Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 18 января 1999 г. N 40
"Об адресной помощи малообеспеченным гражданам"
16 апреля 2001 г.
По вопросу адресной социальной помощи малообеспеченным жителям см. решение Коллегии администрации г. Ростова-на-Дону от 23 декабря 1999 г. N 39
С целью дальнейшего совершенствования организации системы адресной социальной помощи, улучшения системы учета и контроля оказания адресной социальной помощи различными отраслевыми органами администрации города, органами социальной защиты, создания единого банка данных, повышения качества обслуживания населения, постановляю:
1. Возложить на органы социальной защиты населения администрации г. Ростова-на-Дону ведение единой системы учета предоставления адресной социальной помощи населению города.
2. Утвердить концепцию системы адресной социальной помощи населению города (далее - концепция) согласно приложению 1.
3. Утвердить порядок взаимодействия органов социальной защиты населения со службами города, предоставляющими услуги по льготам гражданам в соответствии с действующим законодательством (приложение 2).
4. Создать в органах социальной защиты населения города с 1 января 1999 года "Службу адресной социальной помощи":
4.1. В МУ "Департамент социальной защиты населения" в количестве 8 штатных единиц.
4.2. В МУ социальной защиты населения районов города согласно приложению 4.
5. Заместителю главы администрации, руководителю Департамента социальной защиты населения города:
5.1. внести изменения в Устав, регламент работы МУ "Департамент социальной защиты населения города";
5.2. разработать и утвердить Положение о службе адресной социальной помощи и должностные инструкции сотрудников службы в течение двух недель с момента подписания настоящего постановления.
6. Утвердить штатное расписание МУ "Департамент социальной защиты населения" с 01.01.1999 г. в количестве 24 человек с фондом оплаты труда по должностным окладам в сумме 25545.37 (двадцать пять тысяч пятьсот сорок пять руб. 37 коп.).
7. Внести изменения в приложения N 4, 5 к постановлению мэра города от 31.07.1998 г. N 1571.
8. Начальнику МУ "Муниципальное казначейство города" (С.Коновальчук) при формировании проекта городского бюджета на 1999 год предусмотреть расходы на содержание дополнительной численности в органах социальной защиты населения и приобретение компьютерной техники и оборудования.
9. Управляющему делами администрации города (Т.Куценко) в срок до 25.01.1998 г. выделить помещения в здании администрации города для размещения службы адресной помощи МУ "Департамент социальной защиты населения города".
10. Службам города, предоставляющим услуги по льготам в соответствии с действующим законодательством, совместно с отделом автоматизации и обработки информации города (А.Диденко) и органами социальной защиты населения города решить вопрос создания единой программы учета, контроля и взаимодействия служб между собой по вопросу предоставления льгот населению города.
11. Реорганизовать Городской Фонд социальной поддержки населения в форме присоединения к МУ "Департамент социальной защиты населения города". Заместителю главы администрации города, руководителю МУ "Департамент социальной защиты населения" (В.Леденева) осуществить реорганизацию Фонда в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением социально-трудовых гарантий работников.
12. Главам администраций районов:
12.1. Привести структуры и штатные расписания муниципальных учреждений социальной защиты населения в соответствие с п. 4.2.
12.2. Выделить муниципальным учреждениям социальной защиты населения необходимые помещения для размещения отделов адресной социальной помощи.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации В.Леденеву.
Мэр города |
М. Чернышев |
Приложение N 1
к постановлению Мэра города
от 18 января 1999 г. N 40
Концепция
о создании системы адресной социальной помощи населению
в г. Ростове-на-Дону
Содержание и характер проводимых реформ диктует необходимость разработки и реализации новых подходов в области социальной защиты населения, интегрирующих все сильные стороны существующей системы и в то же время учитывающих изменения, произошедшие в обществе за последние годы.
Накопленный опыт в сфере оказания государством социальной помощи населению позволяет говорить о том, что наступает время проведения целенаправленной социальной политики, в рамках которой системе защиты, опирающейся на принципы адресности и эффективности, должно принадлежать одно из ведущих мест.
В настоящее время наглядно намечается основная тенденция развития системы социальной защиты, проявляющаяся в создании сбалансированной совокупности социальных программ, направленных на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения, к числу специфических характеристик социальных программ современного типа относятся комплексность разработки и реализации, адресность, жесткий контроль расходования средств.
Отдельно стоит упомянуть в этой связи несовершенство действующего Федерального законодательства в части, регулирующей принципы определения объекта социальной помощи и порядок ее оказания. Заданная действующим законодательством конструкция системы социальной защиты, основанная на выделении категорий населения, имеющих право на получение помощи в виде льгот без учета их реальной нуждаемости, не может считаться эталоном эффективности в реализации политики социальной справедливости. Последнее обстоятельство в настоящее время является одним из важных препятствий для позитивного преобразования социальной политики на местах. Неблагоприятные социальные последствия проводимых в стране реформ, выражающиеся в падении уровня жизни значительной части населения, являются характерной чертой для многих регионов.
