Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 29 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/830
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета расходов, связанных с заменой изношенных трубопроводов, и сообщает следующее.
Расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения в соответствии со статьей 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии с указанной статьей расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Для целей налогообложения прибыли порядок учета расходов на ремонт основных средств отличается от порядка учета расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, которые увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств и подлежат списанию для целей налогообложения через механизм амортизации в соответствии со статьями 256-259.3 НК РФ.
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
В целях налогообложения прибыли к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Понятие "ремонт" в действующем налоговом законодательстве отсутствует. В статье 260 НК РФ не определено, какие работы следует относить к ремонту основных средств.
Согласно статье 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В пункте 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при проведении капитального ремонта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Положениями пункта 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя от 05.03.2004 N 15/1, определено, что к капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения.
В подразделе XVI раздела "Б" приложения N 8 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, предусмотрено, что к капитальному ремонту трубопроводов относится:
1) частичная или полная замена антикоррозионной изоляции трубопровода;
2) смена отдельных участков трубопровода (вследствие износа труб) без изменения диаметра труб. При этом разрешается замена чугунных труб на стальные, керамических на бетонные или железобетонные и наоборот, но не допускается замена асбестоцементных труб на металлические (кроме аварийных случаев). Протяженности участков сети, на которых допускается сплошная смена труб, не должна превышать 200 м. на 1 км. сети.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что в случае, если производится замена всего трубопровода, то указанные работы следует рассматривать как реконструкцию трубопровода.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Минфина России имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях налогообложения прибыли можно учесть затраты на ремонт основных средств, в том числе на проведение капремонта. Они включаются в состав прочих расходов и признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были понесены. Учитывается размер фактических затрат.
Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств учитываются по-другому. Они увеличивают первоначальную стоимость объекта и списываются через механизм амортизации.
Указано, какие работы относятся к достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению.
Например, реконструкция - это переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства, повышением его показателей. Она осуществляется по специальному проекту. К реконструкции, по мнению Минфина России, можно отнести работы по замене всего трубопровода.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/830
Текст письма официально опубликован не был