Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 25 июля 2011 г. N 03-07-07/35
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации государственного или муниципального казенного имущества и сообщает следующее.
Пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации (передаче) государственного или муниципального казенного имущества налог на добавленную стоимость в бюджет уплачивают налоговые агенты - покупатели (получатели) указанного имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога на добавленную стоимость и налоговый агент обязан исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В то же время согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального казенного имущества, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ государственное или муниципальное имущество, арендуемое субъектами малого и среднего предпринимательства, использующими в установленном порядке преимущественное право на приобретение этого имущества, отчуждается по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ установлено, что при совершении сделок купли-продажи применяется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки.
На основании статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 6 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 255, разумность действия сторон сделки в указанном случае означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.
Учитывая изложенное, независимо от приобретения вышеуказанных объектов недвижимости по рыночной стоимости, определенной в вышеизложенном порядке, субъекты малого и среднего предпринимательства налог на добавленную стоимость в бюджет не уплачивают на основании установленной нормы об освобождении от налога на добавленную стоимость указанных операций.
В случаях изменения решений об условиях приватизации при отказе субъектов малого и среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи либо утраты ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества приватизация государственного или муниципального имущества осуществляется на основании Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", которым установлен порядок определения начальной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, аналогичный порядку, установленному вышеуказанным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В связи с этим, а также принимая во внимание вышеуказанные нормы Кодекса, налог на добавленную стоимость по приобретаемому государственному или муниципальному казенному имуществу должен исчисляться покупателем расчетным методом исходя из указанной в договоре рыночной цены этого имущества без увеличения ее на сумму налога.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При реализации (передаче) государственного (муниципального) казенного имущества НДС исчисляется и уплачивается в бюджет налоговыми агентами - покупателями (получателями). Исключение - физлица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. При этом налоговая база определяется как доход от реализации (передачи) указанного имущества с учетом НДС.
В некоторых случаях реализация (передача) такого имущества не признается объектом обложения НДС. Речь идет о выкупе субъектами малого и среднего бизнеса арендуемой ими государственной (муниципальной) недвижимости. Последняя отчуждается по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.
В указанных случаях субъекты малого и среднего бизнеса НДС в бюджет не уплачивают.
Если данные субъекты отказались заключить договор купли-продажи недвижимости либо утратили преимущественное право на ее выкуп, то она отчуждается в соответствии с Законом о приватизации. Покупатель исчисляет НДС по приобретаемому казенному имуществу расчетным методом исходя из установленной в договоре рыночной цены без увеличения ее на сумму налога.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 июля 2011 г. N 03-07-07/35
Текст письма официально опубликован не был