Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Современная модель государственной молодежной политики в Российской Федерации формировалась с начала 90-х годов. За это время были определены не только основные направления и механизмы по реализации государственной молодежной политики, но и ее внутренние законы, система построения, механизмы развития. Методы оценки ее эффективности не являются устоявшимися и пока не имеют единых общепризнанных стандартов, так как на федеральном уровне отсутствует базовый нормативный документ, регламентирующий отрасль молодежной политики - федеральный закон о государственной молодежной политике.
Утвержденные Правительством Российской Федерации приоритетные задачи социально-экономического развития Российской Федерации потребовали пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики - от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в экономические, общественно-политические и социокультурные отношения, с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р, определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, молодежной политике посвящен отдельный раздел. Концепция определяет, что целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. В соответствии с Концепцией государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
На территории города Шахты, по данным ОГС N 16 Ростовстата, проживает 245779 человек (по состоянию на 1.01.2009 г.), из них 63993 молодежи - граждан в возрасте от 14 до 30 лет.
Молодежная политика в городе Шахты осуществляется в отношении следующих целевых групп:
1. Молодые граждане, получающие среднее образование - школьники.
2. Молодые граждане, получающие высшее и среднее профессиональное образование.
3. Молодые несовершеннолетние граждане с девиантным поведением.
4. Молодые граждане, совершившие правонарушения.
5. Молодые граждане из малообеспеченных семей.
6. Молодые семьи.
7. Экономически самостоятельная (работающая) молодежь.
8. Безработная молодежь.
9. Талантливая и одаренная молодежь.
10. Молодежные некоммерческие организации (общественные объединения), осуществляющие свою деятельность на территории города Шахты.
Основные задачи для достижения цели молодежной политики - эффективной социализации молодежи:
1. вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи.
2. формирование целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодежи, обладающей лидерскими навыками.
3. гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
В 2009 г. общее количество молодёжи, участвующей в конкурсах, фестивалях, олимпиадах муниципального, регионального, всероссийского и международного масштаба достигло 31639 человек (42%). Формирование целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодежи, обладающей лидерскими навыками, способствует выявлению одаренности и созданию благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых детей независимо от доходов семьи в интересах личности, общества и города; должна обеспечить эффективное включение выпускников учреждений образования, в том числе учреждений дополнительного и специального образования, в жизнь общества; социально-экономическую и культурную самореализацию, позитивную политическую идентификацию молодых людей, их эффективную интеграцию в профессиональную деятельность.
В городе Шахты действует 48 детских и молодежных общественных объединений, самые крупные ("Донцы", "Ратобор") включены в 2009 г. в областной реестр детских и молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой. Воспитательными программами общественных объединений охвачено 4500 чел. (7%). Лучшие представители детско-молодежных общественных организаций города ежегодно принимают участие в областном конкурсе руководителей детских и молодежных общественных объединений "Лидер года", включенного в перечень региональных мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" (2008 г. - Андреева М.М. (3 место), 2009 г. - Медянников М.В. (3 место), 2010 г. - Симонова Д. (2 место). Поддержка детских и молодёжных общественных объединений, органов школьного и студенческого самоуправления позволяет координировать и повышать эффективность деятельности детских и молодежных общественных объединений, реализовывать программы подготовки и обучения лидеров молодежных общественных объединений, молодежного актива; развивать молодежное самоуправление и общественные инициативы молодежи.
Правительство Российской Федерации в 2009 г. продемонстрировало свою прямую заинтересованность в развитии волонтерского (добровольческого) движения. Так, в соответствии с рекомендациями минспорттуризма и молодежной политики России для регионов был введен показатель эффективности работы органов исполнительной власти в сфере молодежной политики - количество добровольцев (волонтеров) вовлеченных в активную деятельность. Механизмом, определяющим данный показатель, является количество зарегистрированных добровольцев в электронной социальной сети www.jaba.ru. У добровольцев, активно занимающихся общественной деятельностью, появилась возможность документального подтверждения своей работы - Личная книжка волонтера. Волонтерские отряды в г. Шахты действуют на базе 10 образовательных учреждений города, на базе МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения, при молодежной ассоциации лидеров, в которых активно работает 1500 активистов (2,4%) (информация на 1.09.2010 г.). Первые волонтерские книжки в количестве 1330 штук были вручены активистам молодежных общественных организаций, а к 2013 г. такую возможность получат все участники добровольческого движения в городе Шахты (около 7000, 11%).
