Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы

Приложение
к приказу Госкомрыболовства РФ
от 8 августа 2003 г. N 271

 

Положение
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы

ГАРАНТ:

См. справку о рабочем времени и времени отдыха отдельных категорий работников

О режиме труда и отдыха членов экипажей морских судов портового флота см. постановление Минтруда РФ от 3 июня 1997 г. N 27

I. Общие положения

 

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса (далее положение), имеющих особый характер работы, распространяется на следующие категории работников:

- плавающий состав рыбопромыслового флота, включая добывающие, обрабатывающие суда, приемно-транспортные и вспомогательные суда (суда промыслового флота для научных рыбохозяйственных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания), на которые распространяется действие Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного приказом Роскомрыболовства от 30 августа 1995 г. N 140, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 11 октября 1995 г. N 958.*

При этом в плавающий состав включаются все лица, назначенные на судовые штатные должности в т.ч. плавающий экспедиционный состав, работники научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, рыбоохраны, преподавательский состав высших и средних учебных заведений и другие специалисты рыбохозяйственного комплекса;

- члены промысловых бригад (артелей), занятые на сезонных (путинных) работах по добыче и первичной переработке рыбы, при длительном отрыве от постоянного места жительства (на тонях и в других местах лова), не имеющие возможности в этот сезонный (путинный) период ежедневно пребывать в обычных жилищных условиях.

2. Действие настоящего Положения распространяется на указанные суда рыбопромысловго# флота в период их эксплуатации. В период ремонта и отстоя судов, с выводом их из эксплуатации, должен вводиться общий режим рабочего времени и времени отдыха, действующий в организации, которым принадлежат эти суда.

3. В той части, в которой режим рабочего времени и времени отдыха плавающего состава рыбопромысловых судов и членов промысловых бригад (артелей) не регулируется настоящим Положением, применяются общие нормы трудового законодательства.

4. На членов экипажей судов портового флота, иных судов морского и речного флота, на которые не распространяется Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, а также на работников радиоцентров, входящих в систему рыбохозяйственного комплекса, действие настоящего Положения не распространяется.

 

II. Рабочее время

 

5. Для плавающего состава рыбопромысловых судов и членов промысловых бригад (артелей) нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, продолжительность ежедневной работы при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов, в предвыходные дни - 5 часов, а в предпраздничные дни - 6 часов.

Учитывая специфику и характер работы экипажей промысловых судов и членов промысловых бригад (артелей), связанные с добычей, переработкой и транспортировкой рыбы и других объектов рыбного промысла, эксплуатационным обслуживанием судна, систем и механизмов, невозможностью прерывания производственного процесса или замены его исполнителей, предусматриваются особенности, установленные настоящим Положением.

6. В период эксплуатации рыбопромысловых судов и работы членов промысловых бригад (артелей) все календарные дни этого периода (включая дни еженедельного отдыха, нерабочие праздничные дни) являются рабочими днями. Вводится суммированный учет рабочего времени.

В период эксплуатации рыбопромысловых судов в соответствии с Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации вводится несение вахтенной службы продолжительностью 8 часов в сутки (трехсменная вахта) или двухсменная вахта при невозможности (в основном из-за отсутствия спальных мест и спасательных средств) установленной штатной численностью экипажа вести работу в три смены.

В период промысла капитаном судна могут быть введены подвахты (работа в свободное от несения вахты время), вызванные недопущением порчи рыбы и других морепродуктов. За часы переработки сверх нормального рабочего времени плавсоставу в установленном порядке производятся соответствующие доплаты или предоставляются дополнительные дни отдыха.

7. На судах в период их эксплуатации может установливаться# в течение суток нескольких смен (вахт) меньшей продолжительности, чем общая продолжительность рабочего дня плавающего состава (4, 3 или 2 часа), а при 2-х сменной вахте - 6 часов. При этом суммарная продолжительность смен (вахт) должна равняться установленной продолжительности рабочего дня плавающего состава.

8. Время начала и окончания работы плавающего состава определяется графиками и расписаниями, определяемыми капитаном судна в установленном порядке.

9. Продолжительность рабочего времени в ночное время для плавающего состава не сокращается.

10. Предельно допустимые сроки пребывания экипажей рыбопромысловых судов во всех районах Мирового океана рекомендуется не превышать: 110 суток для малых судов, 135 суток - для средних судов, 150 суток для больших судов и 165 суток для крупных судов.

Для отдыха экипажа в период непрерывного пребывания в море предусматриваются заходы в порт продолжительностью 3 суток каждый.

11. Для лиц командного состава при стоянке судов в портах, портопунктах, на других организациях, на рейде и во всех случаях вывода судна из эксплуатации может устанавливаться суточное дежурство с предоставлением на следующий день дополнительного дня отдыха той же продолжительности, что и дежурство.