К числу особенностей г. Ростова-на-Дону, оказывающих влияние на политику социальной защиты, следует отнести:
- высокий удельный вес старших возрастов в демографической структуре населения города;
- высокий удельный вес работников бюджетной сферы: работников культуры, науки, образования, здравоохранения, физической культуры, социального обслуживания, а также студенческой молодежи;
- высокий удельный вес работников, занятых в оборонных отраслях, подлежащих конверсии;
- остро стоящую проблему структурной безработицы, связанную со структурной перестройкой высокотехнологических отраслей промышленности;
- высокий удельный вес семей, имеющих неудовлетворительные жилищные условия.
Таким образом, приведенные выше обстоятельства представляют целесообразным разработать систему адресной социальной помощи населению в г. Ростове-на-Дону.
I. Основные понятия и определения, используемые в системе
адресной социальной помощи населению
Социальная политика - деятельность органов государственной (муниципальной) власти и государственных (муниципальных) учреждений в области социальных отношений.
Объект социальной политики - население в целом, отдельные составляющие его социальные общности, слои и группы, семьи.
Предмет социальной политики - процессы в сфере социально-экономического положения социальных групп, слоев и общностей, рассматриваемые в динамике и сравнении.
Субъект социальной политики - государственный (муниципальный) или негосударственный институт, осуществляющий целенаправленную деятельность в области социальной политики.
Социальная защита представляет собой элемент социальной политики.
Социальная защиты как элемент социальной политики может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле.
Социальная защита в широком смысле - деятельность государства, охватывающая весь спектр гарантируемых Конституцией РФ прав граждан в социальной сфере и направленная на создание условий для свободной и достойной жизни своих граждан, поддержку социальнонезащищенных слоев населения.
Социальная защита в узком смысле - социальная помощь, осуществляемая в виде предоставления льгот и оказания адресной социальной помощи в материальном или натуральном виде.
Адресная социальная помощь - вид социальной помощи конкретной семье с учетом нуждаемости.
Льгота - вид социальной помощи, выраженной в праве, предоставленном гражданам за определенные заслуги перед государством или в связи с особым социальным статусом и реализуемом в форме выплат и услуг.
Особый социальный статус - принадлежность к категории граждан, имеющей в соответствии с действующим законодательством соответствующие права и льготы.
Семья - лица, связанные родством и(или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. В данную категорию попадают также одиноко проживающие граждане, ведущие самостоятельное хозяйство.
Нуждаемость - потребность семьи в получении социальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией.
Трудная жизненная ситуация - объективно нарушающая жизнедеятельность потенциального объекта адресной социальной помощи (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, тяжелой или хронической болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, вынужденное оставление прежнего места жительства, нарушение прав ребенка, пожар, стихийное бедствие), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Малообеспеченность - потребность семьи в получении социальной помощи в силу невозможности самостоятельно обеспечить среднедушевой доход, равный или превышающий величину прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с действующим законодательством.
Среднедушевой доход - часть совокупного дохода семьи, приходящегося на одного члена семьи.
Совокупный доход семьи - сумма всех денежных доходов семьи, а также денежных эквивалентов льгот, услуги и компенсаций.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Малообеспеченная (малоимущая) семья - семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с действующим законодательством РФ в субъекте Федерации.
Государственный социальный стандарт - установленный законодательством РФ минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.
Субъект адресной социальной помощи - орган государственной власти в лице федерального министерства, соответствующего подразделения системы органов исполнительной власти субъекта РФ (министерства, комитеты, управления) или орган местного самоуправления, непосредственно осуществляющий мероприятия адресной социальной помощи.
Объект адресной социальной помощи - семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации.
Принципы адресной социальной помощи - основные исходные положения, условия, правила, нормы, в соответствии с которыми осуществляется оказание адресной социальной помощи.
Условия оказания адресной социальной помощи - совокупность характеристик, которыми обладает потенциальный объект помощи, признаваемая субъектом помощи необходимой и достаточной для ее оказания.
Критерий оказания адресной социальной помощи - конкретные значения (в количественной или в качественной форме) характеристик потенциального объекта помощи, наличие которых определяет конкретный вид, формы и размер социальной помощи.
Основание оказания адресной социальной помощи - нормативный правовой акт, регламентирующий критерии и порядок оказания определенного вида социальной помощи.
Социальный реестр - это совокупность персональных данных физических лиц, проживающих в г. Ростове-на-Дону, получающих или имеющих право на получение социальной помощи. Социальный реестр является ведомственным реестром Департамента социальной защиты населения.
II. Анализ действующей системы оказания социальной помощи
населению в Российской Федерации и г. Ростове-на-Дону
Анализ существующей системы проводится на основании данных, представленных:
- структурными подразделениями администрации города (Департамент жилищно-коммунального хозяйства города и его структурные подразделения, службы жизнеобеспечения города, управление транспорта, Департамент социальной защиты населения, управление образования, комитет по физкультуре и спорту, комитет по молодежной политике, управление здравоохранения);
- структурными подразделениями органов социальной защиты города;
- территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти и субъекта Федерации (комитет государственной статистики, комитет по труду, служба занятости населения по г. Ростову-на-Дону, Миграционная служба по Ростовской области).
Действующая система анализировалась по следующим направлениям:
- анализ действующего законодательства; анализ финансового обеспечения действующего законодательства; анализ эффективности оказания социальной помощи населению (организационная структура, виды и формы помощи, полнота охвата населения);
- анализ информационного взаимодействия между структурными подразделениями социальной сферы администрации города.
