Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 изменен с 9 октября 2018 г. - Постановление Правительства Калининградской области от 9 октября 2018 г. N 600
Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
1. Приоритеты государственной политики в сфере экономического развития определены на основе следующих положений федеральных и региональных правовых актов:
1) Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
2) Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
3) Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 года N 548 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
4) Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683;
5) стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 2227-р;
6) концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
7) концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 2516-р;
8) государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 311;
9) стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583.
2. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одними из главных целей перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста и инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации являются создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий с занятием значимого места на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг и становление российской экономики как одного из глобальных центров мирового хозяйства.
3. Главные стратегические направления развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, обеспечивающие переход к инновационному социально ориентированному развитию экономики, определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
4. Одним из условий такого перехода является выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом следующих приоритетов:
1) сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни, выравнивание развития субъектов Российской Федерации, прежде всего в столь значимых для общества сферах, как образование, здравоохранение, культура, а также создание инфраструктурной обеспеченности территорий;
2) сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики;
3) значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, а также сближение стандартов жизни между крупными и малыми городами, городским и сельским населением;
4) обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов;
5) обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка;
6) обеспечение взаимодействия по принятию на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ Калининградской области;
7) совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти и органов местного самоуправления Калининградской области в целях эффективного осуществления их полномочий и создания максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов;
8) формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах, в том числе образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;
9) развитие транспортно-логистической инфраструктуры в рамках формирования опорной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с постепенной ее интеграцией в мировые транспортные системы;
10) создание благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы, повышение качества жизни населения Калининградской области и развитие человеческого капитала.
5. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в Калининградской области требуется развивать сеть международных и внутрироссийских распределительных центров воздушных перевозок (аэропортов-хабов).
6. Калининградская область отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года как регион, которому требуются комплексные меры, предусматривающие не только предоставление финансовой помощи, направленной на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, но и оказание целевой финансовой поддержки региональных проектов развития, в том числе за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также путем создания особых экономических зон.
7. Кроме того, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года с 2011 года предполагается осуществление в Калининградской области полной либерализации оптового рынка электрической энергии (мощности) и перехода к государственному регулированию тарифов инфраструктурных компаний в сфере электроэнергетики (на передачу электроэнергии по сетям и диспетчеризацию) при сохранении регулируемых тарифов на электроэнергию, отпускаемую населению, и тарифов на электроэнергию для территорий, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии (мощности).
8. Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной экономической политике" выбран вектор развития российской экономики по инновационному пути, итогом развития должно стать повышение темпов и обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан и достижение технологического лидерства Российской Федерации на мировой арене. В соответствии с данным указом Правительству Российской Федерации необходимо принять меры, направленные, в частности, на увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году.
9. Долгосрочные ориентиры развития заданы субъектам инновационной деятельности Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в том числе по созданию в Российской Федерации сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, при этом стимулирование инноваций необходимо осуществлять в соответствии с учетом особенностей регионов и их потребностей.
10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет государственную политику в области обеспечения национальной безопасности, связанную по целям и задачам с социально-экономическим развитием регионов, а также стратегические национальные приоритеты и меры в области внутренней политики:
1) повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
2) экономический рост, который достигается путем развития национальной инновационной системы и вложения инвестиций в человеческий капитал;
3) предотвращение угрозы национальной безопасности, связанной с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации, путем проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества.
11. В долгосрочной перспективе угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией уровней развития регионов России, предотвращаются путем развертывания полномасштабной национальной инновационной системы за счет формирования перспективных территориально-промышленных районов.
12. Кроме того, социально-экономическая направленность указанной Стратегии исходит из принципа "безопасность через приоритеты устойчивого развития", то есть путем достижения стратегических национальных приоритетов, в числе которых - национальная оборона, государственная и общественная безопасность, повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование.
13. Концепцией развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме определены следующие направления деятельности по развитию механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг:
1) оптимизация услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий;
2) совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления услуг.
14. Направлениями деятельности, обозначенными в концепции, задан вектор для достижения целевых показателей Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
Пункт 15 изменен с 29 апреля 2019 г. - Постановление Правительства Калининградской области от 29 апреля 2019 г. N 308
15. Обозначенные выше приоритеты и цели государственной политики в сфере экономического развития обусловливают цель государственной программы - устойчивый рост экономики Калининградской области.
Положительная динамика ключевых социально-экономических показателей свидетельствует о стабильном развитии Калининградской области.
Основа экономического роста и социальной стабильности Калининградской области главным образом строится на специальных экономических режимах. Федеральным законом от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) определены главные механизмы функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области.
С начала действия Федерального закона N 16-ФЗ и по 2016 год включительно рост валового регионального продукта Калининградской области в сопоставимых ценах более чем на 30 процентов превысил рост валового регионального продукта в среднем по субъектам Российской Федерации.
