Письмо МНС РФ и Минфина РФ от 16 июня 2004 г. NN 02-2-12/22, 03-02-05/41
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Министерство финансов Российской Федерации дополнительно рассмотрели ваше письмо от 21.07.03 N ФИ-17-3/8331 по вопросу налогообложения денежных средств, получаемых Российским фондом федерального имущества, и сообщают следующее.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, определены статьей 251 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), их перечень является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в частности, в виде средств бюджетом всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Российскому фонду федерального имущества по смете доходов и расходов бюджетного учреждения из федерального бюджета средства не выделяются.
Согласно подпункту 1 пункта 23 Устава специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.02 N 925, финансирование Фонда осуществляется, в том числе за счет средств, получаемых Фондом на организацию и проведение приватизации федерального имущества в размере и по видам затрат, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Статьей 120 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что денежные средства, полученные от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности, поступившие на счета Российского фонда федерального имущества, за вычетом расходов на организацию и проведение приватизации федерального имущества зачисляются в федеральный бюджет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.02 N 270 "О размере и видах затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества" установлен размер затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества Российского фонда федерального имущества. Названным постановлением также предусмотрено, что в случае, если размер фактических расходов на организацию и проведение приватизации за очередной финансовый год окажется менее установленного, то неизрасходованные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет.
В связи с изложенным, начиная с 2002 года (с введением в действие главы 25 НК РФ) денежные средства, полученные Российским фондом федерального имущества от продажи федерального имущества, следует рассматривать как средства государственного финансирования и не учитывать при налогообложении прибыли.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Как следует из вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.02 N 270, Российский фонд федерального имущества является специализированным государственным учреждением по продаже приватизируемого федерального имущества. При этом, размер и виды затрат на организацию и проведение приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества устанавливаются, соответственно, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В связи с изложенным, если указанные средства учитываются как целевые бюджетные средства Российской Федерации и расходуются строго по целевому назначению на компенсацию документально подтвержденных расходов и указанные расходы учитываются отдельно от расходов, связанных с осуществлением Фондом иных операций, то в этом случае указанные средства рассматриваются как целевые бюджетные средства на организацию и проведение приватизации и не включаются в налоговую базу для целей исчисления налога на добавленную стоимость.
Письмо МНС России от 23.06.2003 N 03-1-08/1922/16 отменяется.
Первый заместитель Министра |
В.В. Гусев |
Заместитель Министра |
С.Д. Шаталов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МНС РФ и Минфина РФ от 16 июня 2004 г. NN 02-2-12/22, 03-02-05/41
Текст письма официально опубликован не был