Анализ действующего законодательства РФ в городе показал, что
- работу системы оказания социальной помощи регламентируют около 200 правовых актов;
- существующей законодательной базе, с одной стороны, присуща громоздкость и наличие большого числа нормативных актов, регламентирующих оказание социальной помощи, а с другой стороны, она недостаточна и несовершенна;
- 95% законодательных актов направлены на обеспечение льгот отдельным категориям населения;
- малообеспеченность как обязательный критерий при оказании социальной помощи используется примерно в 3-5% правовых актов РФ;
- отсутствует единая система классификации понятий предметной области, однозначность их определений.
Анализ финансового обеспечения действующего законодательства показал, что:
- финансовое обеспечение действующего законодательства производится из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. По данным комитетов и служб реальные затраты на финансирование действующих льгот и услуг составили за 9 месяцев 1998 года 105,3 млн. руб. при планируемых затратах 152,6 млн. руб., без учета затрат на содержание структур, представляющих эти льготы. В результате принятые законы реализуются не полностью;
- контроль за расходованием бюджетных средств осложнен из-за распределения финансирования между структурами, занятыми в реализации системы социальной защиты.
Анализ эффективности системы оказания социальной помощи населению показал, что:
- реализация правовых актов возложена на десятки структур социальной сферы и городского хозяйства;
- действующая система оказания социальной помощи населению города имеет чрезвычайно сложный организационный механизм;
- существующая организационная структура предусматривает ведение учета оказанной помощи по категориальному принципу, каждая административная структура предоставляет социальную помощь, осуществляет собственную регистрацию обслуженного населения и представленных им льгот независимо от других структур;
- принадлежность отдельных получателей к нескольким категориям в сочетании с категориальным принципом учета и децентрализованным характером оказания социальной помощи приводит к двойному, а иногда и к тройному учету численности льготного населения;
- социальная помощь в основном реализуется путем предоставления льгот отдельным категориям граждан;
- предоставляемые льготы можно подразделить на:
- льготы за определенные заслуги перед государством,
- социальные льготы (инвалиды, пенсионеры),
- льготы работникам органов государственной власти,
- по статистическим данным 23% населения города имеют совокупный доход ниже прожиточного минимума, в то время как не все малообеспеченные, особенно работающие, имеют право в настоящее время на получение социальной помощи.
Анализ информационного взаимодействия между структурными подразделениями социальной сферы администрации города показал, что:
- между структурными подразделениями, оказывающими социальную помощь, обмен информацией в основном осуществляется путем деловой переписки или в телефонном режиме;
- практически отсутствует информационное взаимодействие между ведомственными базами, что затрудняет получение информации о предоставленных услугах конкретному гражданину;
- нет единого учета численности и единой классификации льготных категорий населения;
- нет информации о потребности населения в сфере услуг, что делает невозможным провести анализ эффективности обслуживания населения.
Общие выводы:
- действующая система социальной защиты населения ориентирована преимущественно на предоставление социальной помощи в виде льгот;
- предусмотренный существующим законодательством объем социальной помощи населению не соответствует экономическим возможностям бюджетов федерального и региональных уровней. Вследствие этого возникла проблема финансового обеспечения льгот и компенсаций;
- механизм оказания социальной помощи требует значительного упрощения. Отсутствует единое управленческое координирующее звено, способное оптимально организовать комплексное управление функционированием системы социальной помощи, обеспечить межотраслевую координацию и рациональное использование средств социального бюджета;
- расширение перечня категорий населения, которым предоставляется социальная помощь, без учета социальной ситуации конкретного получателя помощи, способствует формированию иждивенческих настроений и ложится тяжелым бременем на экономически активное население;
- невозможность оценки реального уровня доходов гражданина из-за отсутствия единой системы персонифицированного учета;
- действующая схема оказания помощи не является оптимальной, не обеспечивает эффективной социальной защиты всего населения.
Вышеизложенное позволяет заключить, что социальная поддержка населения, осуществляемая на федеральном и региональном уровнях, нуждается в существенных преобразованиях.
III. Цель, задачи и принципы развития системы адресной
социальной помощи населению
Стратегической целью развития системы адресной социальной помощи является обеспечение максимально возможного с позиций экономической эффективности и общественной целесообразности уровня социальной защищенности населения г. Ростова-на-Дону. Достижение этой цели можно осуществить путем:
- повышения эффективности деятельности системы социальной защиты на основе:
- переориентации социальной защиты на конкретную семью;
- повышения оперативности и качества организации социальной помощи;
- рационального использования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на социальную защиту.
Основными задачами реформирования системы адресной социальной помощи являются:
- формирование адекватной современным требованиям нормативно-правовой базы социальной помощи в г. Ростове-на-Дону;
- разработка предложений и рекомендаций по упорядочению существующей системы льгот;
- создание и внедрение единой системы критериев предоставления адресной социальной помощи;
- формирование системы персонифицированного учета граждан, нуждающихся в социальной помощи, и создание на ее базе реестра социально незащищенных слоев населения и соответствующих автоматизированных баз данных;
- формирование эффективности механизма оказания адресной социальной помощи;
- проведение анализа затрат на обеспечение льгот и адресную социальную помощь;
- создание единого механизма финансового обеспечения системы адресной социальной помощи.
