Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/51 Об учете для целей налогообложения прибыли расходов на ремонт основных средств, арендованных у индивидуального предпринимателя, не подлежащих компенсации арендодателем

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/51

 

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью занимается перевозкой и сопровождением грузобагажа юридических и физических лиц в арендованных почтово-багажных вагонах по железной дороге в направлении из г. Красноярска до г. Владивостока на основании своих договоров с ОАО и его подразделениями. В связи с тем, что собственных вагонов мы не имеем, предприятие заключило договор аренды почтово-багажных вагонов с собственником данных вагонов - индивидуальным предпринимателем и единственным учредителем нашего общества.

В соответствии с п. 1 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды капитальный ремонт вагонов осуществляет арендатор.

В 2008 году с заводом был заключен договор на проведение капитального ремонта первого объема почтово-багажного вагона, который и был осуществлен в марте 2009 года. Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется методом начисления. В соответствии с Приказом об учетной политике, а также п. 2 статьи 260 Налогового кодекса Российской Федерации расходы на капитальный ремонт в сумме 315859,77 рублей без НДС учтены в 1 квартале 2009 года, в котором они фактически и были осуществлены. Оплата произведена в декабре 2008 года и в феврале 2009 года. Просим вас разъяснить следующее:

1. Имеем ли мы право в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы на капитальный ремонт арендованного у индивидуального предпринимателя - учредителя общества, почтово-багажного вагона на статью прочие расходы в соответствии с п. 1 статьи 260 НК РФ?

2. В связи с тем, что возмещение расходов по капитальному ремонту и прочим затратам по поддержанию вагонов договором аренды со стороны арендодателя не предусмотрено, имеем ли мы право списывать данные расходы для целей налогового учета в момент их осуществления в полном объеме без отнесения на расходы будущих периодов?

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения расходов на ремонт основных средств и сообщает следующее.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

При этом статьей 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.

Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 260 Кодекса расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Указанное положение статьи 260 Кодекса применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между сторонами возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

При этом расходы на ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом учете арендодателя (имущество, арендованное у налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, физических лиц и др.), по мнению Департамента, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса при условии, что такие расходы обоснованны и документально подтверждены надлежащим образом.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества лежит на арендодателе, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. В связи с этим, арендатор вправе учитывать расходы по проведению капитального ремонта арендованного имущества только в случае, если проведение такого ремонта является его обязанностью в соответствии с договором аренды.

Учитывая изложенное, расходы на ремонт основных средств, арендованных у индивидуального предпринимателя, не подлежащие компенсации арендодателем, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, при условии их соответствия критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Организация арендовала у ИП основные средства и несет расходы на их ремонт, не подлежащие компенсации указанным лицом.

Разъяснено, что в целях обложения прибыли указанные затраты можно учесть в составе прочих расходов. Условие - они должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/51


Текст письма официально опубликован не был