В дополнение к настоящему письму см. письмо Роспотребнадзора от 6 июля 2010 г. N 01/9963-0-32
В целях реализации соответствующих функций по контролю и надзору за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии Роспотребнадзором в связи с загрязнением атмосферного воздуха продуктами извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль проводится мониторинг состояния атмосферного воздуха силами ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" совместно с территориальными службами МЧС и Росгидромета в ряде субъектов Российской Федерации - городах Санкт-Петербург и Москва, Красноярском крае, в Новосибирской, Омской, Архангельской, Тульской, Псковской, Ленинградской, Рязанской, Мурманской, Московской, Липецкой, Свердловской областях и др. Исследования проводятся на содержание азота диоксида, углерода оксида, взвешенных веществ, соединений фтора, оксидов алюминия.
По результатам лабораторных анализов содержание перечисленных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест в настоящее время не превышают предельно-допустимые концентрации (ГН 2.1.6.1338-03).
Указанную информацию, а также данные о всех случаях превышения соответствующих уровней ПДК следует в установленном порядке своевременно доводить до населения, а также до органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления, используя для этого, в том числе, информационный ресурс Интернет-сайтов территориальных органов Роспотребнадзора.
Кроме того, в связи с ситуацией, сложившейся в сферах международных пассажирских авиаперевозок и предоставления гражданам соответствующих туристских услуг, вызванной извержением вулкана Эйяфьядлайёкюдль, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в дополнение к ранее направлявшимся инструктивным письмам Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания", от 26.08.2008 N 01/9311-8-32 и от 23.10.2008 N 01/11938-8-32 "О принятии мер по защите прав авиапассажиров, пострадавших в результате задержек авиарейсов", считает необходимым обратить внимание своих территориальных органов на нижеизложенные аспекты правового регулирования соответствующих правоотношений, которыми необходимо руководствоваться при принятии решений по вопросам, связанным с обеспечением защиты прав пострадавших потребителей.
Воздушное законодательство и законодательство Российской Федерации о туристской деятельности содержит ряд требований к исполнителям соответствующих услуг по организации обслуживания потребителей (пассажиров и туристов), а также устанавливает основания наступления специальной ответственности за неисполнение законных обязательств в рассматриваемых сферах общественных отношений, которые объективно необходимо учитывать в каждом конкретном случае.
Поэтому при определении мер ответственности исполнителей возмездных услуг перед потребителями, в целом определенных положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I), должны учитываться не только общие основания наступления гражданской ответственности, установленные нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, но и положения об ответственности перевозчиков и туроператоров (а также в установленных законом случаях - турагентов и субагентов), предусмотренных специальным законодательством.
В частности, ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза, установленная положениями ст. 120 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), базируется на принципе презумпции виновности - перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Одновременно в соответствии с положениями п. 1 ст. 106 ВК РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
Требования к составу такой информации, среди прочего, конкретизированы положениями п.п. 74 и 92 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", согласно которым в случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом, а также обеспечить пассажиров в аэропорту визуальной и/или акустической информацией, в том числе о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса.
Что же касается сферы туристического обслуживания, то соответствующие требования к туроператору должны рассматриваться в контексте положений ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ), согласно которым туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.
При этом туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Указанное означает, что при контроле (надзоре) за соблюдением законодательства о защите прав потребителей применительно к событиям, связанным с массовыми отменами и задержками авиарейсов в апреле 2010 года по причине загрязнения воздушного пространства продуктами извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль, территориальные органы Роспотребнадзора должны в каждом конкретном случае учитывать наличие причинно-следственной связи между соответствующими действиями перевозчика или туроператора (при чартерных перевозках) и информацией о причинах таких действий.
Кроме того, применительно к указанным событиям следует иметь в виду, что положениями ст. 14 Закона N 132-ФЗ установлены дополнительные требования по порядку информирования потребителей-туристов и составу предоставляемой информации.
В частности, при заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию, в том числе о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта).
Одновременно согласно положениям ст. 10 Закона N 132-ФЗ каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
При этом к существенным изменениям обстоятельств относятся:
ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;
изменение сроков совершения путешествия;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Кроме этого, согласно положениям ст. 14 Закона N 132-ФЗ в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.
Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Указанное, по мнению Роспотребнадзора, может означать, что отказ от реализации закрепленного названными нормами права туроператора на прекращение договора о реализации туристского продукта при определенных законом условиях может пониматься как его готовность надлежащим образом исполнить такой договор даже в обозначенных условиях. Это обстоятельство также следует учитывать среди прочего при рассмотрении вопросов о наличии оснований для защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания и определении вины исполнителя услуги за нарушение прав потребителей.
Дополнительно в порядке реализации права потребителей на просвещение, закрепленного нормой ст. 3 Закона N 2300-I, рекомендуется доводить до сведения потребителей туристических услуг положения ст. 16 Закона N 132-ФЗ, согласно которым в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с извержением вулкана Эйяфьядлайекюдль атмосферный воздух в отдельных регионах России исследуется на содержание азота диоксида, углерода оксида, взвешенных веществ, соединений фтора и оксидов алюминия. Мониторинг проводится, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Новосибирской, Омской и Тульской областях.
Сообщается, что содержание указанных загрязняющих веществ в настоящее время не превышает предельно-допустимые концентрации (ПДК). Указанную информацию, а также данные о случаях превышения уровней ПДК следует своевременно доводить до населения и органов власти.
Разъяснены некоторые особенности защиты прав пострадавших потребителей из-за задержек авиарейсов в апреле 2010 г. в связи с загрязнением воздушного пространства продуктами извержения вулкана. Уточнено, что в каждом отдельном случае необходимо учитывать связь между действиями перевозчика (туроператора - при чартерных перевозках) и информацией об их причинах.
Также сообщается, что Россия защищает интересы своих туристов за пределами страны, если возникают чрезвычайные ситуации. В частности, граждане эвакуируются из государства временного пребывания.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 апреля 2010 г. N 01/6067-0-23 "О порядке реализации отдельных функций и полномочий в установленной сфере деятельности в связи с событиями, обусловленными извержением вулкана Эйяфьядлайёкюдль"
Текст письма размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Internet (http://www.rospotrebnadzor.ru)