К основным принципам системы адресной социальной помощи относятся:
- адресное оказание социальной помощи;
- предоставление адресной социальной помощи на основе заявления;
- нуждаемость - одно из основных условий оказания адресной социальной помощи;
- дифференцированность подхода при определении размеров и видов помощи в соответствии с прожиточным минимумом и конкретной жизненной ситуацией;
- гарантированность адресной социальной помощи;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение прав населения в сфере оказания адресной социальной помощи;
- конфиденциальность предоставления адресной социальной помощи;
- доступность информации об условиях, критериях, нормах и видах оказания адресной социальной помощи;
- персональная ответственность получателя адресной социальной помощи за достоверность сведений, содержащихся в его заявлении на предоставление помощи;
- взаимодействие государственных субъектов адресной социальной помощи с негосударственными организациями, благотворительными обществами и т. д.
Для организации системы адресной социальной помощи необходимо:
1. Рассмотреть вопрос о передаче отраслевыми органами администрации города несвойственных им функций оказания адресной социальной помощи органам социальной защиты в целях повышения качества обслуживания населения и снижения финансовых затрат на обеспечение этой деятельности.
2. Повысить координирующую и организационную направляющую роль органов социальной защиты населения, наделив их правами заказчика на разработку информационной системы адресной социальной помощи - социального реестра.
3. Усилить структуры органов социальной защиты с учетом дополнительно передаваемых им функций.
Эти меры обеспечат комплексность предоставления населению всех видов социальной помощи, включая адресную социальную помощь.
Виды, формы, условия и критерии оказания адресной
социальной помощи населению
Адресная социальная помощь оказывается в виде:
- материальной помощи (в денежной или натуральной форме);
- социальных услуг.
Адресная социальная помощь в денежной форме может предоставляться в виде:
- пособия на содержание.
Условие предоставления - малообеспеченность;
- компенсаций по оплате услуг (в наличной и безналичной форме).
Условие предоставления - нуждаемость.
Адресная социальная помощь в натуральной форме может предоставляться в виде:
- лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- средств санитарии, гигиены и ухода за детьми;
- одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
- топлива;
- продовольственных товаров;
- специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе, и т. д.
Условия предоставления - нуждаемость и неэффективность или невозможность предоставления денежного эквивалента соответствующих товаров.
Адресная социальная помощь может предоставляться в виде следующих социальных услуг:
- социальное обслуживание на дому;
- социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;
- социальное обслуживание в специальных учреждениях здравоохранения;
- предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания;
- социально-правовые услуги;
- предоставление социального жилья;
- социально-медицинские услуги;
- услуги социальной реабилитации;
- транспортные услуги (городские и междугородние);
- предоставление бесплатных обедов или талонов на питание и т. д.
Условие предоставления - нуждаемость.
Социальные услуги могут быть представлены бесплатно, а также за полную или частичную плату.
С учетом периодичности (регулярности) предоставленная социальная помощь подразделяется на разовую и периодически осуществляемую. В зависимости от длительности предоставления социальную помощь можно разделить на:
- краткосрочную (от 1 до 3 месяцев),
- среднесрочную (от 3 месяцев до года),
- долгосрочную (свыше года).
Конкретный вид, форма и размер адресной социальной помощи определяется на основании критериев ее оказания, установленных социальными стандартами. Окончательный перечень услуг, видов и условий оказания адресной социальной помощи должен быть определен в процессе разработки и принятия законодательных актов.
Приложение N 2
к постановлению Мэра города
от 18 января 1999 г. N 40
Порядок
взаимодействия органов социальной защиты населения
со службами города, предоставляющими
услуги по льготам
16 апреля 2001 г.
Отношения между органами социальной защиты населения со службами города, предоставляющими услуги по льготам (далее - службы города), строятся на договорной основе.
1. Департамент социальной защиты населения города (далее - ДСЗН) с муниципальными учреждениями социальной защиты населения районов (далее - МУСЗН) в срок до 20 января 1999 г. формируют банк льготных категорий граждан, кроме сотрудников ведомств, имеющих право на льготы в соответствии с Законодательством РФ, финансирование которых производится за счет соответствующих ведомств и федерального бюджета.
2. Сформированный банк данных льготных категорий граждан МУСЗН передают на дискетах службам, предоставляющим услуги по льготам этим гражданам, 21.01.1999 г. Службы должны представить чистые дискеты в МУСЗН в срок до 18.01.1999 г. для передачи им основного банка данных.
3. В ЖСК, ТСЖ, МЖК сформированный банк данных предоставляется в виде списка согласно форме (прилагается).
В дальнейшем работа строится следующим образом:
4. Гражданин, проживающий и зарегистрированный (прописанный) на территории города, по вопросу предоставления льгот обращается в МУСЗН по месту регистрации (прописки) с заявлением и подтверждающими документами о его праве на предоставление льгот. При обращении гражданин получает талон, который подтверждает принятие от него документа на рассмотрение.
