Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/190 О налоговом учете в целях налогообложения прибыли скидок, предоставленных покупателям, в налоговой базе продавца и покупателя

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 15 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/190

ГАРАНТ:

См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/445

Вопрос: В соответствии с изменениями части второй Налогового кодекса Российской Федерации, внесенными Федеральным законом от 06.06.2005 г. N 58-ФЗ, с 01.01.2006 г. к внереализационным расходам согласно пп. 19 п. 1 ст. 265 НК РФ относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах" предполагалось перечень внереализационных расходов дополнить подпунктом, позволяющим учитывать в их составе расходов только премии (без скидок), выплаченные продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности, объема покупок, расширения территории сбыта приобретенных товаров, увеличения количества покупателей.

В то же время, формулировка вышеназванной нормы принятого закона о внесении изменений в главу 25 Налогового кодекса РФ позволяет применить ее и в отношении скидок в виде снижения цены товара, т.е. величину скидки следует учитывать в составе внереализационных расходов.

До Федерального закона N 58-ФЗ вышеназванного вопроса не возникало, скидки по ранее отраженной реализации товаров (работ, услуг) в налоговом учете расценивались как изменение цены договора, и налогоплательщик вносил изменения в налоговую базу того отчетного периода, в котором произошла реализация товаров (работ, услуг), и представлял уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за названный период.

Просим разъяснить:

1. Распространяется ли пп. 19 п. 1 ст. 265 НК РФ в редакции Закона N 58-ФЗ только на премии, выплачиваемые продавцом покупателю при выполнении определенных условий договора, или в качестве внереализационного расхода необходимо также отражать величину скидки в виде снижения цены товара, предоставленной продавцом покупателю.

2. В случае, если скидка в виде снижения цены товара является внереализационным расходом продавца, возникает ли налогооблагаемый доход на сумму скидки у покупателя, в том числе у покупателя - нерезидента. Должен ли в последнем случае (при предоставлении скидки нерезиденту) продавец удержать налог на доходы с нерезидента.

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 15.08.2005 по вопросу налогового учета в целях налогообложения прибыли скидок, предоставленных покупателям, в налоговой базе продавца и покупателя и сообщает следующее.

При рассмотрении данного вопроса скидки следует разделить на две группы. Во-первых, продавец может предоставить скидки путем пересмотра цены товара, отраженной в договоре купли-продажи.

В таком случае следует учитывать, что статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, возможность изменения установленной соглашением сторон цены договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором.

В частности, договором может быть предусмотрено изменение цены единицы товара в случае возникновения обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают возникновение скидок.

В случае изменения цены единицы товара организация на основании соответствующих изменений данных первичных документов по передаче товара вносит изменения в данные налогового учета о стоимости проданных ценностей. Кроме того, в соответствии со статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организация-продавец должна внести исправления в данные налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, заполняемой в отношении тех периодов, в которые произошла реализации ценностей, так как в этих периодах произошло искажение величины налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом следует учитывать положения статьи 40 части первой Кодекса.

Во-вторых, продавец может предоставить скидку или премию покупателю без изменения цены единицы товара.

В таком случае организация-продавец производит пересмотр суммы задолженности покупателя по договору купли-продажи, то есть освобождает покупателя от имущественной обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров. Такая скидка на основании статей 572 и 574 Гражданского кодекса Российской Федерации должна рассматриваться в качестве освобождения от имущественной обязанности перед продавцом, что является безвозмездной передачей той части товара, которая не оплачена покупателем. Премия, выплаченная продавцом покупателю за достижение определенных обстоятельств, оговоренных договором купли-продажи, также следует рассматривать как безвозмездно переданное имущество. В таком случае в соответствии с пунктом 16 статьи 270 Кодекса сумма скидки или премии не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом пункт 17 статьи 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", определяет, что с 1 января 2006 года к внереализационным расходам относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

Таким образом, с 1 января 2006 года налогоплательщик - продавец товаров, выплачивающий (предоставляющий) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий договора без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) в составе внереализационных расходов.

Что касается отражения в налоговой базе по налогу на прибыль покупателя скидки, предоставленной ему путем пересмотра цены товара, сообщаем, что у данного налогоплательщика, в том числе иностранной организации, налогооблагаемого дохода не возникает.

В том случае, если вследствие выполнения определенных условий договора продавец выплатит (предоставит) покупателю премию (скидку), для покупателя такая скидка будет являться безвозмездно полученным имуществом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Кодекса. Данное положение распространяется на вышеназванные премии (скидки), полученные покупателем как до 1 января 2006 года, так и после.

 

Заместитель директора
Департамента

А.И. Иванеев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Указано, что с 1 января 2006 года налогоплательщик - продавец товаров, выплачивающий (предоставляющий) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий договора без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) в составе внереализационных расходов. Для покупателя такая скидка будет являться безвозмездно полученным имуществом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль. В случае предоставления покупателю скидки путем пересмотра цены товара налогооблагаемого дохода у него не возникает.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/190


Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", ноябрь 2005 г., N 46