Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 августа 2006 г. N 228
"О мерах, направленных на повышение эффективности работы, связанной с защитой прав потребителей в сфере долевого строительства жилья"
Во исполнение настоящего приказа см. письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 сентября 2006 г. N 0100/9857-06-27
В настоящее время вопросы, связанные с комплексным решением проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, а также безопасные и комфортные условия проживания в нем, определены в качестве приоритетных направлений государственной политики в жилищном секторе экономики.
В этой связи соответствующая деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, связанная с практическим применением комплекса ограничительных, предупредительных и профилактических мер, призванных не допустить нарушений соответствующих прав граждан и ущемление их законных интересов в сфере жилищного строительства, рассматривается Роспотребнадзором как один из важнейших элементов государственных гарантий жилищных прав граждан Российской Федерации.
Между тем работа большинства территориальных органов в указанном направлении все еще не носит системный характер и явно не соответствует той социальной значимости проблем, которые имеют место быть в данной области.
Об этом в первую очередь свидетельствует информация, представленная самими управлениями, а также их низкая исполнительская дисциплина в целом.
Так, с нарушением установленного срока, т.е. уже после 15.07.2006, соответствующие сведения представили территориальные органы Роспотребнадзора по Республике Ингушетия, Республике Карелия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Коми, Республике Чувашия, Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Республике Северная Осетия-Алания, по Приморскому краю, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Магаданской, Самарской, Псковской, Свердловской и Томской областям, по Усть-Ордынскому Бурятскому, Ямало-Ненецкому, Ненецкому, Ханты-Мансийскому и Эвенкийскому автономным округам.
При этом лишь отдельные управления Роспотребнадзора (по Республике Марий Эл, Ямало-Ненецкому автономному округу, Вологодской, Воронежской, Нижегородской, Пензенской, Свердловской областям) представили целостную информацию, позволяющую судить об инициативном характере работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в рассматриваемой сфере правоотношений.
В результате по сведениям территориальных органов Роспотребнадзора в 2005 году и первом полугодии 2006 года в целом по Российской Федерации в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих соответствующее привлечение денежных средств граждан на строительство квартир в многоквартирных жилых домах, было проведено 196 мероприятий по контролю. Однако при этом во многих субъектах Российской Федерации, включая города Москву и Санкт-Петербург, Республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва и Хакасия, Алтайский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Архангельскую, Астраханскую, Владимирскую, Ивановскую, Иркутскую, Калининградскую, Камчатскую, Костромскую, Курскую, Новгородскую, Орловскую, Омскую, Псковскую, Саратовскую, Сахалинскую, Смоленскую, Томскую, Ульяновскую и Ярославскую области, а также в отдельных автономных округах подобные мероприятия вообще не проводились.
По результатам проверок территориальными органами Роспотребнадзора было возбуждено лишь 86 дел об административных правонарушениях - по ч. 2 ст. 14.1, ч. 1 ст. 14.4, ч.ч. 1, 2 ст. 14.8, ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13; N 10, ст. 763, N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3452), при этом только в 21 случае в качестве субъектов административной ответственности в виде штрафа выступали юридические лица (согласно информации, представленной управлениями Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, по Краснодарскому краю, Калужской, Воронежской, Липецкой, Московской и Свердловской областям).
За тот же период времени в территориальные органы Роспотребнадзора по различным аспектам защиты прав граждан в сфере долевого строительства жилья поступило 402 обращения, но только в 41 случае заявителям в рамках процессуальных требований гражданского судопроизводства была оказана практическая помощь, связанная с подготовкой и предъявлением соответствующего иска в суд (управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, Республике Бурятия, Республике Коми, Ямало-Ненецкому автономному округу, Краснодарскому и Хабаровскому краям, Амурской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Смоленской, Тюменской и Кировской областям). Лишь в 28 случаях территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (по Республике Башкортостан, Ямало-Ненецкому автономному округу, Амурской, Волгоградской, Вологодской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Свердловской, Тюменской и Калининградской областям) вступали в судебные процессы для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей, что свидетельствует о явно недостаточном использовании с их стороны соответствующих полномочий, закрепленных статьей 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532). При этом отмечается отсутствие наработанной практики судебной защиты потребителей в тех регионах, где нарушение прав граждан в сфере жилищного строительства носит наиболее массовый и систематический характер (г. Москва, Московская область).
Все это наряду с неоднозначной в целом судебной практикой разрешения споров в рассматриваемой области, основанной в первую очередь на различных подходах к определению правовой природы соответствующих отношений с точки зрения предмета договора, значительно подрывает веру населения в саму возможность добиться действенной и эффективной защиты своих нарушенных прав за счет практической реализации законодательства о защите прав потребителей, государственный контроль и надзор за соблюдением которого возложен на Федеральную службу, что объективно требует принятия со стороны Роспотребнадзора действенных мер, направленных на достижение качественно нового уровня соответствующей работы.