5. МУСЗН формирует списки по мере обращения граждан, впервые обратившихся за предоставлением льгот, и направляют их (или дискеты, если более 100 человек) в службы в срок в течение не более трех дней со дня подачи заявления.
МУСЗН в трехдневный срок направляет сведения в службы города обо всех изменениях в банке данных льготных категорий граждан (смерть, вновь прибывшие, убывшие в связи с переменой места жительства).
6. Службы в течение трех рабочих дней со дня поступления дискет или списков установленного образца производят расчет стоимости предоставляемых услуг с учетом льготы и возвращают в МУСЗН дискеты или списки с расчетами по каждому заявителю для ввода суммы льгот в единый банк данных.
Одновременно службы до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляют уведомления заявителям о стоимости представленных услуг с учетом льгот.
Вопрос уведомления граждан в письменном виде производится службами самостоятельно или через доставочное предприятие по выплате пенсий путем заключения договора с последним (по согласованию с ДСЗН).
7. МУСЗН и МУФЗ (в части, касающейся предоставления услуг по льготе) совместно со службами до 19 числа месяца, следующего за отчетным, производят сверку списков лиц (или дискет), которым предоставлены льготы. Затем составляется акт сверки по льготным категориям граждан с учетом источника финансирования, который подписывается руководителями и главными бухгалтерами МУСЗН, МУФЗ и службы, на основании чего предъявляются счета для оплаты в ДСЗН (кроме ведомств, имеющих на балансе жилые дома).
8. ДСЗН в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в соответствии с утвержденным бюджетом направляет предварительную заявку в муниципальное казначейство города по финансированию выпадающих доходов службам.
9. При поступлении средств на счет ДСЗН расчеты со службами производятся в течение одного банковского дня.
10. ДСЗН в установленные сроки предоставляет отчетность об использовании выделенных средств муниципальному казначейству города.
11. Предоставление субсидий малообеспеченным гражданам производится в соответствии с постановлением Губернатора от 29.04.1997 г. N 146 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" и постановлением Мэра от 18.09.1995 г. N 1226 "Об утверждении в новой редакции положения о порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в г. Ростове-на-Дону".
Департамент ЖКХ со службами заказчиков районов должны ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направлять в МУСЗН сведения о лицах, которым субсидии предоставлены, и их размеры для внесения в единый банк данных получателей адресной социальной помощи.
12. МУСЗН совместно со службами ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, производят анализ оплаты гражданами из числа льготных категорий предоставленных услуг.
Постановление, упомянутое в п.13., признано утратившим силу постановлением городской администрации от 31 марта 1999 г. N 670, этим же постановлением предусмотрена перерегистрация топливных книжек (п.4)
13. Выдача топливных книжек населению производится на основании постановления мэра N 1166 от 25.06.1998 г. "О порядке обеспечения твердым топливом населения г. Ростова-на-Дону, имеющего печное отопление" через МУСЗН районов. Гортоп на основании топливных книжек производит отпуск угля и в дальнейшем действует согласно п. 7 Порядка, имея договор с органами социальной защиты.
Управляющий делами |
Т.П. Куценко |
Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 16 апреля 2001 г. N 1000 в настоящее приложение внесено дополнение, вступающее в силу с 1 января 2001 г.
Дополнение
к порядку взаимодействия органов социальной защиты населения со службами
города Ростова-на-Дону, предоставляющими услуги по льготам
в соответствии с требованиями постановления
главы администрации Ростовской области
от 10 мая 2000 г. N 156
"О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот
жителям Ростовской области"
1. Настоящий Порядок устанавливает механизм возмещения расходов службам, предприятиям города, предоставляющим услуги жителям г. Ростова-на-Дону с учетом льгот за счет средств субвенций, предусматриваемых областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и средств городского бюджета, утвержденных Решением Ростовской-на-Дону городской Думой.
2. Возмещение службам города расходов, связанных с предоставлением жителям города льгот:
- за счет средств субвенций, предусматриваемых областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год, ежемесячно направляемых в распоряжение администрации города на реализацию Федеральных законов: от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", а также постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1005 "Об упорядочении бесплатного обеспечения детей 1-2 года жизни специальными молочными продуктами детского питания";
- за счет собственных средств местного бюджета, предусмотренных решением Ростовской-на-Дону городской Думой на очередной финансовый год дополнительно на исполнение законов: РСФСР от 15.01.93 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы", ФЗ от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Закона РФ 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", постановления Главы Администрации города Ростова-на-Дону от 27.07.1995 N 973 "О звании "Почетный гражданин города Ростова-на-Дону".
3. Возмещение расходов осуществляется:
- органами социальной защиты населения города за жилищные и коммунальные услуги, услуги газоснабжения, связи, твердого топлива, транспорта, предоставляемые службами и предприятиями города;
- городским управлением здравоохранения за услуги по обеспечению лекарственными препаратами, зубопротезированию, молочными смесями, предоставляемые учреждениям города;
Органы социальной защиты населения города, Управление городского здравоохранения ведут учет реализации льгот гражданам на основании общегородского банка данных льготных категорий, сформированного в 1999 году; В соответствии с ранее действующим порядком, еженедельно в него вносятся изменения, дополнения с учетом обновлений.
