Временное положение
о порядке управления государственным и муниципальным имуществом
на территории области
(приложение к решению Малого Совета областного Совета
народных депутатов от 12 августа 1992 г. N 199)
21 апреля 1993 г.
О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ростовской области см. Областной закон Ростовской области от 15 января 2001 г. N 125-ЗС
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях установления в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка управления и распоряжения собственностью области (города, района), а также объектами федеральной собственности, переданными в хозяйственное ведение и распоряжение области;
- урегулирования имущественных взаимоотношений органов представительной и исполнительной государственной власти, хозяйственного управления, предприятий и организаций;
- обеспечения эффективного функционирования имущества области, а также объектов федеральной собственности, переданных в хозяйственное ведение и распоряжение области;
- повышения уровня экономической и социальной защищенности работников государственных (муниципальных) предприятий и организаций;
- развития свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства в рамках государственного (муниципального) сектора экономики области.
1.2. Положение определяет порядок управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом области в соответствии с Законами РСФСР "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", другими законодательными и нормативными актами. В нем конкретизируются действия органов государственной власти и управления области по установлению режима функционирования имущества области, по наделению государственных и муниципальных предприятий области правами владения, пользования и распоряжения закрепленным за ними имуществом, по совершению различных хозяйственных операций с объектами имущества области, городов и районов.
1.3. Настоящее Положение действует до принятия органами государственной власти и управления Российской Федерации соответствующего законодательства и нормативных актов по управлению государственным и муниципальным имуществом.
2. Определение состава государственной и муниципальной
собственности и порядка оформления прав собственности
2.1. Разграничение государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность и собственность области устанавливается Верховным Советом Российской Федерации и решениями Ростовского областного Совета народных депутатов.
Пообъектный состав собственности области определяется постановлением Правительства Российской Федерации на основании постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", распоряжения Президента РФ от 18 марта 1992 года N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности ", Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности.
2.2. Для передачи объектов в государственную собственность области Комитет по управлению имуществом области разрабатывает перечни, в которые включаются объекты, не отнесенные к федеральной и муниципальной собственности в соответствиями с приложениями 1, 2, 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. N 3020-1.
Совет народных депутатов области утверждает представленные перечни объектов и вносит в Государственный комитет Российской Федерации по управлению имуществом предложение об их передаче в государственную собственность области.
Представляемые перечни объектов, передаваемых в государственную собственность области, должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены на каждой странице печатью Совета народных депутатов.
Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых в государственную собственность, представляются в двух идентичных экземплярах в Государственный Комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в государственную собственность области с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации о его передаче или по истечении З-месячного срока с момента регистрации перечня, если существующее решение Правительства не было принято.
2.3. Для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, в который могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности в соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 года N 3020-1.
Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляются в двух идентичных экземплярах в Комитет по управлению имуществом области.
Комитет регистрирует представленные перечни объектов в день их поступления.
Представляемые перечни объектов, предлагаемые к передаче в муниципальную собственность, должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью утвердившего его органа (постранично).
Комитет по управлению имуществом осуществляет проверку соответствия представленных перечней требованиям, установленным приложением 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. N 3020-1.
При обнаружении в перечнях объектов, не соответствующих указанному требованию, они исключаются из регистрационного перечня, о чем Комитет по управлению имуществом уведомляет орган, утвердивший перечень.
Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения N 3 указанного постановления Верховного Совета Российской Федерации, подлежат передаче в муниципальную собственность решением Совета народных депутатов области (малого Совета областного Совета народных депутатов) в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.
Иные объекты могут быть переданы в муниципальную собственность решением Совета народных депутатов области (малого Совета областного Совета народных депутатов) после передачи их в государственную собственность области по описанной выше схеме.
Перечни объектов собственности области, передаваемые в муниципальную собственность, должны быть согласованы с органами государственного управления области (департаментами), в ведении которых находятся указанные объекты.
При согласовании указанных перечней объектов областные органы государственного управления (департаменты) исходят из необходимости сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем), централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения их из состава объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования.
Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о его передаче Советом народных депутатов области (малым Советом) или по истечении 2-х месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято.
2.4. Объекты федеральной собственности, расположенные на территории области, не входят в состав областного имущества. Органы государственной власти и управления области принимают участие в управлении объектами федеральной собственности в пределах полномочий, определяемых законодательством РФ, специальным Положением, утвержденным Правительством РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Госкомимущества РФ. В случае передачи объектов федеральной собственности в хозяйственное ведение и распоряжение области порядок управления такими объектами регулируется нормативными актами, в соответствии с которыми они были переданы в хозяйственное ведение и распоряжение области. Областной Совет народных депутатов вправе вносить в органы государственной власти и управления РФ представления о передаче или продаже в собственность области предприятий, их структурных подразделений, а также иного имущества, находящегося в федеральной собственности.
2.5. Имущество на территории области, находящееся как в государственной, так и в муниципальной собственности, подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре государственной (муниципальной) собственности области.
Права и обязанности ведения реестра (функции реестродержателя) принадлежат:
- областному Комитету по управлению государственным имуществом по объектам, переданным в собственность области;
- комитетам по управлению имуществом городов (районов) по объектам, переданным в муниципальную собственность.
