Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-519 Об истребовании документов при проведении камеральных налоговых проверок

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 23 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-519


Вопрос: Пунктом 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) определено, что камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

1. Пунктом 2 ст. 86 НК РФ налоговым органам представлено право на получение на основании мотивированного запроса выписок по операциям на счетах организаций в банках. Выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций.

Формой запроса о предоставлении выписки по операциям на счете организации, утвержденной приказом ФНС России от 05.12.2006 г. N САЭ-3-06/829@ предусмотрено указание периода времени, за который запрашивается выписка.

Просьба разъяснить: допустимо ли истребование налоговыми органами в связи с камеральной налоговой проверкой выписок по счетам в банке за период, превышающий период, за который предоставлена одна или несколько налоговых деклараций, в связи с проверкой которых направлен запрос?

Также просьба сообщить порядок действий банка в случае получения им информации от своего клиента о непредставлении клиентом в налоговые органы налоговых деклараций, сроки камеральной налоговой проверки которых не истекли, а проводимые проверки могли бы послужить основанием для истребования выписки за определенный период (например, три предшествующих календарных года).

2. Пунктом 1 ст. 93.1 НК РФ должностным лицам налогового органа, проводящим налоговую проверку, предоставлено право истребовать у контрагента, располагающего документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы. Необходимо отметить, что многократное предоставление контрагентами организации копий документов согласно указанной статье НК РФ весьма затратно для них и негативно влияет на деловую репутацию налогоплательщика у соответствующих контрагентов.

Просьба разъяснить: правомерно ли истребование налоговыми органами документов в рамках ст. 93.1 НК РФ в связи с камеральной налоговой проверкой за период, превышающий период, за который предоставлена одна или несколько налоговых деклараций, в ходе проверки которых направлены соответствующие поручения об истребовании документов?


Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 7 октября 2009 г. N 64 о порядке истребования документов при проведении камеральных налоговых проверок и сообщает.

На основании пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Приказом ФНС России от 5 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/829@ утвержден порядок направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и формы соответствующих запросов.

Приложением к утвержденной форме запроса о предоставлении выписки (выписок) по операциям на счете (счетах) организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) предусмотрено, что в мотивировочной части запроса указывается одно или несколько оснований, по которым в банк направлен соответствующий запрос, в частности, в связи с проведением в отношении организации мероприятий налогового контроля.

Согласно статье 82 Кодекса налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.

Статьей 86 Кодекса не установлено ограничений по периоду времени, за который может быть истребована выписка по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке в случаях проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган влечет ответственность, предусмотренную статьей 135.1 Кодекса, и ответственность должностных лиц банков, предусмотренную частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), могут быть истребованы эти документы (информация) должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку, или руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Формы соответствующих документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждены приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@.

Статьей 93.1 Кодекса не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Кодекса и ответственность должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин


В целях проведения проверок банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на них, выписки по операциям на счетах. Документы должны быть представлены в течение 5 дней со дня получения соответствующего запроса.

Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган влечет административную ответственность.

Ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы для проверок, законодательством не предусмотрено.

Отказ лица от представления запрашиваемых документов, ненаправление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-519


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 15 декабря 2009 г. N 47, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 15 декабря 2009 г. N 24, в журнале "Документы и комментарии", январь 2010 г. N 1


Актуальный текст документа