4. Отношения между органами социальной защиты населения со службами города, предоставляющими услуги с учетом льгот, строятся на договорной основе в соответствии со ст. 420 и 421 ГК РФ.
Органы социальной защиты населения города заключают договоры на возмещение расходов с предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, ЖСК, ТСЖ, оказывающими услуги населению и (или) производящими начисления платежей с учетом льгот.
Управление здравоохранения заключает договоры на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот аптечными учреждениями, стоматологическими поликлиниками, молочно-раздаточными пунктами и органами социальной защиты населения города.
5. МУСЗН районов, на основании заявления гражданина, впервые обратившегося за льготами, производят проверку документов. свидетельствующих о принадлежности к той или иной льготной категории, среднедушевого дохода семьи (в тех случаях, где такой учет доходов предусмотрен нормативно-правовыми актами РФ, Ростовской области, города), подтверждают обращение граждан на реализацию льготы выдачей справки, по форме, утвержденной постановлением главы администрации области от 10.05.2000 N 156.
6. В случаях, когда гражданин имеет право на получение идентичных льгот, предусмотренных различными нормативно - правовыми актами, органы социальной защиты населения осуществляют учет права лишь по одному из оснований, по выбору самого гражданина.
7. На основании заявления гражданина МУСЗН района вносит сведения в существующий общегородской банк данных льготных категорий граждан в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Департамент социальной защиты населения города организует работу по ведению общегородского банка данных льготных категорий граждан и обеспечивает координацию и методическое руководство по учету льготных категорий граждан в тесном взаимодействии с жилищно-коммунальными службами, предприятиями транспорта, связи, топлива и Управлением здравоохранения города.
8. Департамент социальной защиты населения города еженедельно на основании информации МУСЗН районов обновляет общегородской банк данных льготных категорий граждан (с учетом впервые обратившихся за предоставлением льгот и выбывших) и передает ежемесячно на магнитных носителях в службы города, а списки вновь обратившихся и выбывших льготников передает еженедельно на бумажных носителях.
9. В срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, службы города, предоставляющие услуги, возвращают в ДСЗН на магнитных (или бумажных) носителях списки льготников с расчетами стоимости услуг по каждому гражданину, для учета суммы льгот в едином городском банке данных. Обмен информации осуществляется на основании акта приема-передачи с отражением контрольных цифр и с разбивкой по категориям льготников в разрезе предоставляемых услуг.
10. В срок до 6 числа месяца, следующего за отчетным, Департамент социальной защиты населения города передает полученную информацию в МУСЗН районов города для проведения сверки списков лиц, которым предоставлены услуги с учетом льгот.
11. В срок до 8 числа месяца, следующего за отчетным, МУСЗН районов совместно со службами города, ЖСК, ТСЖ осуществляют указанную сверку списков лиц.
Начисление оплаты с учетом льгот гражданам, проживающим в ЖСК, ТСЖ, производится бухгалтером кооператива, проверка правильности начисления льгот осуществляется МУСЗН районов.
12. По итогам составляется акт сверки льготной категории граждан, который подписывается руководителем и главным бухгалтером МУСЗН и службой города, предоставляющей услуги по льготам, ЖСК, ТСЖ, на основании которого выписывается счет на оплату. Вторая сторона подписывает акт лицом, определяемым приказами служб, ответственным за этот участок работы; ЖСК и ТСЖ - в лице председателя и главного бухгалтера.
Основанием для составления актов сверок являются списки граждан, с указанием: места проживания, количества членов семей граждан, имеющих право на льготу и размера представленной по каждому льготнику скидки по оплате в стоимостном выражении. Списки граждан подготавливаются на магнитном носителе (на бумажном носителе списки скрепляются печатью и подписями) и служат документом первичного учета для контроля и проверки финансовыми органами, и подлежат хранению в органах социальной защиты населения города в течение 3-х лет.
13. До 10 числа месяца, следующего за отчетным, заявка на финансирование по фактически произведенным расходам предприятий за отчетный месяц, с копией заверенного акта сверки, направляется ДСЗН - в МУ "Муниципальное казначейство города" по законодательным актам, возмещаемым из средств местного бюджета, МУСЗН районов - в Отделение муниципального казначейства района (ОМК).
14. До 10 числа месяца, следующего за отчетным, органы социальной защиты населения представляют в отделения Муниципального казначейства отчет о фактическом перечислении средств предприятиям (организациям) в порядке возмещения расходов при предоставлении льгот.
15. Перечисление органам социальной защиты населения средств, утвержденных в бюджете области и города на очередной финансовый год, осуществляется исходя из фактических расходов, произведенных службами города, предоставляющими услуги с учетом льгот на основе вышеуказанных заявок и в пределах средств, выделенных на эти цели.
16. Средства субвенций перечисляются МУ "Муниципальное казначейство города" на счета органов социальной защиты населения в текущем месяце в виде расчетов за отчетный месяц.
При поступлении средств для возмещения расходов на счета органов социальной защиты, расчеты с соответствующими предприятиями производятся в течение трех банковских дней.
17. Органы социальной защиты населения города при возмещении расходов предприятиям, предоставляющим жителям города услуги с учетом льгот, должны учитывать отраслевые особенности предоставления льгот на территории города.