Об учете и ведении реестра областной собственности см. постановление Главы Администрации Ростовской области от 1 декабря 1998 г. N 511
2.6. Внесение объектов областного и муниципального имущества в реестр осуществляется соответствующими Комитетами по управлению имуществом в течение месяца со дня принятия Правительством РФ (областным, городским, районным Советом народных депутатов) решения о передаче данных объектов в областную (муниципальную) собственность. Одновременно с этим Комитеты по управлению имуществом обязаны направить официальные уведомления администрации предприятий, в соответствующие министерства и ведомства об отнесении предприятий в собственность области, города, района.
2.7. По объектам, переданным в областную (муниципальную) собственность и внесенным в реестр, соответствующие Комитеты по управлению имуществом обязаны:
- утвердить и обеспечить регистрацию уставов;
- заключить контракты с руководителями предприятий;
- переоформить договоры аренды, найма, пользования областного и муниципального имущества (в случае наличия таких договоров).
2.8. Внесение изменений в соответствующий реестр объектов областной (муниципальной) собственности осуществляется соответствующими Комитетами по управлению имуществом на основании:
-постановления Правительства РФ, решения Совета народных депутатов области, города, района;
- решения вышестоящего Комитета по управлению имуществом;
- акта о приемке объекта;
- акта купли-продажи имущества;
- Закона или иного акта Верховного Совета РФ, постановления РФ, решения суда - в случаях принудительного обращения объектов в федеральную, областную, муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.
2.9. Запись о внесении объекта в реестр объектов областной (муниципальной) собственности либо исключение из него по основаниям, предусмотренным п.2.8 настоящего Положения, должна быть совершена соответствующим Комитетом по управлению имуществом в 3-х дневный срок со дня принятия решения.
3. Управление и распоряжение объектами государственной и
муниципальной собственности на территории области
Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности см. решение городской Думы от 28 апреля 1998 г. N 95
3.1. Все правомочия собственника на объекты, переданные в результате разграничения государственной собственности на областную (муниципальную) собственность, принадлежат областному (городскому, районному) Совету народных депутатов.
3.2. Управление и распоряжение государственным имуществом и муниципальным имуществом области осуществляет областная (городская, районная) администрация через уполномоченный ею орган в пределах, установленных Законом РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", Законом РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", другими законами РФ, а также настоящим Положением и решениями областного и местных Советов, принятыми в пределах их компетенции.
3.3. Органам, уполномоченным управлять и распоряжаться имуществом, находящимся в областной (муниципальной) собственности, является областной (городской, районный) Комитет по управлению государственным (муниципальным) имуществом, действующий в соответствии с Положением о нем и с настоящим Положением.
3.4. Комитет по управлению имуществом области (города, района) имеет право:
оформлять документы на передачу с баланса на баланс объектов государственной (муниципальной) собственности;
оформлять договоры аренды государственного (муниципального) имущества;
распоряжаться государственным (муниципальным) имуществом и заключать договоры о закреплении данного имущества за государственным (муниципальным) предприятием (учреждением, организацией) на праве полного хозяйственного ведения, хозяйственного ведения, оперативного управления с установлением пределов осуществления такого права;
принимать решения о залоге государственного (муниципального) имущества, передаче его в безвозмездное пользование в пределах своей компетенции;
принимать в установленном порядке решения о создании, реорганизации, ликвидации государственных (муниципальных) предприятий, изменении их организационно-правовых форм за исключением предприятий, по которым решения принимаются Правительством Российской Федерации или Госкомимуществом России;
принимать решения о внесении государственной (муниципальной) собственности в качестве вклада в уставные капиталы предприятий любой организационно-правовой формы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
3.5. При выборе конкретного правового режима функционирования государственного (муниципального) имущества области Комитет руководствуется критериями экономической, социальной и экологической эффективности использования данного имущества.
3.6. Комитет вправе отказать трудовому коллективу государственного (муниципального) предприятия в закреплении за ним имущества, если это имущество используется предприятием неэффективно. В этом случае имущество может быть отчуждено (приватизировано), а предприятие ликвидировано (реорганизовано).
3.7. Государственное (муниципальное) предприятие имеет право обжаловать решения Комитета по определению правового режима функционирования имущества в соответствующем Совете народных депутатов или в арбитражном суде, если достигнуто соглашение сторон о передаче спора в арбитражный суд.
3.8. На государственном и муниципальном предприятии, а также предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем (учредителями) совместно с трудовым коллективом.
3.9. При найме руководителя государственного (муниципального) предприятия соответствующий Комитет совместно с трудовым коллективом заключает с ним трудовой договор (контракт), в котором определяется право, обязанности и ответственность руководителя перед собственником или органом, уполномоченным управлять имуществом и трудовым коллективом, условия оплаты его труда, срок контракта, условия освобождения от должности.
При заключении трудового договора (контракта) с руководителем предприятия требуется согласование кандидатуры с областным (городским, районным) органом государственного управления (департаментом), в ведении которого находится предприятие в форме визирования контракта.
4. Порядок передачи областного и муниципального имущества в полное
хозяйственное ведение (хозяйственное ведение, оперативное
управление) субъектов хозяйствования
4.1. Право полного хозяйственного ведения (хозяйственного ведения) предоставляется небюджетным государственным и муниципальным предприятиям области.
Учреждениям и организациям, состоящим на областном и местном бюджете, закрепленное за ними имущество может быть передано только в оперативное управление.
