Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1.
В связи с принятием Лесного Кодекса Российской Федерации внести в Областной закон "О лесах Ростовской области" изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Областной закон "О лесах Ростовской области"
Настоящий Областной закон в соответствии с Лесным Кодексом Российской Федерации устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала, отнесенные к компетенции субъектов Российской Федерации. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Основные положения
В отношении настоящего Областного закона понятия и термины используются в соответствии с Лесным Кодексом Российской Федерации .
Основными принципами развития лесного хозяйства области являются устойчивое управление лесами, сохранение и усиление средообразующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов; многоцелевое, непрерывное неистощительное пользование Лесным фондом, воспроизводство лесов, рациональное использование земель лесного фонда.
Статья 2. Объекты и субъекты лесных отношений
Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд (городские леса), их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.
Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц в имущественных и административных отношениях, возникающих при использовании, охране, защите и воспроизводстве объектов лесных отношений, определяется Лесным Кодексом РФ.
Статья 3. Права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд, и другие права пользования их участками
Содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определяется Лесным Кодексом, гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
Лесной фонд находится в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование в порядке, установленном Лесным Кодексом РФ и настоящим Областным законом, на условиях аренды, безвозмездного и краткосрочного пользования.
Правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование. Содержание этих прав и другие права пользования определяются федеральным законом.
Запрещается использование участков лесов, не входящих в лесной фонд, в целях и способами, которые противоречат требованиям лесного законодательства РФ и настоящего Областного закона.
Статья 4. Порядок прекращения прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд
Принудительное прекращение прав пользования участками лесного фонда осуществляется территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством с уведомлением в письменной форме об этом лесопользователя и органа исполнительной власти области. Порядок прекращения прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Аренда участков лесного фонда, безвозмездное пользование, концессия и краткосрочное пользование участками лесного фонда
Договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством.
С момента государственной регистрации договор аренды участка лесного фонда считается заключенным.
По договору аренды участка лесного фонда лесхоз (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования .
Аренда участков лесного фонда, безвозмездное и краткосрочное пользование регулируются Лесным Кодексом Российской Федерации и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет
Осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протоколы о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Лесорубочный билет и (или) лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесорубочный билет выдаётся лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет.
Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством, а на осуществление других видов лесопользования - лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
Статья 7. Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов
Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов устанавливаются в соответствии с Лесным Кодексом Российской Федерации (ст.46 , 47 и 48).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключается договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Федеральной службой лесного хозяйства Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в Ростовской области осуществляют территориальные органы Федерального органа управления лесным хозяйством - управление лесами, лесхозы.
Статья 8. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства
Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесами должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей среде, природным ресурсам и здоровью человека.
Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
- сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;
- многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах, - воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов;
- рациональное использование земель лесного фонда и городских лесов;
- повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;
- сохранение биологического разнообразия;
- сохранение объектов историко-культурного и природного наследия.
Организация лесного хозяйства осуществляется в соответствии со статьями 55-78 Лесного Кодекса Российской Федерации.
Статья 9. Порядок разработки, финансирования и реализации территориальных государственных программ использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов
Для осуществления рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов разрабатывается территориальная государственная программа.
Территориальная государственная программа использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов разрабатывается Ростовским управлением лесами с учетом предложений Государственного комитета по охране окружающей среды области.
Реализация территориальной государственной программы осуществляется Ростовским управлением лесами и лесхозами.
Финансирование государственной программы осуществляется за счёт средств областного бюджета и областного экологического фонда.
Территориальная государственная программа и источники финансирования утверждаются Законодательным Собранием области.
Об утверждении Региональной целевой программы "Леса Ростовской области" на 1998-2001 годы см. постановление Главы администрации Ростовской области от 10 февраля 1999 г. N 40
Статья 10. Воспроизводство лесов и лесоразведение
Целями воспроизводства лесов являются своевременное воспроизводство лесов на не покрытых лесом землях, улучшение породного состава лесов, увеличение производительности лесов, обеспечение рационального использования земель лесного фонда и городских лесов.
Целями лесоразведения являются создание лесов на нелесных землях, сокращение непродуктивных земель лесного фонда и городских лесов, создание защитных насаждений на землях, не входящих в лесной фонд.
Статья 11. Охрана и защита лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов
О мерах по обеспечению охраны от пожаров лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов Ростовской области см. постановление Главы Администрации Ростовской области от 5 июня 2000 г. N 194
Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному хозяйству и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса. Перечень видов нарушений и размеров исков определен в приложении 6.
