Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/268 Об учете в целях налогообложения прибыли сумм оплаты подарочных сертификатов, полученных организацией-продавцом от потенциальных покупателей в счет предстоящей поставки товаров, а также об обязанности организации при продаже подарочных сертификатов применять контрольно-кассовую технику

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 25 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/268


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, связанным с реализацией подарочных сертификатов, сообщает следующее.

1. В качестве подарочного сертификата принято понимать документ, удостоверяющий право его держателя приобрести у лица, выпустившего сертификат, товары, работы или услуги на сумму, равную номинальной стоимости этого сертификата.

Пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что к доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса с учетом положений главы 25 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

В пункте 2 статьи 249 Кодекса указано, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 Кодекса в соответствии со статьей 271 или статьей 273 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.

Денежные средства, полученные при реализации подарочных сертификатов, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться в будущем. При этом обмен подарочного сертификата на товары признается реализацией товара.

Учитывая изложенное, суммы оплаты подарочных сертификатов, полученные организацией (продавцом) от потенциальных покупателей в счет предстоящей поставки товаров, учитываются в доходах от реализации для целей налогообложения прибыли на дату непосредственной реализации товаров.

В случае, когда по истечении оговоренного сторонами срока подарочный сертификат не был предъявлен покупателем, сумма предварительной оплаты, полученная продавцом, для целей налогообложения прибыли является безвозмездно полученным имуществом и учитывается в целях налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Кодекса.

2. В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежный расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны в обязательном порядке применять контрольно-кассовую технику, включенную в государственный реестр.

При этом, согласно статье 5 Федерального закона организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Подарочный сертификат не является товаром, он дает право предъявителю приобрести у продавца товары (работы, услуги) на сумму, указанную в сертификате. Поэтому сумма, полученная организацией, является предварительной оплатой в счет розничной продажи товаров (оказания услуг, выполнения работ), которые будут приобретены (оказаны, выполнены) в будущем.

Федеральный закон не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товаров (работ, услуг) до их предоставления покупателю.

В связи с изложенным, при продаже подарочных сертификатов организация обязана применять контрольно-кассовую технику и пробивать кассовый чек в день продажи подарочных сертификатов.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Директор Департамента

И.В. Трунин


Организация-продавец реализовала подарочные сертификаты.

Разъяснено, что в целях налогообложения прибыли полученные за них средства учитываются в доходах от реализации на дату обмена сертификатов на товары.

Суммы оплаты сертификатов, которые не были обменены на товары в течение установленного срока, признаются безвозмездно полученным имуществом и по общему правилу относятся ко внереализационным доходам.

Также разъяснено, что при реализации подарочных сертификатов организация обязана применять ККТ и пробивать кассовый чек в день их продажи.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/268


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 17 мая 2011 г. N 19


Актуальный текст документа