4.2. Для оформления прав полного хозяйственного ведения (хозяйственного ведения, оперативного управления) предприятию, учреждению или организации необходимо подать заявление в соответствующий Комитет по управлению имуществом. К заявлению прилагается устав, проект договора о закреплении имущества, акты приема-передачи: основных средств по инвентарным номерам объектов, местонахождению и маркам, нематериальных активов по видам, незавершенных капитальных вложений, долгосрочных финансовых вложений по видам запасов и затрат, денежных средств, расчетов и прочих активов (приложение 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 к Временным методическим указаниям по оценке стоимости объектов приватизации), перечень имущества с особым режимом использования (баланс предприятия форма 1), отчет о финансовых результатах и их использовании (форма 2), приложение к балансу предприятия (форма 5).
4.3. На основании представленных документов Комитет заключает с предприятием договор о закреплении имущества на праве полного хозяйственного ведения, хозяйственного ведения или оперативного управления.
4.4. Имущество считается переданным в полное хозяйственное ведение (хозяйственное ведение, оперативное управление) предприятию с момента подписания и регистрации соответствующего договора.
5. Порядок предоставления областного
и муниципального имущества в аренду
5.1. Исключительно Комитет по управлению имуществом области (города, района) осуществляет полномочия арендодателя при сдаче в аренду недвижимого имущества государственных предприятий, находящихся в собственности области (муниципальных предприятий, находящихся в собственности города, района), структурных единиц этих предприятий, их филиалов, отделений и других обособленных подразделений и является правопреемеником по договорам аренды, в том числе с правом выкупа.
5.2. Комитет по управлению имуществом области, наделенный Государственным Комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом правами территориального агентства, осуществляет полномочия арендодателя при сдаче в аренду недвижимого имущества государственных предприятий, относящихся к собственности Российской Федерации, их структурных единиц, филиалов, отделений и других обособленных подразделений и является правопреемником по договорам аренды, в том числе с правом выкупа.
5.3. Предоставление областного и муниципального имущества в аренду осуществляется в следующих формах:
- на аукционной основе;
- посредством коммерческого конкурса;
- целевым назначением;
- иными способами.
5.4. Аукцион представляет собой способ определения арендатора имущества путем открытой (публичной) продажи прав аренды на данное имущество. Арендатором становится участник аукциона, назвавший максимальную цену за право заключения договора аренды, либо максимальную величину арендной платы за определенный срок аренды.
5.5. Коммерческий конкурс является способом определения арендатора имущества путем закрытой условной продажи прав аренды на данное имущество. Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену за право заключения договора аренды (наибольшую арендную плату за определенный срок аренды), а также представивший предложения, наилучшим образом отвечающие заранее определенным условиям.
5.6. Целевым назначением имущество предоставляется в аренду в особых случаях - конкретному арендатору под определенный вид деятельности, в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества (товарищества), организациям и учреждениям, финансируемым из областного (городского, районного) бюджета.
5.7. Областное и муниципальное имущество предоставляется в аренду юридическим и физическим лицам на основании их заявлений (форма произвольная) в соответствующий Комитет по управлению имуществом.
5.8. Поступившие заявления регистрируются Комитетом и рассматриваются в течение 1 месяца с момента регистрации при наличии следующих обязательным документов:
- технико-экономического обоснования (бизнес-плана);
- копии учредительных документов заявителя, заверенные нотариально или комитетом (для юридических лиц).
5.9. В случае принятия Комитетом решения о допуске заявителя к участию в аукционе или конкурсе он сообщает об этом заявителю в письменной форме в течение трех дней с момента принятия решения и передает документы заявителя в областной (городской, районный) Фонд имущества.
5.10. Фонд имущества организует и проводит аукционы и конкурсы прав аренды областного и муниципального имущества. Порядок организации и проведения аукциона (конкурса) прав аренды регулируется специальным положением, разрабатываемым Фондом и утверждаемым Советом народных депутатов.
5.11. По итогам аукциона (конкурса) Фонд обязан в течение 3 дней заключить с победителем договор купли-продажи права на аренду имущества. Данный договор составляется и подписывается в 3 экземплярах, один из которых передается Фондом в Комитет не позднее 3 дней после его подписания. На основании договора купли-продажи Комитет обязан заключить с победителем аукциона (конкурса) договор аренды, выдать арендатору свидетельство о праве на аренду и передать ему имущество. Оформление прав на аренду и передача имущества арендатору осуществляется Комитетом в течение 10 дней с момента получения им договора купли-продажи.
5.12. Аукцион (конкурс) считается состоявшимся при любом числе участников. В случае, если в аукционе (конкурсе) окажется только один участник, он объявляется победителем.
О порядке определения размера арендной платы при передаче в аренду имущественных комплексов предприятий см. постановление Главы Администрации Ростовской области от 6 августа 1997 г. N 272
О порядке определения размера годовой арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящихся в областной собственности см. постановление Главы Администрации Ростовской области от 13 августа 1998 г. N 313
5.13. Размер арендной платы определяется Комитетом в зависимости от формы аренды. В случае сдачи имущества в аренду посредством аукциона и конкурса Комитет устанавливает начальную ставку арендной платы, а ее окончательная величина складывается в зависимости от спроса и предложения по итогам аукциона (конкурса). Начальная ставка арендной платы устанавливается Комитетом исходя их минимальных ставок арендной платы и повышающих коэффициентов, ежегодно устанавливаемых соответствующим Советом народных депутатов.
5.14. При целевой аренде арендная плата устанавливается, как правило, на уровне минимальных ставок. Комитет с согласия соответствующего Совета вправе полностью освобождать отдельных арендаторов от арендной платы.