17.1. Льготы, по оплате за найм жилья, техническое обслуживание, капитальный ремонт, тепло-газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение в соответствии с настоящим Порядком, предоставляются жителям города, в расчете на социальную норму жилья, в соответствии с постановлением Главы Администрации Ростовской области от 10.05.2000 N 156, исходя из: 18 кв. м. общей площади на одного члена семьи из трех человек; 42 кв.м. - на семью из 2-х человек; 33 кв.м.- на одиноко проживающего по ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ";
Льготы граждан, установленные ФЗ "О статусе военнослужащих", предоставляются на указанные услуги, согласно постановлению Главы Администрации Ростовской области от 11.03.01 N 1999 "О внесении изменений в постановление Главы Администрации области от 10.05.2000 N 156".
Льготы по оплате за коммунальные услуги, определенные Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", предоставляются с учетом среднедушевого дохода семьи, согласно постановлению Главы Администрации Ростовской области от 15.01.2001 N 16 "О порядке предоставления льгот многодетным семьям".
Льготы, предусмотренные Решением Ростовской-на-Дону городской Думы за счет средств местного бюджета, по законам: РСФСР "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы", ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", постановлению Главы Администрации города Ростова-на-Дону "О звании "Почетный гражданин города Ростова-на-Дону" по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с действующим законодательством.
17.2. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданину и членам его семьи в соответствии с действующим законодательством по месту постоянного проживания, подтвержденного в установленном порядке органами регистрационного учета граждан РФ. Иное жилье, принадлежащее гражданину на праве собственности и коммунальные услуги, оплачиваются в полном объеме по ставкам и тарифам, установленным в городе.
В нижеследующем пункте, по-видимому, имеется в виду постановление Мэра города от 31 марта 2000 г. N 800
17.3. Реализация льготы по оплате твердого топлива и возмещение расходов топливным предприятиям города, связанных с обеспечением льготной категории граждан твердым топливом, осуществляется в соответствии с постановлением Мэра города от 30.03.2000 N 800 "О порядке обеспечения твердым топливом населения города", в пределах норм, установленных для продажи и доставки топлива населению.
17.4. Возмещение расходов предприятиям транспорта, осуществляющим льготную перевозку пассажиров, согласно ФЗ "О ветеранах", производится исходя из средне расчетных объемов ездок, учтенных МУ "Управление транспорта и топливообеспечения", но не более 25 ездок городским транспортом и в соответствии с выделенными средствами на эти цели.
17.5. Льготы по установке телефона, абонентской плате за пользование телефоном, радиотрансляционной точкой гражданам, имеющим на это право в соответствии с действующим законодательством, предоставляются предприятиями связи и возмещаются им в соответствии с выделенными бюджетными средствами и настоящим Порядком.
17.6. В соответствии с ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" с учетом среднедушевого дохода семьи, законом РСФСР "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы", ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", постановлением Главы Администрации города Ростова-на-Дону "О звании "Почетный гражданин города Ростова-на-Дону" и выделенными средствами, зa счет субъвенций, средств местного бюджета, определенных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 29.12.2000 N 322, на указанные цели, производится возмещение организациям затрат, связанных с предоставлением гражданам города льгот по:
- обеспечению льготными и бесплатными медикаментами;
- изготовлению и ремонту зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгметаллов и металлокерамики) в муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства.
17.7. Учет лиц, имеющих право на льготы по обеспечению льготными и бесплатными медикаментами, по изготовлению и ремонту зубных протезов, осуществляется городским Управлением здравоохранения на основании общегородского банка данных льготных категорий граждан, который передается ДСЗН города в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным.
17.8. Размер предоставляемой льготы определяется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, утвержденными приложениями N 1 и N 2 к постановлению Правительства РФ от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и постановления Правительства РФ от 11.09.98 N 1096 "Об утверждении программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью".
17.9. Лекарственные средства назначаются в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденных постановлением Мэра города от 31.07.2000 N 2032 при наличии медицинских показаний, при предъявлении гражданином документа, подтверждающего его право на бесплатный или льготный отпуск лекарственных средств.
17.10. Торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отпускаемые по бесплатным и льготным рецептам, не должны превышать предельный уровень, ежегодно утвержденный соответствующим постановлением главы администрации Ростовской области.
Об утверждении торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения см. постановление Главы администрации Ростовской области от 5 октября 1999 г. N 374
17.11. По отработанным рецептам аптечные учреждения ведут учет льготного отпуска лекарственных средств по форме, утвержденной приложением 6 к приказу Минздрава РФ от 23.08.1999 N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями).
В срок до 3 числа месяца, следующего за отчетным, аптечные учреждения направляют в центральное лечебно-профилактическое учреждение (далее ЛПУ) района на магнитных или бумажных носителях списки граждан, получивших льготные лекарственные средства с указанием стоимости льготы. ЛПУ в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, передает информацию на магнитных носителях в городское управление здравоохранения. Городское Управление здравоохранения вносит в общегородской банк данных сведения о сумме предоставленной льготы гражданам по законодательным актам.