Основными задачами охраны лесов от пожаров являются предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение.
Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов изложены в статьях 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99 Лесного Кодекса РФ.
Статья 12. Участие органов государственной власти области в организации борьбы с лесными пожарами, вредителями и болезнями
В целях предотвращения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса органы государственной власти области:
- организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
- обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;
- утверждают ежегодно до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
- устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
- предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан и обеспечивают готовность этих формирований к немедленным выездам в случаях возникновения лесных пожаров;
- создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон;
- оказывают содействие организациям, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователям в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов от пожаров, в обеспечении горюче-смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение управления лесами необходимое количество дежурных транспортных средств (автомобилей, катеров и других транспортных средств) с запасом горюче-смазочных материалов;
- организуют проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожароопасной безопасности в лесах;
- обеспечивают координацию всех работ по борьбе с лесными пожарами на территории Ростовской области с созданием в необходимых случаях для этих целей специальных комиссий;
- обеспечивают проведение работ по борьбе с вредителями и болезнями леса и улучшению санитарного состояния лесов;
- запрещают пребывание граждан в лесах и осуществление лесопользования при проведении авиахимических, авиабиологических и аэрозольных мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса.
Статья 13. Обязанности граждан и юридических лиц по предотвращению негативного воздействия на состояние лесов
Граждане и юридические лица при осуществлении деятельности, которая может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, обязаны проводить согласованные с управлением лесами и органами государственной власти области технологические, санитарные и другие мероприятия по охране и защите лесов.
Статья 14. Участие граждан и общественных объединений в обеспечении рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов
Граждане и общественные объединения могут участвовать в обеспечении рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Областным законом.
Раздел II. Пользование лесным фондом
Статья 15. Использование лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов
В лесном фонде и не входящих в лесной фонд лесах могут осуществляться следующие виды лесопользования:
- заготовка древесины;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);
- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технологического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования);
- пользование участками лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование участками лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей; мест общественного питания, торговых точек, медпунктов, лодочных станций, рекламы и других целей;
- пользование участками лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов для нужд научно-исследовательских целей.
Участок лесного фонда и участок не входящего в лесной фонд леса может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.
Использование участков лесного фонда и участков леса, не входящего в лесной фонд, может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без изъятия.
Деятельность по использованию лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Возмещение убытков и потерь лесного хозяйства лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Платежи за пользованием лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд
Платежи за пользование лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд, взимаются в виде лесных податей или арендной платы.
Лесные подати взимаются за краткосрочное пользование участками лесов, арендная плата - за аренду участков леса. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей .
Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке арендатором за свой счет.
Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом и городскими лесами, а также лесхозы управления лесами освобождаются от внесения платы за землю.
Лесные подати взимаются за все виды лесопользования.
Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами при проведении рубок промежуточного пользования, сплошных санитарных рубок, рубок обновления и прочих рубок, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, научно- исследовательских и проектно- изыскательских работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования .
Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда и городских лесов, составленным лесхозом (арендодатель) и лесопользователем (арендатор).
Статья 17. Распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование участками лесов
Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню по рубкам главного пользования, поступает полностью в областной бюджет. Часть указанных средств направляется Ростовскому управлению лесами на финансирование расходов на воспроизводство лесов согласно ст. 108 Лесного кодекса РФ.
Лесные подати и арендная плата за другие виды пользования лесным фондом и городскими лесами поступают лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, приравниваются к бюджетным средствам и используются для нужд лесного хозяйства.
Статья 18. Льготы по платежам за пользование лесным фондом
От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождаются:
- участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной Войны;
- инвалиды I и II групп;
- пенсионеры, проживающие в сельской местности;
- лица, пострадавшие от стихийных бедствий;
- вынужденные переселенцы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства.
Норма объемов лесопользования для собственных нужд устанавливается: на сенокосы-1 га, под огороды-0,15 га, побочное пользование лесом-0.5 га, древесину, отпускаемую на корню, - 5 м3.
Раздел III. Финансирование расходов на ведение лесного хозяйства
Статья 19. Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и наведения лесного хозяйства
Расходы на содержание аппарата управления лесами, лесохозяйственных аппаратов лесхозов и лесничеств, в том числе на капитальный ремонт зданий и сооружений, осуществление мероприятий по охране лесов и борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, устройству оросительной сети, их содержанию и ремонту, семеноводство, ведение мониторинга лесов, ведение государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда, лесоустройство, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные работы в области лесного хозяйства, создание противоэрозионных и пастбищезащитных насаждений федерального значения, подготовку кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, а также капитальные вложения в охрану и защиту лесов, развитие социальной сферы лесного хозяйства финансируются за счет средств федерального бюджета.