5.15. Арендная плата при сдаче в аренду Комитетом по управлению имуществом объектов недвижимости и других основных фондов подлежит перечислению комитетом в доход соответствующего бюджета, при этом поступления от сдачи в аренду объектов федеральной собственности, передаваемых в ведение и распоряжение области, полностью зачисляются в доходы областного бюджета.
Комитет по управлению имуществом области (города, района) имеет право использовать по своему усмотрению на выполнение уставных задач до 10% средств (девидендов, арендной платы, прибыли) от управления и распоряжения имуществом на территории области, получать до 10% средств, выявленных комитетом в результате проверки государственных (муниципальных) предприятий и подлежащих перечислению в бюджет.
6. Порядок внесения областного и муниципального имущества
в уставные капиталы новых юридических лиц
6.1. Областное (муниципальное) имущество может быть внесено в качестве вкладов в уставные капиталы акционерных обществ, товариществ и других вновь образуемых юридических лиц. Решение об этом принимается:
- соответствующим Комитетом по управлению имуществом, находящимся в его ведении и распоряжении;
- соответствующим Фондом имущества - в отношении государственных (муниципальных) долей (паев акций) открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
- предприятиями - в части прибыли, остающейся в их распоряжении с согласия соответствующего Комитета по управлению имуществом.
6.2. Для принятия решения о внесении имущества в уставный капитал нового юридического лица необходимо представить в соответствующий Комитет по управлению имуществом заявление произвольной формы вместе со следующими документами:
- проект учредительных документов вновь образуемого юридического лица;
- технико-экономическое обоснование (бизнес-план).
6.3. Для получения согласия соответствующего Комитета по управлению имуществом на внесение в уставный капитал вновь создаваемого юридического лица части прибыли, остающейся в распоряжении государственного (муниципального) предприятия, необходимо представить, кроме документов, указанных в п.6.2 выписку из протокола общего собрания (конференции) трудового коллектива, подтверждающую соответствующее решение.
6.4. Государственное (муниципальное) имущество может вноситься в уставные капиталы новых юридических лиц в двух формах:
- путем передачи имущества в собственность нового юридического лица;
- в виде передачи новому юридическому лицу прав временного пользования имуществом на условиях аренды.
6.5. Внесение имущества путем передачи его в собственность нового юридического лица допускается лишь в исключительных случаях при наличии у субъекта, осуществляющего вклад в уставный капитал, необходимых на то полномочий.
6.6. Внесение имущества в уставный капитал в виде передачи новому юридическому лицу прав временного пользования на данное имущество предполагает заключение договора аренды с обязательным включением в него условия о зачислении арендной платы в качестве вклада в уставный капитал. При этом договор аренды не меняет права собственности на передаваемое имущество, а риск случайной гибели или порчи имущества, передаваемого в пользование, возлагается на пользователя.
6.7. Права внесения в уставные капиталы новых юридических лиц объектов федерального имущества, расположенных на территории области, принадлежит исключительно областному Комитету по управлению имуществом, наделенному полномочиями территориального агентства Госкомимущества РФ.
7. Порядок отчуждения и приватизации областного и муниципального
имущества
7.1. Областное и муниципальное имущество может отчуждаться в пользу других юридических и физических лиц. Отчуждение имущества производится собственником имущества (соответствующим Советом народных депутатов) непосредственно, по его поручению органам управления и распоряжения данным имуществом (соответствующим Комитетом по управлению имуществом) либо предприятием, наделенным правом полного хозяйственного ведения в пределах, предусмотренных договором о закреплении имущества.
7.2. Отчуждение областного и муниципального имущества осуществляется в следующих формах:
- продажа имущества;
- передача имущества;
- обмен имущества.
7.3. Решение об отчуждении областного (муниципального) имущества в одной из указанных форм принимается:
Соответствующим Комитетом по управлению имуществом - в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении и распоряжении Комитета. Решение принимается Комитетом самостоятельно либо по распоряжению соответствующего Совета народных депутатов.
7.4. Областное и муниципальное имущество реализуется (продается) исключительно на конкурсах, аукционах, организуемых соответствующими Комитетами по управлению имуществом или Фондами имущества, а также на биржах. Средства, полученные от реализации имущества, остаются в распоряжении предприятий (учреждений, организаций), но не направляются на оплату труда и в приватизационный фонд.
7.5. Порядок приватизации областного и муниципального имущества регулируется действующим законодательством о приватизации, Государственной, областной и местными программами приватизации, решениями соответствующих Советов народных депутатов, комитетов по управлению имуществом, Фондов имущества.
7.6. Фонд имущества области (города, района) выступает правопреемником учредителей и участников, внесших государственное (муниципальное) имущество в уставный капитал (фонд) предприятия, созданных в любой организационно-правовой форме.
8. Порядок согласования сделок по залогу имущества государственных
и муниципальных предприятий
8.1. Учет заложенного имущества должен осуществляться по каждому предприятию. Согласование сделок по залогу имущества, находящегося на балансе государственных (муниципальны) предприятий, осуществляет соответствующий Комитет по управлению имуществом в форме распоряжения, подлежащего регистрации при отсутствии в договоре о залоге условий, связанных с распоряжением кредиторами заложенным имуществом.
8.2. Для согласования сделок по залогу представляются следующие документы:
- заявление (форма произвольная);
- проект договора о залоге;
- опись имущества, передаваемого в залог;
- баланс предприятия на последнюю отчетную дату;
- расчет, подтверждающий, что полученный кредит будет использован эффективно.