На основании изложенного и руководствуясь п. 9.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337), приказываю:
1. Управлениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, руководствуясь положениями, закрепленными п. 9 ст. 4 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 111-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2006, N 30, ст. 3287), активизировать в пределах компетенции работу по применению предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений прав потребителей в сфере строительства многоквартирных домов, в связи с чем:
1.1. Во втором полугодии 2006 года провести анализ договоров, заключенных организациями-застройщиками и (или) иными хозяйствующими субъектами с гражданами, предметом которых является строительство для них с последующей передачей в собственность жилых помещений, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на предмет выявления в этих договорах условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, с последующим привлечением виновных лиц к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
1.2. Повысить эффективность работы, связанной с судебной защитой прав потребителей, за счет более действенной реализации соответствующих функций в рамках полномочий, закрепленных за государственными органами статьями 46 и 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации;
1.3. Обеспечить, принимая во внимание соответствующие положения п. 17 ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 18.07.2006 N 111-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", необходимое взаимодействие по вопросам защиты прав потребителей с контролирующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов;
1.4. Представить по итогам работы за 2006 год в срок до 20 января 2007 года в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" для последующего обобщения документированную информацию (на электронном и бумажном носителе (согласно приложению)), характеризующую результаты проделанной работы в указанной области (с приложением (при наличии) копий направленных в суд заключений по делам и принятых судебных постановлений).
2. Управлению защиты прав потребителей обеспечить необходимое информационно-методическое сопровождение деятельности территориальных органов Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации по реализации ими функций, связанных с защитой прав потребителей в досудебном, административном и судебном порядке.
3. Территориальным органам Роспотребнадзора по г. Москве и Московской области в месячный срок по согласованию с органами государственной исполнительной власти г. Москвы и Московской области определить приоритетные направления работы, связанной с обеспечением защиты прав граждан в сфере долевого строительства жилья, после чего предоставлять в Роспотребнадзор информацию, предусмотренную п. 1.3 настоящего приказа, до 10 числа каждого месяца.
4. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" обобщить информацию, предусмотренную п. 1.3 настоящего приказа, и представить ее в Роспотребнадзор в срок до 10 февраля 2007 года.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 сентября 2006 г.
Регистрационный N 8191
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По оценке работы органов Роспотребнадзора в 2005 году и первом полугодии 2006 года в целом по Российской Федерации в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих привлечение средств граждан на строительство квартир в многоквартирных жилых домах, было проведено только 196 мероприятий по контролю. Во многих субъектах РФ подобные мероприятия вообще не проводились.
По результатам проверок территориальными органами Роспотребнадзора было возбуждено 86 дел об административных правонарушениях, из которых лишь в 21 случае привлекались к административной ответственности в виде штрафа юридические лица.
За тот же период в территориальные органы Роспотребнадзора по различным аспектам защиты прав граждан в сфере долевого строительства жилья поступило 402 обращения, в 41 случае заявителям была оказана практическая помощь, связанная с подготовкой и предъявлением соответствующего иска в суд. В 28 случаях территориальные органы Роспотребнадзора вступали в судебные процессы для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Указанные результаты свидетельствуют о явно недостаточном использовании со стороны органов Роспотребнадзора данных им соответствующих полномочий. Отмечается отсутствие наработанной практики судебной защиты потребителей в отдельных субъектах, где нарушение прав граждан в сфере жилищного строительства носит наиболее массовый и систематический характер (г. Москва, Московская область).
В целях достижения качественно нового уровня работы по защите прав потребителей перед территориальными управлениями Роспотребнадзора ставится задача по активизации работы по применению мер ограничительного и предупредительного характера, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений прав потребителей в сфере строительства многоквартирных домов. Территориальным органам Роспотребнадзора поручается во втором полугодии 2006 г. проанализировать договоры между организациями-застройщиками и гражданами на предмет выявления в этих договорах условий, ущемляющих права потребителей, с последующим привлечением виновных лиц к административной ответственности. Предлагается также повысить эффективность работы, связанной с судебной защитой прав потребителей и обеспечить взаимодействие по вопросам защиты прав потребителей с органами субъектов РФ, контролирующими вопросы долевого строительства многоквартирных домов.
Отчет по результатам работы за 2006 год в указанной области представляется территориальными органами Роспотребнадзора 20 января 2007 года с приложением копий направленных в суд заключений по делам и принятых судебных постановлений. Обобщенная информация представляется Федеральным центром гигиены и эпидемиологии в Роспотребнадзор до 10 февраля 2007 года.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 августа 2006 г. N 228 "О мерах, направленных на повышение эффективности работы, связанной с защитой прав потребителей в сфере долевого строительства жилья"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 сентября 2006 г.
Регистрационный N 8191
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 9 сентября 2006 г. N 201, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 11 сентября 2006 г. N 37
Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2022 г. N 268 настоящий документ признан утратившим силу с 9 июля 2022 г.