущей подготовку специалистов для автомобилестроения, а также реконструкция здания государственного бюджетного учреждения Калининградской области профессиональной образовательной организации "Художественно-промышленный техникум" в целях осуществления подготовки кадров по обработке янтаря. Предполагается формирование условий для создания в рамках частно-государственного партнерства многопрофильных центров прикладных квалификаций с возможностью заключения концессионных соглашений.
28. Обозначенные выше приоритеты и цели государственной политики в сфере развития образования в Калининградской области обусловливают цель государственной программы - обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики на территории Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.