Расходы на воспроизводство лесов лесного фонда, содержание городских лесов финансируются за счет средств, поступающих органам лесного хозяйства от арендной платы и лесных податей, экологического фонда, а также областного бюджета.
Раздел IV. Пользование участками лесов для нужд охотничьего
хозяйства
Статья 20. Порядок пользования участками лесного фонда и городских лесов для нужд охотничьего хозяйства
Участки лесов гражданам и юридическим лицам могут предоставляться в пользование для нужд охотничьего хозяйства в порядке, установленном Лесным кодексом РФ и настоящим Областным законом.
Участки лесов для организации любительской и спортивной охоты общественным объединениям охотников и заказникам областного управления охотничьего хозяйства передаются в безвозмездное пользование.
Леса передаются в аренду для нужд охотничьего хозяйства специализированным охотничьим предприятиям, занимающимся промысловым отстрелом и отловом диких животных, на основании постановлений Главы Администрации (Губернатора) области и договора аренды.
Договор аренды участка лесов заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством.
Представление о передаче участков лесов в аренду подготавливается Ростовским управлением лесами, лесхозами с участием органов местного самоуправления и охотничьих хозяйств.
При аренде участков лесов для нужд охотничьего хозяйства арендатор вносит арендную плату лесхозу.
Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесов.
Арендная плата устанавливается исходя из сложившихся затрат на ведение лесного хозяйства в расчете на 1 га общей площади леса.
Пользователи участками лесов для нужд охотничьего хозяйства несут ответственность за вред, причиненный лесному хозяйству охотничье-промысловыми животными.
Аренда участков лесов регулируется Лесным Кодексом Российской Феде- рации, гражданским законодательством, настоящим Областным законом и Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Раздел V. Порядок осуществления побочных лесных пользований
В соответствии с требованиями Лесного Кодекса Российской Федерации, Положением об охране участков лесного фонда в Российской Федерации, Основным положением по осуществлению побочных лесных пользований в лесах Российской Федерации регулируются отношения, возникающие между лесхозами и лесопользователями в целях создания условий для рационального многоцелевого, непрерывного и неистощительного пользования ресурсами недревесной продукции леса, их воспроизводства, охраны и защиты.
Статья 21. Виды побочных лесных пользователей
Осуществление побочных лесных пользований предусматривает следующие виды деятельности:
- сенокошение и пастьба скота;
- размещение ульев и пасек;
- заготовка и использование пищевых продуктов леса;
- заготовка и использование лекарственного и технического сырья;
- заготовка вспомогательных лесных материалов (сухого листа, лесной подстилки, камыша и др.);
- использование лесных водоемов под разведение рыбы и птицы.
Осуществлять побочные лесные пользования могут юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие этим правом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане имеют право пребывать в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов, лекарственного и технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.
Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов и грибов, других пищевых продуктов и лекарственно-технического сырья (в дальнейшем дикоросов) могут быть ограничены или запрещены в порядке, определяемом правовыми актами государственных органов власти, в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а на особо охраняемых территориях - в связи с установленным в них режимом лесопользования или их статусом.
Граждане обязаны применять технологию заготовки и сбора продукции в лесах, исключающую истощение имеющихся ресурсов, сохранять информационные знаки, лесоосушительные каналы, дороги и мосты, соблюдать установленные порядок и сроки сбора дикорастущих плодов, ягод и орехов и т.д., соблюдать правила пожарной безопасности в лесу.
В районах, загрязненных тяжелыми металлами и радионуклидами по представлению районных (городских) администраций, лесхозов и органов охраны окружающей природной среды осуществление побочных пользований может быть ограничено или запрещено решением Законодательного Собрания Ростовской области.
Статья 22. Сроки осуществления побочных лесных пользований
По продолжительности осуществления побочные лесные пользования могут быть краткосрочными - до года (сезона) и долгосрочными (аренда - до 5 лет). До истечения установленного срока долгосрочного пользования участком леса он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке.
Сроки осуществления побочных пользований в течение года регламентируются массовым созреванием урожая орехов, плодов, ягод или оптимальным накоплением полезных биологически активных веществ пищевых и лекарственных растениях и устанавливаются органами местного самоуправления по представлению лесхозов и органов охраны окружающей природной среды.
Сроки заготовки дикоросов доводятся до населения не позднее чем за 1 месяц до начала заготовки.