Актуальной для города Шахты является работа по возрождению духовности, воспитанию детей и молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству. В 2009 г. 28797 юношей и девушек (45%) приняло участие в городских акциях и мероприятиях, посвященных гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. В настоящее время в городе действует более 40 патриотических клубов и объединений, в которых проводиться работа по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию, допризывной подготовке молодежи, оказанию помощи ветеранам, поиску и перезахоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Тем не менее, необходимо совершенствование работы органов исполнительной власти по гражданско-патриотическому и военно-спортивному воспитанию подрастающего поколения, по подготовке молодежи к службе в рядах Российской Армии; повышению эффективности деятельности военно-патриотических объединений.
Доля молодежи, охваченной мероприятиями профилактической направленности, составляло в 2009 г. 30% (19197 чел.). Система мероприятий по формированию неприятия негативных установок поведения молодых людей позволят к 2014 г. достичь снижения социальной напряженности в обществе, в частности, в молодежной среде; уменьшить дискриминацию социально незащищенных групп.
Таким образом, можно выделить ряд проблем, которые необходимо будет решить в ходе реализации Программы:
- несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям города, области, страны. Сложность решения данной проблемы связана с ценностной трансформацией общественного сознания и отсутствием единства духовных и идеологических установок, проникновением в общественное и индивидуальное сознание прагматизма, индивидуализма, характерных для общества потребления, что вступает в противоречие с традиционными для России нравственными ценностями;
- социальная изолированность молодых людей;
- отсутствие необходимого набора возможностей для неприятия асоциальных норм поведения, а также полноценных возможностей для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- недостаточная вовлеченность молодежи в общественно-политическую жизнь общества;
- неразвитость системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;
- слабая информированность о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, криминализации молодежной среды, роста нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.
Вместе с тем, молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере, мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным явлениям.
Решение данных проблем обеспечивается реализацией муниципальной целевой программой "Молодежь города (2006 - 2010 годы)", утвержденной решением городской Думы г. Шахты от 28.07.2005 N 67, срок действия которой завершился в 2010 году.
В силу многогранности решаемых проблем возникает необходимость координации действий муниципальных органов исполнительной власти, молодежных общественных объединений.
Использование программно-целевого метода позволит оптимизировать деятельность органов исполнительной власти при решении перечисленных проблем за счет обеспечения возможности комплексных и скоординированных действий, оперативного контроля реализации запланированных мероприятий, повышения ответственности исполнителей, оптимизации использования ресурсов при реализации Программы.
Исходя из вышесказанного, для решения сложившихся проблем необходимо использовать программно-целевой метод, который позволит:
- оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики;
- разработать и внедрить инновационные технологии решения актуальных проблем молодежи при ее активном участии;
- создать предпосылки и условия для устойчивого дальнейшего развития и функционирования инфраструктуры сферы государственной молодежной политики, созданной в ходе реализации Программы, после ее завершения;
- создать основу для саморазвития сферы государственной молодежной политики и обеспечить увеличение вклада молодежи в социально-экономическое развитие города, области, страны.
В соответствии с различными интересами и потребностями указанных выше целевых групп, в целях охвата всех указанных категорий молодых граждан, реализация муниципальной долгосрочной целевой программы "Молодежь города (2011 - 2014 гг.)" предусматривает различные комплексные мероприятия и направления деятельности. Организация мероприятий в рамках приведенных ниже направлений позволит реализовать пп. 5.3 Молодежная политика п. 5. Приоритетные направления и меры по их реализации в сфере социального развития Стратегии социально-экономического развития г. Шахты на период до 2020 года "ДОНБАСС NEXT" (Решение городской Думы г. Шахты N 296 от 27.09.2012); одну из целей Программы социально - экономического развития города Шахты на 2011 - 2016 годы (Решение городской Думы г. Шахты N 74 от 23.12.2010) - создание условий для формирования развитой, гармоничной личности, являющейся патриотом своего города, отдающей предпочтение здоровому образу жизни.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.