Следующее суточное дежурство для данного работника может быть установлено только через двое суток после предыдущего.

12. Во время стоянки судна на ремонте, на отстое или на консервации во внеэксплуатационный (межнавигационный) период допускается использование плавающего состава на других судах, а также на береговых работах.

Работники плавсостава, с их согласия, в свободное от несения вахты время, как в период рейса, так и во время межрейсовой стоянки, могут привлекаться к работам по саморемонту судов с оплатой по нормам и расценкам, установленным на эти работы.

13. В районах промысла, рейдовых пунктах, портах, портопунктах, портковшах и на других организациях, где не имеется грузчиков, к работе по погрузке и выгрузке судов могут привлекаться члены экипажей судов, в свободное от несения вахты время, с оплатой по нормам и расценкам, установленным на эти работы.

14. Погрузка во всех случаях на суда жидкого топлива, смазочных материалов, тары, соли, инвентаря, орудий лова, необходимых для работы данного судна, и продовольствия для снабжения экипажа судна осуществляется плавающим составом.

 

III. Время отдыха

 

15. Плавающий состав судов рыбопромыслового флота в соответствии с действующим трудовым законодательством пользуется правом на:

а) ежедневный (междусменный) отдых;

б) выходной день (еженедельный непрерывный отдых);

в) отдых в нерабочие праздничные дни;

г) ежегодный основной и дополнительные оплачиваемые отпуска;

д) перерывы для отдыха и питания.

В предвыходные и в предпраздничные дни устанавливается сокращенный рабочий день, в предвыходные - на 2 часа, в предпраздничные - на 1 час.

16. Плавающему составу предоставляется ежедневный отдых продолжительностью 12, 16, 17 или 18 часов в сутки в зависимости от установленной продолжительности смены (вахты).

Временем ежедневного отдыха плавающего состава считаются промежутки между отдельными сменами (вахтами), перерывы для отдыха и питания, определяемые капитаном судна графиками и расписаниями, в установленном порядке.

17. В случае необходимости дополнительные дни отдыха (отгулы) за работу в еженедельные дни отдыха и нерабочие праздничные дни могут предоставляться плавающему составу в портах, порпунктах и в других организациях в порядке, определяемом капитаном судна в установленном порядке.

В тех случаях, когда по условиям работы в период эксплуатации, в том числе промысла, невозможно регулярное предоставление плавающему составу (включая рабочих, руководителей, специалистов и других служащих, а также младший обслуживающий персонал плавучих заводов) еженедельных дней отдыха и нерабочих праздничных дней, такие дни суммируются и предоставляются дополнительные дни отдыха (отгулы) в период стоянки судна в порту, портпунктах, портковшах; на других организациях в период погрузки и выгрузки судна, нахождения судна на ремонте или в отстое, перед зачислением работников плавающего состава в резерв, по окончании промысла (навигации), экспедиции. Суммированные дополнительные дни отдыха (отгулы) могут быть присоединены к ежегодному отпуску работника.

Во время отстоя судов из-за штормовых дней в портах, портопунктах, в портковшах дополнительные дни отдыха (отгула) за неиспользованные еженедельные дни отдыха и нерабочие праздничные дни могут быть предоставлены только в том случае, когда экипаж судна имеет право выхода на берег, при этом на судне должно быть оставлено такое количество членов экипажа, которое необходимо для несения вахтенной службы и обеспечения безопасности стоянки судна.

18. По просьбе членов экипажа дни отдыха могут им предоставляться во время нахождения судна в море.

 

IV. Авральные и аварийные работы

 

19. Авральными и аварийными работами считаются те работы на судне, выполнение которых требует вызова экипажа или части экипажа данного судна в помощь вахтенным. Авральные и аварийные работы производятся по распоряжению капитана судна в течение установленной и сверх установленной продолжительности рабочего дня и являются обязательными для всех членов экипажа.

20. К работам аварийного и аврального характера относятся:

а) работы по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок как в корпусе, так и в машине во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до первого порта, работы по спасанию людей и судна, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи другим судам, терпящим бедствие;

б) работы, вызванные штормовой погодой: дополнительное крепление судового имущества и грузов, крепление и починка промыслового снаряжения, постановка и уборка парусов и тентов, дополнительная подача швартовых концов, перешвартовка в портах и перестановка судна в безопасное место;

в) работы по снятию своего или спасаемого судна с мели и по отгрузке топлива и грузов для облегчения судна, когда оно терпит бедствие;

г) работы, вызванные объявлением пожарной или водяной тревоги на судне, а также на буксируемых или рядом стоящих судах а# порту;

д) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него, открытие и закрытие грузовых люков и горловин, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна и подъем якорей;

е) работы по перестановке судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту.

Примечание: сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

 

_____________________________

* Российские вести, N 209, 02.11.1995, N 213. 09.11.1995