9. Добровольная или принудительная ликвидация несостоятельных
предприятий (банкротов)
9.1. Добровольная ликвидация несостоятельного государственного (муниципального) предприятия является внесудебной процедурой и осуществляется в результате решения о добровольной ликвидации данного предприятия-должника его руководителем совместно с трудовым коллективом предприятия и с кредиторами на основе анализа экономического состояния предприятия.
Указанное решение утверждается собственником предприятия-должника (соответствующим Советом народных депутатов) и с этого момента предприятие-должник считается находящимся в процессе ликвидации, которое осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
9.2. Принудительная ликвидация государственного (муниципального) предприятия-должника осуществляется по решению арбитражного суда на основании заявления должника или кредитора (кредиторов), а также прокурора.
Заявление должника подается на основании решения собственника (соответствующего Совета народных депутатов) или соответствующего Комитета по управлению имуществом. Представитель соответствующего Совета народных депутатов (соответствующего Комитета по управлению имуществом), принявшего решение о принудительной ликвидации государственного (муниципального) предприятия, участвует в заседании арбитражного суда в качестве приглашенного.
9.3. В трехдневный срок со дня возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) государственного (муниципального) предприятия должник уведомляет об этом соответствующий Комитет по управлению имуществом, который в 15-дневный срок со дня получения уведомления представляет в суд свои предложения.
В случае отказа Комитета по управлению имуществом области (города, района) от проведения санации или финансового органа соответствующего уровня от предоставления дотации арбитражный суд принимает решение в соответствии с Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".
10. О порядке учета и предоставления в аренду помещений нежилого
фонда, относящихся к областной собственности
Ростовской области
10.1. Общие положения.
10.1.1. Настоящее Положение определяет основные принципы, порядок и правила регулирования арендных отношений по нежилому фонду областной и федеральной собственности, находящейся на территории Ростовской области, за исключением объектов, указанных в распоряжении ГКИ РФ от 26.02.93 г. N 364-р, п. 4 абз. 3 и других распоряжений ГКИ РФ.
10.1.2. Положение разработано в соответствии с законами РСФСР "О собственности в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", постановлением ВС РФ N 3020-1, Указами Президента РФ от 14.10.92 года N 1230, 1231, другими нормативными актами Российской Федерации.
10.1.3. К объектам нежилого фонда относятся: отдельно стоящие нежилые здания, строения, помещения, встроенно-пристроенные, иные помещения в жилых домах, нежилые объекты, зарегистрированные в установленном порядке и качестве собственности областного Совета народных депутатов, и объекты федеральной собственности, находящиеся на территории Ростовской области, кроме указанных в п. 4 распоряжения ГКИ РФ от 26.02.93 года N 364-р абз. 3 и других распоряжениях ГКИ РФ.
10.1.4. Объекты, находящиеся в областной и федеральной собственности, могут быть сданы в аренду любым юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным (зарегистрированным в Российской Федерации в установленном законодательством порядке) в соответствии с настоящим Положением.
Объекты, находящиеся в оперативном управлении, учитываются на балансе предприятий, организаций и не подлежат продаже, передаче в залог (заклад), а также в ином порядке отчуждению.
Сведения о заключенных договорах аренды учитываются областным Комитетом по управлению имуществом.
10.1.5. Ранее заключенные договоры аренды и не переоформленные в соответствии с Указом Президента РФ от 14.10.92 г. N 1230 и настоящим Положением считаются недействительными и не влекут никаких обязательств сторон.
10.1.6. Сдача объектов в аренду не влечет передачу права собственности на него.
10.2. Порядок передачи и рассмотрения предложений о предоставлении нежилых зданий и помещений в аренду.
10.2.1. Комитет по управлению имуществом в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14.10.92 г. N 1230 и N 1231 имеет исключительное право осуществлять полномочия арендодателя при сдаче в аренду недвижимого имущества государственных предприятий, находящегося в областной собственности, а также объекты федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся.
10.2.2. Заявки на аренду нежилых помещений подаются в Комитет в письменном виде и подлежат регистрации.
10.2.3. Зарегистрированные заявления о предоставлении в аренду нежилых объектов (помещений) рассматриваются при наличии у заявителя следующих документов:
- технико-экономического обоснования потребности в нежилом помещении, бухгалтерского баланса на последнюю дату; копии учредительных документов;
- по объектам, отнесенным к памятникам истории и культуры, заключения департамента культуры.
10.2.4. Рассмотрение поступивших заявлений на аренду помещений и принятие по ним окончательных решений производится независимо от уровня статуса заявителя на общих основаниях в месячный срок.
10.2.5. Обжалование решений по вопросу предоставления в аренду нежилых объектов осуществляется в соответствии с законодательством.
10.2.6. Получение права аренды реализуется:
- переоформлением договоров аренды, заключенных до введения в действие Указа Президента РФ от 14.10.92 г. N 1230;
- проведением конкурсов (когда арендатором становится соискатель, представивший предложения, наилучшим образом отвечающие заранее определенным критериям);
- проведением аукционов (когда арендатором становится соискатель, предложивший на публичных торгах наивысшую цену за право заключения договора);
- прямым (целевым) решением областного Комитета по управлению имуществом (когда нежилой объект предоставляется в аренду конкретному арендатору под определенный вид деятельности).
10.2.7. Вопросы способов предоставления аренды предварительно рассматриваются на согласительной комиссии.