К факторам, сдерживающим динамичное социально-экономическое развитие Калининградской области, относятся следующие проблемы:
1) экономика Калининградской области испытывает дефицит факторов производства с высокими качественными характеристиками, что отражается в недостаточной обеспеченности предприятий в Калининградской области высокопроизводительными рабочими местами. Возможности имеющихся основных фондов и трудовых ресурсов ограничивают существующий потенциал развития перспективных направлений экономической деятельности, а соответственно, снижают их конкурентоспособность;
2) для большинства производств в Калининградской области характерна низкая доля добавленной стоимости, а также высокая степень износа основных фондов;
3) ограниченная инфраструктурная обеспеченность;
4) физический износ объектов инфраструктуры опережает темпы реконструкции и технического перевооружения;
5) нестабильная динамика инвестиций, высокая зависимость от реализации крупных инфраструктурных проектов;
6) ограниченность количества трудовых ресурсов (снижение численности населения трудоспособного возраста);
7) нехватка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для освоения новых производственных технологий, дисбаланс между выпуском и потребностями в кадрах определенного уровня подготовки и квалификации, уменьшение численности трудовых ресурсов.
Государственная программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение устойчивого экономического роста на основе модернизации экономики Калининградской области и решение проблем, сдерживающих динамичное социально-экономическое развитие Калининградской области.
Для достижения цели государственной программы предполагается решение следующих задач:
1) повышение эффективности системы стратегического планирования социально-экономического развития Калининградской области;
2) повышение эффективности государственного и муниципального управления;
3) совершенствование государственной политики и реализации государственных функций в сфере земельных и имущественных отношений;
4) создание благоприятного инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса в Калининградской области;
5) обеспечение эффективного управления в сфере реализации государственной программы.
В целях решения поставленных задач в рамках государственной программы осуществляется реализация подпрограмм и отдельных мероприятий, не включенных в подпрограммы.
Подпрограмма "Совершенствование системы государственного стратегического управления" направлена на создание эффективной системы стратегического планирования, повышение эффективности реализации программных документов социально-экономического развития Калининградской области, включая государственные программы Калининградской области, а также улучшение качества прогнозирования (повышение обоснованности, точности, а также достоверности прогноза социально-экономического развития Калининградской области).
Подпрограмма "Совершенствование государственного и муниципального управления" направлена на реализацию мероприятий по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Калининградской области по принципу "одного окна", снижение административных барьеров. Участниками реализации мероприятий, необходимых для достижения установленных показателей основных мероприятий подпрограммы, являются органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, Государственное казенное учреждение Калининградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", государственное казенное учреждение Калининградской области "Многофункциональный миграционный центр".
Подпрограмма "Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости" направлена на реализацию мероприятий по обеспечению эффективности управления государственным имуществом Калининградской области.
Подпрограмма "Формирование благоприятной инвестиционной среды" направлена на создание благоприятных условий ведения на территории Калининградской области инвестиционной и предпринимательской деятельности, в том числе за счет улучшения качества регуляторной среды и работы институтов для бизнеса, формирование положительного имиджа Калининградской области, активизацию использования механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов, улучшение позиций Калининградской области в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. В рамках подпрограммы осуществляется мероприятие по предоставлению субсидий на поддержку юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Участником реализации указанного мероприятия является государственное казенное учреждение Калининградской области "Информационно-расчетный центр".
Обеспечение эффективного управления в сфере реализации государственной программы осуществляется путем реализации отдельных (основных) мероприятий, не включенных в подпрограммы государственной программы.
Пункт 16 изменен с 29 апреля 2019 г. - Постановление Правительства Калининградской области от 29 апреля 2019 г. N 308
16. Сведения о показателях (индикаторах) достижения целей государственной программы, перечне основных и отдельных (основных) мероприятий государственной программы приведены в таблицах 1 и 2 приложения N 1 к настоящей государственной программе.
Пункт 17 изменен с 29 апреля 2019 г. - Постановление Правительства Калининградской области от 29 апреля 2019 г. N 308
17. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы приведены в таблице 3 приложения N 1 к настоящей государственной программе.
Пункт 18 изменен с 29 апреля 2019 г. - Постановление Правительства Калининградской области от 29 апреля 2019 г. N 308
18. Сведения о планируемых объемах финансового обеспечения государственной программы за счет всех источников финансирования приведены в таблицах 4 и 5 приложения N 1 к настоящей государственной программе.
Пункт 19 изменен с 29 апреля 2019 г. - Постановление Правительства Калининградской области от 29 апреля 2019 г. N 308
19. Сведения о планируемых объемах расходов за счет средств областного бюджета на реализацию государственной программы приведены в таблицах 6 и 7 приложения N 1 к настоящей государственной программе.
20. В рамках государственной программы из областного бюджета местным бюджетам предоставляются субсидии на реализацию мероприятий муниципальных программ по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Условия предоставления и методика расчета субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий муниципальных программ по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг приведены в приложении N 2 к настоящей государственной программе.
21. В рамках государственной программы из областного бюджета местным бюджетам предоставляются субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению деятельности муниципальных учреждений, осуществляющих организацию предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".
Условия предоставления и методика расчета субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению деятельности муниципальных учреждений, осуществляющих организацию предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", приведены в приложении N 3 к настоящей государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.