Статья 23. Принципы определения сырьевых дикорастущих ресурсов
Ресурсы и территориальное размещение побочных лесных пользований по их видам, их количественная и качественная оценка выявляются лесоустройством или экспедициями специализированных проектных и научных организаций. Лесхозы и лесопользователи могут осуществлять текущий учет сырьевых ресурсов. Для определения урожая текущего года и возможного объема заготовки по каждому виду побочных лесных пользований могут применяться ГОСТы и ОСТы и различные методики учета урожая и определения сырьевых запасов орехов, плодов, ягод, грибов, пищевых и лекарственных растений.
Площади сенокосных угодий, размер и качество участков пастбищ, пригодных для выпаса скота без нанесения ущерба лесу (подросту, лесным культурам и т. д.) . не сданных в аренду, определяются лесхозом ежегодно и представляются в районные (городские) администрации вместе с предложениями по распределению их между лесопользователями с учетом производительности сенокосов и норм выпаса скота.
Статья 24. Порядок предоставления права на осуществление побочных лесных пользований
Сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов, пищевых и лекарственных растений гражданами для собственного потребления в лесных угодьях, не закрепленных за лесопользователями или сданных в аренду на другие виды пользования лесом, производится бесплатно и без оформления лесного билета.
Нормы бесплатной заготовки продукции побочного пользования по видам личного потребления на одного человека или на семью устанавливаются органами местного самоуправления городов и районов области по представлению лесхозов.
Заготовка или закупка орехов, плодов, ягод, грибов, лекарственного и технического сырья и т. д. в лесах для реализации или промышленной переработки в коммерческих целях, а также сенокошение и пастьба скота производятся за плату с оформлением разрешительных документов - лесного билета и лицензии. Форма и порядок оформления разрешительных документов определены Лесным кодексом Российской Федерации.
Заготовительные конторы, потребительские кооперативы, магазины, частные заготовители и т. д., производящие закупку продукции побочного пользования у местного населения, должны пройти регистрацию в органах местного самоуправления и оформить в лесхозе договор в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Преимущественное право на осуществление побочных пользований предоставляется юридическим и физическим лицам, длительное время осваивающим данную территорию (производящим заготовку сена, выпас скота, заготовку орехов, ягод, грибов, лекарственного сырья и т.д. и, в первую очередь, комплексным промысловым хозяйствам).
Статья 25. Осуществление побочных лесных пользований
При осуществлении побочных лесных пользований лесопользователем на предоставляемых участках разрешается строительство временных сооружений типа промысловых избушек, сторожек, сушилен, навесов, складов хранения сырья и готовой продукции, грибоварен, настилов, дорог и т.д. по согласованию с лесхозами.
Местонахождение, размер. назначение и количество строений и сроки их ликвидации оговариваются в договоре (лицензии) или лесном билете.
Древесина, необходимая для возведения временных строений и сооружений, отпускается лесопользователям (заготовителям) на общих основаниях.
Возведение построек капитального типа в лесном фонде арендаторами без соответствующего разрешения запрещено.
Статья 26. Сенокошение и пастьба скота
Сенокошение и пастьба скота в лесном фонде производится организациями и гражданами на участках в соответствии с выданным лесным билетом на побочное пользование.
Лесные билеты оформляются на основании предложений лесхозов и лесопользователей.
Первоочередным правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота в лесном фонде пользуются:
- работники и пенсионеры лесного хозяйства на своей территории;
- инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории.
Другие категории граждан и организаций, колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и сельскохозяйственные формирования - в порядке очереди.
Преимущественным правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота пользуются при прочих равных условиях предприятия, учреждения, организации и граждане, принимающие активное участие в работах по восстановлению лесов, лесоразведению и в проведении других лесохозяйственных работ.
Органы местного самоуправления городов и районов области устанавливают нормы и сроки выпаса скота в зависимости от категории защитности лесов и группы домашних животных.
Владельцы скота обязаны огораживать прогоны, пастбища и другие территории в целях избежания потрав лесных культур, питомников и других ценных участков леса. Эти условия отражаются в договоре.
Лесхозы обеспечивают выдачу лесных билетов и определяют в натуре участки для сенокошения и пастьбы скота. Участки для сенокошения или пастьбы скота, не использованные в определенные договором сроки, могут передаваться другим предприятиям в установленном порядке.
В случае предоставления права лесопользователю на долгосрочное пользование сенокосных и пастбищных угодий, на него возлагается обязанность проведения мероприятий по улучшению сенокосов и пастбищ, что отражается в договоре.