Предоставление аренды на основе аукционов или конкурсов осуществляется в соответствии с настоящим Положением по следующим видам нежилых объектов:
- нежилые объекты нового строительства;
- освободившиеся, вследствие прекращения (ликвидации) деятельности предприятия (юридического,физического лица);
- пустующие без обязательств;
- освободившиеся, вследствие добровольного расторжения договора аренды, а также из-за грубых или систематических нарушений условий договора аренды со стороны арендатора;
- объекты, по которым не проведено перезаключение договора аренды из-за несоглашения со стороны арендатора с новыми условиями договора;
- находящиеся на балансе или арендуемые предприятием, подлежащим приватизации, в случае отказа последнего от приватизации.
10.2.8. Приоритетным правом целевого предоставления аренды пользуются заявители, деятельность которых способствует выполнению федеральных и областных программ социального развития.
10.2.9. Проведение аукционов и конкурсов обеспечивает в установленном порядке областной фонд имущества.
10.2.10. Объекты, находящиеся в полном хозяйственном ведении предприятий и организаций, временно не используемые по назначению, могут быть сданы в аренду исключительно областным Комитетом по управлению имуществом.
10.2.11. Объекты, находящиеся в оперативном управлении бюджетных организаций и временно неиспользуемые по прямому назначению, сдаются в аренду исключительно областным Комитетом по управлению имуществом.
При этом, проекты договоров предприятий и организаций согласовываются с вышестоящими организациями.
10.2.12. Для сдачи в аренду нежилых объектов предприятия и организации составляют проекты договоров, которые рассматриваются областным Комитетом по управлению имуществом в течение 10 дней с момента подачи необходимых документов.
10.2.13. В целях оперативного решения спорных вопросов, возникающих при сдаче в аренду нежилых объектов, относящихся к областной и федеральной собственности, при областном Комитете по управлению имуществом создается согласительная комиссия, которая действует в соответствии с Временным Положением о ее статусе, утвержденным председателем областного Комитета по управлению имуществом.
10.3. Оформление права аренды.
10.3.1. Основным документом, регламентирующим отношения арендодателя с арендатором, является договор аренды. Договор составляется в 3 экземплярах и остается в Комитете, у балансодержателя и арендатора.
10.3.2. Договор аренды может быть краткосрочным сроком до 3 лет или долгосрочным сроком свыше 5 лет.
10.3.3. Договор аренды определяет весь круг взаимоотношений арендодателя и арендатора, в нем предусматривается состав и стоимость передаваемого в аренду недвижимого имущества, размер и порядок внесения арендной платы, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по использованию амортизационных отчислений на полное восстановление и ремонт арендованного имущества, обязанности арендодателя и арендатора по передаче и использованию объекта.
10.3.4. Капитальный и текущий ремонт объектов, сданных в аренду, производится по установленным нормативам на условиях заключенного договора. Арендатор по договоренности с арендодателем устанавливает форму, в которой будет осуществляться обслуживание арендуемого помещения и прилегающей территории (выполнение этих работ собственными силами, частичное или полное обслуживание силами арендодателя, или стороннего подрядчика по соответствующему договору на обслуживание).
10.3.5. По зданиям, отнесенным к памятникам истории и культуры, дополнительно между арендододателем и арендатором подписывается Охранное обязательство об охране и использовании памятникам истории и культуры (приложение 1).
10.3.6. Обязательным приложением к договору аренды является акт приема-передачи нежилого объекта, в котором указывается:
- место и дата составления акта;
- N и дата подписания договора аренды, в соответствии с которым производится приемо-передача помещений;
- наименование документов, в соответствии с которыми представители уполномочены защищать интересы сторон;
- техническое состояние передаваемых нежилых помещений;
- сроки и порядок устранения выявленных неисправностей;
- подписи представителей, заверенные печатями сторон.
10.3.7. Акт приема-передачи составляется в 3 экземплярах.
10.3.8. По решению областного Комитета, расторжение договора аренды проводится в установленном законом порядке в следующих случаях:
- использование помещения не по назначению;
- по заявлению арендаторов;
- при ликвидации организации арендаторов;
- при предоставлении арендатору другого помещения с его согласия;
- представление субаренды.
10.3.9. Расторжение договора аренды может быть опротестовано в судебном порядке.
10.4. Порядок определения размера арендной платы.
О порядке определения размера годовой арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящихся в областной собственности см. постановление Главы Администрации Ростовской области от 13 августа 1998 г. N 313
10.4.1. Размер арендной платы определяется в соответствии с Временной методикой по определению уровня арендной платы за нежилые объекты, утвержденной малым Советом Областного Совета народных депутатов (приложение 2).
10.4.2. Размер арендной платы может быть пересмотрен досрочно по требованию одной из сторон, в случае резкого изменения уровня рыночных цен или других непредвиденных обстоятельств.
10.4.3. Пересмотр размера арендной платы устанавливается на основании протокола согласования размера арендной платы между арендодателем и арендатором или решением суда (арбитража).
10.4.4. Амортизационные отчисления на полное восстановление объектов исчисляются по установленным нормам и остаются в распоряжении балансодержателя и используются в установленном порядке.
10.4.5. Размер арендной платы в разовом порядке может быть увеличен (до 5-кратного размера) в случае предоставления субаренды. Решение по данному вопросу принимается без согласования с арендатором.
10.4.6. Арендная плата вносится на счет областного Комитета по управлению имуществом и распределяется в соответствии с нормативами, утвержденными малым Советом областного Совета народных депутатов (приложение 3), а по объектам федеральной собственности перечисляется в бюджет Российской Федерации.
10.5. Учет и контроль за использованием нежилых объектов.
10.5.1. Инвентаризацию нежилых объектов осуществляют БТИ городов и районов области.
