Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. Поскольку сфера охраны окружающей среды охватывает целый ряд отраслей и видов деятельности, необходимо обозначить документы планового характера, которые отражают отраслевые приоритеты и цели по отдельным отраслям и сферам деятельности в области охраны окружающей среды, а именно:
1) Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р;
2) Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;
3) Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318;
4) Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года N 350;
5) Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 октября 2008 года N 248 и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31 октября 2008 года N 482;
6) Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Председателем Правительства Российской Федерации 24 апреля 2012 года N 1853п-П8;
7) Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1039-р.
2. В соответствии с указанными документами социально-экономического развития Российской Федерации и Калининградской области, а также долгосрочными плановыми документами развития отдельных отраслей и сфер деятельности сформированы следующие основные приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы:
1) повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
2) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов;
3) улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины;
4) обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса;
5) повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Калининградской области;
6) совершенствование системы государственного управления геологическим изучением недр и воспроизводством минерально-сырьевой базы;
7) повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
8) совершенствование системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование геологической информации;
9) совершенствование научно-технического обеспечения геологоразведочных работ и создание условий для внедрения инновационных технологий;
10) обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
11) повышение качества жизни населения Калининградской области, в том числе за счет создания зон санитарной охраны водных объектов и обеспечения населения чистой питьевой водой;
12) сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников;
13) улучшение экологического состояния водных объектов;
14) сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;
15) совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата;
16) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;
17) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания населения Калининградской области.
Около 15 процентов территории Российской Федерации по экологическим показателям находятся в критическом или околокритическом состоянии. Отмечаются тенденции сокращения видового биологического разнообразия и изменения состояния окружающей среды на фоне потепления климата. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 56 процентов городского населения. Ситуация с качеством питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной в первую очередь вследствие сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты (более 40 процентов населения страны сталкивается с проблемой качества воды). Экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия и непринятии мер по сокращению накопленного экологического ущерба может привести к дальнейшему обострению экологических проблем.
Прогноз основных опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера показывает, что на территории Российской Федерации сохранится высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.
Институциональной основой новой экологической политики должна стать обновленная система экологического регулирования, соответствующая приоритетам развития страны до 2020 года и новому постиндустриальному уровню развития российского общества.
Цель экологической политики - значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Успешная реализация Российской Федерацией программы экологического развития является важнейшим вкладом в сохранение глобального биосферного потенциала и поддержание глобального экологического равновесия.
Выделяются следующие основные направления обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека.
Первое основное направление - экология человека - создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.
Необходимо установить нормативы качества воздуха, воды, почвы и других важных экологических характеристик, соответствующих как минимум безопасному уровню воздействия этих сред на здоровье человека. Одновременно для этих территорий следует установить нормативы допустимой антропогенной нагрузки, осуществление которой обеспечивает непревышение нормативов качества природной среды. Тем самым будут установлены количественные и качественные ориентиры для разработки местных экологических программ и поэтапного снижения негативного воздействия субъектов экономической деятельности. Одной из целей введения нормирования качества среды должно стать определение территорий, концентрация загрязнения на которых квалифицируется как опасная, что создает угрозу здоровью и жизни проживающего на них населения.
Это направление включает в себя ликвидацию накопленного загрязнения, восстановление эродированных, захламленных территорий, обеспечение эффективной санитарии, управление бытовыми отходами, пропаганду здорового образа жизни. Следует разработать специальные экологические медико-биологические нормы безопасности и комфортности среды проживания человека, осуществлять специализированный мониторинг.
Второе основное направление - экология природной среды - сохранение и защита природной среды.
Основу действий в этом направлении будут составлять новые методы территориального планирования, землепользования и застройки, учитывающие экологические ограничения. Следует создать такую систему особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечивала сохранение естественных экосистем во всех природно-климатических регионах Российской Федерации, делая их центрами сохранения генетического фонда, инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия.
Целевыми показателями прогресса в этом направлении должны стать сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, повышение биопродуктивности природных систем до безопасных уровней, восстановление видового разнообразия.
Приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются:
1) создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;
2) улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины;
3) стимулирование структурных преобразований в лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур;
4) оптимизация структуры экспорта лесной продукции;
5) развитие производства лесозаготовительных машин и современного оборудования для переработки древесины.
Приоритетными направлениями развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе являются:
1) гарантированное обеспечение потребностей населения и экономики в водных ресурсах при осуществлении мер по рационализации водопользования с учетом прогнозируемого изменения климата и водности рек на территории Российской Федерации;
2) снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных объектов, улучшение состояния и восстановление водных объектов, в первую очередь источников питьевого водоснабжения, и их экосистем;
3) создание в регионах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и риском аварийных техногенных загрязнений альтернативных систем обеспечения населения питьевой водой из подземных источников;
4) совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения;
5) развитие системы мониторинга водных объектов и водохозяйственных систем, совершенствование систем прогнозирования и информационного обеспечения, в том числе направленных на защиту населения и объектов экономики от наводнений, сведение к минимуму ущербов от негативного воздействия вод, включая поддержание в безопасном состоянии водоподпорных гидротехнических сооружений;
6) вовлечение в хозяйственный оборот водных ресурсов для решения проблем дефицита пресной воды;
7) защита от паводков и создание резервуаров пресной воды посредством развития водно-энергетической инфраструктуры;
8) внедрение эффективного экономического механизма рационального водопользования и охраны водных объектов, ориентированного на самофинансирование водохозяйственного комплекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.