Статья 27. Размещение ульев и пасек
В целях наилучшего использования лесных медоносов участки для размещения ульев и пасек предоставляются преимущественно на опушках леса, прогалинах и других непокрытых лесом землях без рубки леса, расчистки, распашки земель. Пасеки должны размещаться, как правило, не ближе 3 км одна от другой.
Участки для размещения ульев и пасек могут оформляться в долгосрочное пользование по лицензии или на один сезон по лесному билету.
Пользование участком, предоставленным для размещения ульев и пасек, в случае его изъятия для государственных или общественных нужд либо назначения насаждений в рубку, прекращается независимо от установленного срока пользования, но с предупреждением об этом лесопользователя не позднее чем за один месяц.
Взамен лесопользователю по его заявлению может быть предоставлен другой равноценный участок.
Статья 28. Заготовка древесных соков
Заготовка древесных соков (березы, клена) допускается на участках спелого леса, подлежащего рубке главного пользования не ранее, чем за 5 лет до рубки. Заготовка должна производиться способами, обеспечивающими сохранение технических свойств древесины . Для подсочки выбираются участки здорового леса I и III классов бонитета с полнотой не менее 0.4 и количеством деревьев на одном га не менее 200 шт. В подсочку назначают деревья диаметром на высоте груди не менее 20 см.
Перед сверлением канала часть грубой коры снимают стругом или топором без повреждения луба. Каналы просверливают буравом после начала сокодвижения с некоторым уклоном для лучшего стока. Диаметр канала 1 см, глубина -до 2 см (без учета толщины коры). Под желобком устанавливается сокоприемник.
После окончания сезона подсочки желобки снимают и замазывают садовым варом , садовой замазкой или глиной с известью для предупреждения заболевания деревьев.
В следующий сезон подсочки новое отверстие просверливают на расстоянии не менее 20 см от старого отверстия.
Статья 29. Заготовка дикорастущих плодов, орехов и их использование
На территории Ростовской области осуществляется заготовка плодов дикорастущих яблонь, груш, слив (алычи), абрикоса (жерделы), боярышника, шиповника, рябины черноплодной, терна и т.д., а также грецкого ореха, лещины, желудей, каштанов и т.д.
Запрещается заготовка орехов без особого разрешения лесхоза на лесосеменных участках, лесосеменных плантациях. Категорически запрещается рубка плодоносящих деревьев с целью получения плодов и орехов.
Способы заготовки плодов и орехов оговариваются в лицензии и лесном билете. При заготовке плодов и орехов не должны повреждаться орехоносные, плодоносные деревья и кусты.
На время предоставления участков для заготовки плодов и орехов на лесопользователей возлагается охрана плодовых и орехоносных насаждений, что оговаривается в договоре.
Статья 30. Заготовка и использование дикорастущих ягод и грибов
Производится заготовка дикорастущих ягод: рябины, калины, облепихи, смородины, малины, ежевики, барбариса, ирги, шелковицы и т.д., белых, подосиновиков, подберезовиков, маслят, моховиков, опят, груздей, подгруздников (разных видов), рыжиков, волнушек, шампиньонов, вешенки и других грибов.
Заготовка и сбор ягод и грибов должны производиться разрешенными технологическими способами, не наносящими вреда ягодникам и грибницам и обеспечивающими своевременное воспроизводство их запасов.
Статья 31. Заготовка и использование лекарственных растений, технического сырья
Предприятия, организации, арендаторы и граждане могут производить в установленном порядке заготовку лекарственного сырья (листьев, цветков, плодов, почек, корней, корневищ и клубней травянистых растений и кустарников) и технического сырья (ивового и дубового корья и т.д.).
Заготовка и сбор лекарственного и технического сырья допускается в объемах, обеспечивающих своевременное восстановление растений и воспроизводство их запасов.
Установить перечень травянистых растений, плодов и ягод, заготавливаемых на территории Ростовской области (приложение 1).
Решением Законодательного Собрания области может ограничиваться или запрещаться заготовка вышеуказанного перечня растений на территориях с особым режимом хозяйствования и статусом (заказники, особо охраняемые территории и др.).
Запретить заготовку травянистых растений, включенных в Красную книгу РСФСР. Перечень травянистых растений, включенных в Красную книгу РСФСР и запрещенных к заготовке в Ростовской области прилагается (приложение 2).
Статья 32. Заготовка камыша, сухого листа, лесной подстилки
Заготовка камыша, сухого листа и лесной подстилки производится для их использования в качестве вспомогательного материала для строительства, а также корма и подстилки для сельскохозяйственных животных или приготовления компостов только по лесному билету (краткосрочное пользование).
При заготовке не должен быть нанесен вред окружающей природной среде.