10.5.2. Держателями индивидуальных учетных карточек (технических паспортов) на объекты, передаваемые в аренду, являются балансодержатели.
10.5.3. Основными документами на объекты являются: технический паспорт, формируемый в БТИ, регистрационное удостоверение на строение и землеотводные документы.
10.5.4. Предоставление заведомо ложной информации влечет за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
10.5.5. Споры в отношении прав собственности на нежилые помещения разрешаются в установленном законом порядке.
10.5.6. Комитет контролирует использование нежилых объектов в соответствии с целями, под которые они предоставлены.
10.5.7. По результатам проверки использования нежилых объектов не по назначению составляется акт, и Комитет принимает соответствующее решение.
10.5.8. Настоящее Положение действует до выхода по данному вопросу решений Государственного Комитета РФ по управлению имуществом в соответствии с Указом Президента РФ от 14.10.92 г. N 1230 .
Приложение 1
Охранное обязательство N __________ по недвижимому
памятнику истории и культуры
Комитет по управлению имуществом Ростовской области (именуется в
дальнейшем "Комитет") в лице председателя Комитета (зам.председателя Ко-
митета) действующего на основании Положения, балансодержатель (именуется
в дальнейшем "Балансодержатель") в лице _____________________________
____________________________________________________________, действую-
щего на основании Положения (устава) и Арендатор _______________________
в лице _________________________________________________________________
действующего на основании Положения (устава), заключили следующее:
Арендатор в соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 г. N 865, обязуется:
1. Основное здание ________________________________, находящееся
под охраной государства, в целях его дальнейшего сохранения как памятни-
ка истории и культуры использовать исключительно в целях, предусмотрен-
ных договором аренды.
2. Обеспечивать режим содержания памятника, а также проводить текущий ремонт, ремонтно-реставрационные работы, консервационные работы, предусмотренные актом технического состояния, составляющим неделимое целое с настоящим охранным обязательством, а также разовыми предписаниями Комитета и Балансодержателя, если это предусмотрено договором аренды.
Примечание: Прилагаемый акт фиксирует состояние памятника в момент подписания охранного обязательства и отмечает перечень необходимых ремонтно-реставрационных и иных работ по срокам.
3. Содержать памятник и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке, а также содержать необходимый для обслуживания памятника и его территории штат работников (если это предусмотрено договором).
4. Содержать территорию памятника в благоустроенном состоянии, не допускать использования этой территории под новое строительство и другие хозяйственные нужды, а также не производить никаких пристроек к используемому памятнику истории и культуры и переделок памятника как снаружи, так и внутри его, не вести каких-либо земляных работ на территории памятника без письменного разрешения Комитета и Балансодержателя.
5. Не производить без разрешения Баланасодержателя никаких работ по ремонту, побелке, покраске стен, покрытых живописью, лепки и предметов внутреннего оборудования, являющихся произведениями искусства.
6. Не занимать помещений памятника под жилье как постоянного, так и временного характера, если таковое использование не оговорено настоящим обязательством.
7. Беспрепятственно допускать представителей Комитета и Балансодержателя для контроля за выполнением правил содержания памятника, его территории и зон охраны или для научного обследования.
8. Немедленно извещать Балансодержателя о всяком повреждении, аварии или ином обстоятельстве, нанесшем ущерб памятнику, и своевременно принимать соответствующие меры против дальнейшего разрушения или повреждения памятника и по приведению его в порядок.
9. Иметь в используемом памятнике противопожарное оборудование согласно требованиям органов пожарной охраны.
10. В случае обнаружения Комитетом и Балансодержателем самовольных перестроек или переделок, искажающих первоначальный вид памятника, его территорию и зон охраны, такие должны быть немедленно устранены за счет Арендатора в срок, определяемый предписанием Комитета или Балансодержателя.
11. В случае невыполнения Арендатором ремонтно-реставрационных, консервационных и реставрационных работ или нарушения правил содержания памятника, его территории и зон охраны, а также в случае использования помещений памятника не по прямому назначению, в результате чего ему наносятся повреждения или памятнику угрожает частичная порча или полное разрушение, этот памятник подлежит изъятию у Арендатора с взысканием с него причиненного ущерба в размере стоимости ремонтно-реставрационных работ.
12. Охранное обязательство может содержать и другие мероприятий по обеспечению сохранности памятников в соответствии с действующим законодательством.
13. При изъятии памятника у Арендатора передать Балансодержателю в полной сохранности с всеми разрешенными переделками и перестройками, а также произведениями искусства, связанными с ним согласно приложенным к обязательству описями культурных ценностей и списков движимых памятников истории и культуры.
Срок действия настоящего охранного обязательства устанавливается на время пользования указанным памятником Арендатором.
Юридический адрес Комитета ________________________________________
Юридический адрес Балансодержателя ________________________________
Юридический адрес Арендатора ______________________________________
Охранное обязательство составлено в 3 экземплярах, 1 экземпляр - Комитету, 1 экземпляр - Балансодержателю, 1 экземпляр - Арендатору.
Приложения:
1. Акт технического обследования памятника на день оформления обя-
зательства на ________ л.
2. Опись культурных ценностей, находящихся у Арендатора, на ____л.
Список движимых памятников, находящихся у Арендатора, на
_______стр.
Подписи сторон:
От Комитета _______________ От Арендатора __________________
(должность) (должность)
м.п. _______________ м.п. __________________
Ф.И.О. Ф.И.О.