17.12. В срок до 8 числа месяца, следующего за отчетным, городское управление здравоохранения осуществляют сверку списков лиц, получающих льготы с ДСЗН города;
По итогам составляется акт сверки по льготным категориям, который подписывается руководителем, главным бухгалтером городского управления здравоохранения, руководителем и главным бухгалтером ДСЗН города.
Основанием для составления актов сверок являются списки граждан, которые подготавливаются на магнитном носителе и служат документом первичного учета для контроля и проверки финансовыми органами, и подлежат хранению в течение 3-х лет в городском управлении здравоохранении.
17.13. До 10 числа текущего месяца заявка на финансирование по фактическим расходам предыдущего месяца, с копией заверенного акта сверки, направляется городским Управлением здравоохранения в МУ "Муниципальное казначейство города" по законодательным актам.
17.14. До 10 числа месяца, следующего за отчетным, городское Управление здравоохранения представляет в МУ "Муниципальное казначейство города" отчет о фактическом перечислении средств организациям в порядке возмещения расходов при предоставлении льгот.
17.15. Льготное зубное протезирование производится в муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства обратившегося гражданина и при предъявлении им документа, подтверждающего его право на получение льготы в соответствии с законодательством.
17.16. Стоимость работ по изготовлению и ремонту зубных протезов определяется на основе калькуляции (в разрезе видов работ), разработанной областной стоматологической поликлиникой и согласованной с управлением ценовой политики Минэкономики области, и является единой для всех государственных и муниципальных учреждений здравоохранения города, оказывающих услуги по льготному зубопротезированию.
17.17. Возмещение расходов по предоставлению льгот на зубное протезирование производится в соответствии с установленным настоящим Порядком по лекарственному обеспечению.
17.18. К получателям льготных молочных продуктов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1005 "Об упорядочении бесплатного обеспечения детей 1-2 года жизни специальными молочными продуктами детского питания" относятся семьи, имеющие детей в возрасте до двух лет, в случае если среднедушевой доход семьи (включая детей) ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории области Областным законом от 07.12.1998 N 17-ЗС "О прожиточном минимуме в Ростовской области".
17.19. Исчисление среднедушевого дохода семьи производится органами социальной защиты в соответствии с постановлением главы администрации Ростовской области от 07.05.1999 N 157 "Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области". Льгота на получение молочных продуктов назначается сроком на 6 месяцев, по истечении которого документы обновляются. МУСЗН районов на основании документов, выдает справку, подтверждающую, что семья, имеющая ребенка от 1 до 2 лет, относится к категории малообеспеченных, и вносят в банк данных получателей льгот.
17.20. Списки на детей первого-второго года жизни, имеющих право на бесплатное питание, составляются участковыми педиатрами детских городских поликлиник, на основании справок органов социальной защиты. Списки заверяются печатью, подписываются руководителем лечебно-профилактических учреждений и направляются в молочно-раздаточные пункты учреждений здравоохранения города. Согласно утвержденному списку, участковый педиатр выписывает ребенку необходимое питание на рецептурных бланках со штампом "бесплатно".
17.21. Выдача льготных молочных продуктов детского питания производится исходя из обязательного ассортиментного минимума, утвержденного приложением 1 к постановлению главы администрации области от 15.12.1997 N 442 "О порядке бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни из малообеспеченных семей молочными продуктами детского питания", под расписку получателя в специальном журнале или ведомости.
17.22. Молочно-раздаточные пункты в срок до 3 числа месяца, следующего за отчетным, направляют в городское управление здравоохранения на бумажных носителях списки детей, получивших бесплатное питание с расчетами стоимости питания. Городское управление здравоохранения в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным вносит полученную информацию в общегородской банк данных сведения о сумме предоставленной льготы граждан.
17.23. В срок до 7 числа месяца, следующего за отчетным, городское Управление здравоохранения города совместно с ДСЗН осуществляют сверку списков лиц;
По итогам сверки составляется акт по льготным категориям, который подписывается руководителем и главным бухгалтером городского управления здравоохранения и руководителем и главным бухгалтером ДСЗН города, который предъявляется в МУ "Муниципальное казначейство города".
17.24. Заявки на финансирование осуществляются в соответствии с п. 17.13 - 17.14, установленными настоящим Порядком.
17.25. Предприятия - поставщики молочных продуктов детского питания и сырья на молочные кухни и молочно-раздаточные пункты учреждений здравоохранения определяются городским управлением здравоохранения на конкурсной основе, в соответствии с постановлением Мэра города от 08.08.2000 N 1992 "Об утверждении Положения о порядке организации закупки товаров, работ и услуг на территории города Ростова-на-Дону".
Цены на молочные продукты, выдаваемые учреждениями здравоохранения, определяются исходя из себестоимости произведенных продуктов без применения наценок, через предприятия торговли с наценкой не более 10% к цене, по которой получен товар.
17.26. Порядок взаимодействия органов социальной защиты населения со службами города, предоставляющими услуги по льготам, утвержденный постановлением мэра города от 18.01.1999 N 40, действует в части не противоречащей настоящему Порядку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 18 января 1999 г. N 40 "Об адресной помощи малообеспеченным гражданам"
Текст постановления опубликован в информационном бюллетене "Ростов-официальный" от января 1999 г. N 5
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 18 мая 2002 г. N 965
Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 16 апреля 2001 г. N 1000
Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.