Нормы заготовки устанавливаются органами местного самоуправления городов и районов области по представлению лесхозов и органов охраны окружающей природной среды на местах.
Лесные билеты на заготовку сухого листа и лесной подстилки выписываются гражданам только в случае крайней необходимости.
Статья 33. Использование продуктов побочного пользования лесом для приготовления пищевой продукции и безалкагольных напитков
Высокая пищевая ценность, наличие биологически активных веществ позволяет отнести дикорастущие растения к ценнейшему сырью для производства многих видов пищевой продукции с улучшенными питательными свойствами.
Лекарственные растения и получаемые из них препараты играют важную роль в арсенале лечебно-профилактических целей отечественного здравоохранения.
К пищевой продукции и безалкогольным напиткам относятся: концентраты, бальзамы, фитоосновы, концентрированные соки и основы для безалкогольных напитков, газированные напитки, экстракты, пищевые красители, биологически активные лекарственные растительные масла, смеси сухих растительных компонентов для приготовления горячих чаев лечебно-профилактического назначения.
Номенклатура продуктов побочного пользования лесом и получаемая из них продукция указаны в приложении 3.
Прибыль, полученная от вышеперечисленной продукции, не облагается налогом в соответствии с законодательством РФ, при условии использования этой прибыли на ведение лесного хозяйства.
Номенклатура производства и переработки собственной сельскохозяйственной продукции, прибыль, от реализации которой освобождается от налогообложения, в лесхозах Ростовской области указана в приложении 4.
Статья 34. Особенности проведения побочных пользований на плантациях и окультуренных площадях
В лесной фонд могут входить окультуренные и плантационные насаждения.
Окультуренными считаются насаждения, где проведены лесохозяйственные мероприятия (изреживание, посадка культурных растений, прививки в крону сортовых подвоев и т.д.), улучшающих видовой и качественный состав.
Доступ населения к ресурсам плантационных и окультуренных насаждений может ограничиваться или запрещаться лесхозом.
Заготовку орехов, плодов, и другой пищевой или лекарственной продукции лесхозы осуществляют своими силами или сдают в аренду участки лесного фонда для побочного пользования на основании разрешительных документов.
Раздел VI. Порядок пользования лесами в культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целях
Статья 35. Общие положения
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и настоящим Областным законом пользование лесами может осуществляться в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, т.е. для отдыха (или рекреации) населения.
Для организации отдыха органы местного самоуправления городов и районов области, лесхозы, а также лесопользователи проводят в зеленых зонах и на других территориях, используемых для отдыха населения, мероприятия по благоустройству участков лесного фонда и городских лесов, а также культурно-бытовому обслуживанию рекреантов при условии сохранения лесной среды и природных ландшафтов, соблюдения архитектурной планировки пригородных зон, противопожарных и санитарных правил.
Отношения между органами местного самоуправления городов и районов области, лесхозами и лесопользователями регулируются условиями договора аренды лесного фонда в рамках настоящего Областного закона и Положения об аренде участков лесов. Пользование лесным фондом и городскими лесами в культурно- оздоровительных целях определяется рекреационными свойствами леса:
- общего воздействия (санитарно-гигиенические, ландшафтно-эстетические, оздоровительные);
- индивидуального воздействия (наличие грибов, ягод, цветущих растений, лектехсырья, организации любительской охоты и рыбной ловли).
В условиях Ростовской области рекреационное лесопользование включает:
- пользование лесами в культурно- оздоровительных целях: санатории, дома отдыха, пансионаты, дома отдыха, детские летние лагеря, лагеря отдыха организованные и неорганизованные, дома охотников и рыболовов, размещение объектов торговли и бытового обслуживания, медпунктов, лодочных станций, временных автостоянок, рекламных установок;
- пользование в экскурсионных и туристических целях: пешие, велосипедные прогулки, пикники, туризм (то же продолжительностью более 24 часов) по маршрутам, зарегистрированным в городских и районных бюро экскурсий и путешествий;
- пользование в спортивных целях включает соревнования на территории лесов, мотокроссы, кроссы, спортивное ориентирование и др.
Пользование лесами в культурно-оздоровительных и туристических целях, как правило, сопровождается сбором ягод, грибов, дикоплодовых, лекарственных трав, цветов, спортивной охотой и рыбной ловлей. Участки лесного фонда предоставляются в пользование для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных нужд на основании постановления Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области.