От Балансодержателя _____________________
(должность)
м.п. _____________________
Ф.И.О.
Приложение 2
Методика по определению уровня арендной платы за нежилые помещения
Настоящая методика фактически утратила силу в связи с утверждением новой методики постановлением Главы Администрации Ростовской области от 13 августа 1998 г. N 313
I. Общие положения
1.1. Размер арендной платы за нежилые помещения (здания) учитывает балансовую стоимость здания с учетом износа, их потребительские качества, амортизационные платежи, предстоящие расходы на капитальный ремонт объектов аренды, налоги.
1.2. С целью учета уровня инфляции методика предусматривает корректировку размеров арендной платы путем введения в расчет коэффициента (индекса) инфляции, устанавливаемого в дальнейшем централизовано.
1.3. Балансовая стоимость по зданиям, подлежащим комплексному капитальному ремонту и реконструкции, умножается на коэффициент, учитывающий рост затрат на комплексный капитальный ремонт и реконструкцию по сравнению с новым строительством.
1.4. Полностью самортизированное здание, фактический срок службы которого превышает нормативный (установленный по нормам амортизации), но находящееся в состоянии, пригодном для использования по основному назначению, оценивается в размере не менее 10% первоначальной балансовой стоимости.
II. Расчет арендной платы за нежилые помещения
Исходные данные:
1. Восстановительная стоимость помещения с учетом коэффициента пересчета, согласно приложению 2 к письму Министерства финансов РФ от 26 августа 1992 г.
2. Сумма износа, коэффициент износа.
3. Годовая сумма амортизации на полное восстановление в соответствии с Едиными нормами амортизационных отношений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства, утвержденными постановлением Совмина СССР от 22.10.90 г. N 1072 .
4. Общая площадь здания (помещения) без лестничных клеток, технических подвалов и туалетов.
5. Расчет арендной платы осуществляется по формуле:
Апл.=(Сви х Кк хКист хккр хЕн +Ам)х S+Па)хНдс х Jинф
где, Апл - годовая арендная плата;
Сви- восстановительная стоимость с учетом износа в расчете на 1 кв.м общей площади;
Кк - коэффициент минимальной комфортабельности, принимается равным 1. При размещении объекта аренды в подвале - снижается на 0,25, а при отсутствии в здании (помещении) водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения - на 0,1 за каждый отсутствующий элемент благоустройства;
Кист - коэффициент увеличения затрат в связи с проведением ремонтно-строительных работ в исторической части города;
Ккр - коэффициент превышения стоимости комплексного капитального ремонта и реконструкции над стоимостью нового строительства;
Ен - нормативный коэффициент эффективности капвложений (приложение 1 к методике);
Ам - годовая амортизация в расчете на 1 кв.м общей полезной площади здания (помещения);
S - общая площадь нежилого здания (помещения), сдаваемая в аренду;
Па - арендная плата за землю, используемую арендатором нежилого здания. Арендная плата за землю может возмещаться в составе эксплуатационных расходов, если это предусмотрено условием договора.
Jинф - коэффициент (индекс) инфляции;
Ндс - коэффициент, учитывающий налог на добавленную стоимость.
6. Годовая амортизация в расчете на 1 кв.м общей полезной площади независимо от фактического срока его службы определяется по формуле:
Ам= Св х Кк х Кист х Ккр х Nам\100
Св - восстановительная стоимость помещения;
Nам - норма амортизации на полное восстановление.
7. Для организаций, финансируемых из федерального и местного бюджета, размер арендной платы устанавливают на уровне амортизационных отчислений, налог на добавленную стоимость в арендную плату не включается.
8. Индекс инфляции в стоимость арендной платы включается в размере, установленном централизованно, в соответствии с этим величина арендной платы может меняться с учетом официальных данных по уровню инфляции.
9. Расчет арендной платы по памятникам истории и культуры определяется по формуле:
А= [(Сви хКик хКи хЕп +Ам) хS + +Па]хНдс хJинф
где: Кик - коэффициент историко-культурной ценности памятников (приложение N 1);
Ки - исправочный коэффициент к стоимости памятника, выражающий отличие износа данного памятника от базового. В качестве базового принимается износ эталонного памятника (Иэ):
1 - Ип
Ки= --------
1 - Иэ
где Ип - износ памятника в долях единицы;
Иэ - износ эталонного памятника.
Для определения историко-культурной ценности здания, включаются эксперты по указанным вопросам.
Ам - годовая амортизация определяется по формуле:
Ам= Сви хКик хКи хКк хNам
В связи с тем, что при определении суммы амортизационных отчислений по памятникам истории и культуры вопрос об их первоначальной стоимости несет условный характер, расчет амортизации производится по остаточной стоимости.
Приложение 3
Нормативы распределения средств, получаемых по договорам аренды
нежилых помещений
-------------------------------------------------------------------
Категория получателей средств Нормативы распределения
средств арендной платы
в %
-------------------------------------------------------------------
По объектам областной собст-
венности
Балансодержателю возмещаются из-
держки по амортизационным отчис-
лениям и арендной плате за землю
Оставшаяся после уплаты балансо-
держателю сумма перечисляется:
- в местный бюджет 15
- в областной бюджет 60
- Комитету по управлению имущест-
вом Ростовской области 10
- в областной фонд социальной
поддержки населения 15
-------------------------------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временное положение о порядке управления государственным и муниципальным имуществом на территории области (приложение к решению Малого Совета области Совета народных депутатов от 12 августа 1992 г. N 199)
Текст положения официально опубликован не был