Письмо Минфина РФ от 30 декабря 2010 г. N 02-03-06/5448 О возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Письмо Минфина РФ от 30 декабря 2010 г. N 02-03-06/5448


Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 59 распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1830-р, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 03.11.2010 N Пр-3211 по вопросу возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, сообщает.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) начиная с 1 января 2010 года государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.

Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций и оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ находящимися в их ведении государственными (муниципальными) учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных учреждениями в 2009 году каждого из вышеуказанных ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на пятнадцать процентов в течение пяти лет с ежегодным снижением такого объема на три процента.

С 1 января 2011 г. эти требования распространяются на все типы государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные, автономные.

Учитывая что, для каждого типа государственного (муниципального) учреждения законодательство Российской Федерации предусматривает разные способы финансового обеспечения деятельности, экономия средств, достигнутая за счет дополнительного, по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований, снижением потребления может быть использована государственным (муниципальным) учреждением с учетом особенностей финансового обеспечения типа данного учреждения.


Казенные учреждения


В ходе исполнения бюджета могут быть уточнены лимиты бюджетных обязательств, в том числе в случае увеличения в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10 процентов.

Кроме того, статьями 217 и 219.1 Кодекса предусмотрена возможность руководителя финансового органа утверждать лимиты бюджетных обязательств по "укрупненным" показателям кодов классификации операций сектора государственного управления.

Указанные нормы законодательства Российской Федерации предоставляют возможность направлять сложившуюся экономию по оплате коммунальных услуг (в части услуг по энергосервисным договорам) на другие расходы учреждения казенного учреждения после изменения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему для оплаты потребляемых ресурсов на финансовое обеспечение расходов, связанных с выполнением функций учреждения, в том числе на увеличение фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).

Кроме того, необходимо отметить, что в части федерального бюджета в соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" требования о недопущении увеличения утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по заработной плате за счет экономии по использованию в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на иные цели при оказании государственных услуг, не применяется в случае, если иное установлено федеральным законом (в том числе в части экономии, вызванной снижением потребления энергоресурсов, предусмотренное Законом N 261-ФЗ).

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 13 проекта постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

Необходимо отметить, что положения, установленные для казенных учреждений распространяются и на бюджетные учреждения, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) не принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и которые являются получателями бюджетных средств.


Бюджетные и автономные учреждения


Финансовое обеспечение выполнения автономными, а с 1 января 2011 г. и бюджетными учреждениями государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) будет осуществляться путем предоставления указанным учреждениям субсидии из бюджета.

Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается исходя из нормативных затрат на оказание государственных услуг.

В соответствии с Методическими рекомендациями по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденными совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 136н/526, в указанные затраты подлежат включению нормативные затраты на коммунальные услуги, которые рассчитываются по видам энергетических ресурсов, в том числе исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения.

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), и используются бюджетными учреждениями в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (части 9, 15 статьи 30 Закона N 83-ФЗ).

Документом, определяющим направления использования бюджетными и автономными учреждениями указанной субсидии, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного и автономного учреждения, в соответствии с общими требованиями, установленными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н (далее - Порядок N 81н).

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в соответствии с Порядком N 81н в разрезе выплат, которые в том числе включают оплату коммунальных услуг, рассчитанных с учетом соответствующих нормативных затрат.

В случае достижения экономии средств, предусмотренных на оплату коммунальных услуг, за счет осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного и автономного учреждения на иные выплаты, в том числе на увеличение заработной платы.

При таком перераспределении денежных средств бюджетному и автономному учреждению будет необходимо уточнить показатели Плана, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. При этом орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения (пункт 22 Порядка N 81н).

Исходя из содержания части 17 статьи 30 Закона N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения и направляются в следующем году на те же цели.

Таким образом, с 1 января 2011 года для бюджетных и автономных учреждений обеспечена возможность как сохранения в их распоряжении средств, сэкономленных в результате осуществления ими мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению, так и направления указанной экономии, в том числе на увеличение расходов по оплате труда в соответствии с требованиями части 3 статьи 24 Закона N 261-ФЗ.

В целях создания условий использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергоэффективности и повышения энергетической эффективности в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами Министерство финансов Российской Федерации рекомендует:

федеральным органам исполнительной власти - довести его до подведомственных федеральных государственных учреждений, а также учитывать вышеизложенные положения при планировании бюджетных ассигнований;

финансовым органам субъектов Российской Федерации - довести настоящее письмо до главных распорядителей бюджетных средств и финансовых органов муниципальных образований, а также обеспечить в случае необходимости принятие соответствующих нормативных правовых актов.



Т.Г. Нестеренко


С 1 января 2010 г. государственные (муниципальные) учреждения обязаны в течение следующих 5 лет сократить минимум на 15% объем потребления воды, топлива, мазута, природного газа, тепло- и электроэнергии, угля (от фактического уровня использования в 2009 г.). Ежегодное снижение должно составлять не менее 3%. Оно учитывается при планировании бюджетных ассигнований учреждению.

Средства, сэкономленные за счет дополнительного (сверх учтенного) снижения потребления ресурсов, используются следующим образом. Казенные учреждения вправе направлять их на другие расходы, включая увеличение фонда оплаты труда (при индексации зарплаты оно не учитывается). При этом необходимо внести изменения в лимиты бюджетных обязательств, доведенные для оплаты потребляемых ресурсов. Увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не должно превышать 10%. Эти правила касаются и бюджетных учреждений, не получающих субсидии.

Автономные учреждения и бюджетные-получатели субсидий могут сохранить в своем распоряжении сэкономленные средства и направить их на иные выплаты в зависимости от потребности, в том числе на зарплату. При этом следует уточнить показатели плана финансово-хозяйственной деятельности.


Письмо Минфина РФ от 30 декабря 2010 г. N 02-03-06/5448


Текст письма размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http://www.minfin.ru)


Актуальный текст документа