Преимущественное право на пользование лесами предоставляется оздоровительным, профилактическим, лечебным учреждениям, а также предприятиям, длительное время использующим конкретную территорию леса и имеющим капитальные или временные сооружения, возведение которых осуществлено в установленном порядке. При выявленных нарушениях в использовании территории лесного фонда и городских лесов виновные наказываются штрафом в соответствии с законодательством РФ об административной ответственности, запретом на пользование до ликвидации нарушений, изъятием лицензии и прекращением договора аренды.
Учреждения и предприятия, имеющие на 31 декабря 1993 года юридически оформленные культурно-оздоровительные объекты на территории лесного фонда и городских лесов (без отчуждения), должны представить заявление на аренду и заключить договор. По истечении срока действия лицензии она может быть продлена.
Размеры участков лесов, предоставляемых для пользования в рекреационных целях, включают лесные земли, занятые постоянными и временными постройками, а также прилегающие территории, подверженные рекреации, с учетом предельно допустимых норм посещаемости конкретного типа леса без нанесения существенного вреда окружающей среде, а также с учетом действующего СНиП 2.08.02-89. Предельно допустимые нормы рекреационной нагрузки в лесах Ростовской области прилагается (приложение 5).
При аренде лесов для культурно- оздоровительных целей учитывается использование выделенных участков лесного фонда и городских лесов для получения отдельных видов продукции побочного пользования, любительской охоты и рыбной ловли. Аренда участков лесного фонда и городских лесов должна осуществляться на принципах непрерывного, неистощительного и рационального пользования лесом.
Статья 36. Порядок предоставления участков леса в аренду для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей
Юридические и физические лица, желающие арендовать участки лесного фонда и городских лесов, направляют лесхозу письменное заявление, где приводиться полное наименование , адрес и реквизиты, краткая экономическая и техническая характеристика будущего арендатора, указываются объект и срок аренды, а также обязательства по уплате всех расходов на подготовку и оформление документов на аренду участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.
Лесхоз в месячный срок рассматривает заявление на аренду. При отсутствии препятствий лесхоз представляет свое заключение в управление лесами.
После выдачи разрешения составляется договор на аренду участков между арендодателем и арендатором. Для составления договора заявительарендатор должен представить лесхозу проект организации и развития пользования участком в культурно-оздоровительных целях с объемом санитарных и прочих рубок, а также сведения по благоустройству территории рекреации.
Проект разрабатывается на основании данных последнего лесоустройства территории лесного фонда специализированными проектными организациями (лесоустроительные предприятия). После очередного лесоустройства в него вносятся необходимые изменения. Проект организации пользования в культурно-оздоровительных целях согласовывается с лесхозом, органом по охране окружающей среды и утверждается управлением лесами.
На основании разработанного и утвержденного проекта организации пользования лесным фондом и городскими лесами в культурно-оздоровительных целях разрабатывается договор на аренду, который включает:
- краткую характеристику объекта аренды;
- перечень (виды, объем и порядок) выполнения арендатором лесохозяйственных работ и работ по благоустройству территории лесов;
- права и обязанности лесхоза и арендатора по использованию лесов;
- условия и порядок финансирования лесхозом лесовосстановительных работ, выполняемых арендатором, и их приема-передачи;
- порядок возмещения ущерба субъектами договора при невыполнении договорных обязательств;
- другие особые условия;
- реквизиты субъектов договора.
Договор подписывается лесхозом и арендатором, и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством.
При аренде значительных по объему территорий (более 5 га), требующих облесения, озеленения и ландшафтного благоустройства, арендатор обязан иметь в штате специалиста по лесному и садово-парковому хозяйству для выполнения этих работ.
Пребывание посторонних (неорганизованных) граждан (рекреантов) на арендуемой территории ограничивается.
Статья 37. Арендная плата при пользовании лесами в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях
За аренду участков в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях взимается арендная плата по гектарным ставкам эксплуатируемой территории. Она зависит от размера, рекреационной ценности лесов, качества ресурсов и местоположения.
Арендная плата ежегодно пересматривается.
Арендная плата может рассчитываться по трем вариантам:
I вариант.
Размер арендной платы за пользование участками лесов в культурно-оздоровительных целях складывается из следующих составляющих:
- плата за землю;
- плата за потери на приросте древесины в результате рекреации;
- плата за пользование продукцией побочного пользования (сбор грибов, ягод, орехов, цветов, лекарственных растений, дикоплодовых);
- плата за пользование охотничьими и рыбными ресурсами;
- плата за качество предоставляемых рекреационных ресурсов с учетом среднего класса совершенства;
- плата за превышение допустимой сезонной нагрузки в результате рекреации на арендуемой территории;
- плата за пользование дорогами при посещении мест рекреации.
Арендная плата дифференцируется в зависимости от зонирования территории рекреации (рекреационная застройка и зона для коллективного отдыха, лесная зона для индивидуального отдыха) и степени дигрессии участков согласно представленному проекту организации и развития пользования лесом в культурно-оздоровительных целях. Соотношение непосредственной площади отвода (зона застройки и коллективного отдыха), зоны индивидуального отдыха и резервной зоны принимается 1 : 3 : 2.
II вариант.
Арендная плата устанавливается, исходя из сложившихся затрат на ведение лесного хозяйства в расчете на 1 га общей площади лесного фонда.
III вариант.
При проведении массовых спортивных и культурно-оздоровительных мероприятий, арендная плата устанавливается в размере 55 процентов от сумм затрат на ведение лесного хозяйства на 1 га в расчете на 1 человека на сезон.
Арендатор вносит арендную плату в размере и в сроки, определяемые договором.
РАЗДЕЛ VII. Особенная часть
Статья 38. Особенности использования лесного фонда
Заготовка древесины осуществляется при рубках промежуточного пользования (рубках ухода за лесом, выборочных санитарных рубках, рубках реконструкции и иных рубках, связанных с рубкой малоценных древостоев, а также рубках древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции) и прочих рубках (сплошных санитарных, расчистке лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубка для иных целей).
В лесах первой группы проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояние древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное использование перестойных и спелых древостоев.
В лесах природных парков, особо ценных массивах, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятников природы, орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, государственных защитных полосах, противоэрозионных и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища промысловых рыб, допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки.
В лесах государственных природных заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки, соответствующие заповедному режиму.
Заготовка древесины при рубках главного пользования и рубках промежуточного пользования осуществляется в соответствии с региональными правилами рубок (наставлениями), утверждаемыми федеральным органом управления лесным хозяйством в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отвода лесосек, передача их лесопользователям, заготовки древесины при рубках, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статья 39. Особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, не входящих в лесной фонд
Использование лесов, не входящих в лесной фонд (городских лесов), осуществляется в соответствии с требованиями лесоустройства.
Порядок, методику его проведения и состав лесоустроительной документации определяет федеральный орган управления лесным хозяйством. Проведение лесоустройства оплачивается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, не входящих в лесной фонд (городскими лесами), осуществляют органы государственной власти области, управление лесами, государственный комитет по охране окружающей среды области.
Статья 40. Леса, расположенные на землях городских поселений
Леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки. Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений осуществляется в порядке установленном в статье 41 настоящего Областного закона.
Статья 41. Порядок ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений
В лесах, расположенных на землях городских поселений, запрещается осуществление лесопользования, несовместимого с назначением этих лесов.
Допускается проведение в указанных лесах рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок.
Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений, поручается территориальным органам федерального органа управления лесным хозяйством- управлению лесами, лесхозам.
Управление лесами, лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты городских лесов и их воспроизводства.
Расходы на ведение лесного хозяйства в городских лесах, их охрану, защиту и воспроизводство финансируются за счет средств областного бюджета, расходы на содержание федерального органа управления лесным хозяйством (лесохозяйственного аппарата лесхоза) финансируются из федерального бюджета.
Участки городских лесов предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти области, принимаемых по представлению Ростовским управлением лесами.
Представления о передаче городских лесов в аренду подготавливается управлением лесами с участием лесхозов, городских органов власти и лесопользователей. Субаренда участков городских лесов запрещена.
Договор аренды участка городских лесов заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством. С момента государственной регистрации договор аренды участка леса считается заключенным.
В договоре аренды участка городских лесов указываются следующие условия:
- границы участка леса;
- объемы (размеры) лесопользования;
- срок аренды;
- размер арендной платы и порядок ее внесения;
- обязанности сторон по охране, защите участка городских лесов и их воспроизводству;
- иные условия.
Права пользования, виды пользования участками городских лесов и сроки аренды устанавливаются в соответствии с Лесным Кодексом Российской Федерации и настоящим законом.
Осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета или лесного билета, который выдается ежегодно лесхозом.
Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляются органом государственной власти области, федеральным органом управления лесным хозяйством (управлением лесами, лесхозом) и государственным комитетом по охране окружающей среды Ростовской области.
Статья 42. Разрешение споров в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и ответственность за нарушение лесного законодательства Российской Федерации
В отношении этой статьи используется раздел VI, ст. 109-112, Лесного кодекса Российской Федерации.
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Областной закон Ростовской области от 10 апреля 1998 г. N 74-ЗС "О внесении изменений и дополнений в Областной закон... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.