Федеральная налоговая служба рассмотрела Ваше обращение по вопросу исчисления налога на добавленную стоимость при реализации имущества казны и с учетом дополнительной проработки с Минфином России данного вопроса сообщает следующее.
Из указанного обращения следует, что индивидуальным предпринимателем в 2010 году приобретено муниципальное имущество - нежилое помещение с рассрочкой оплаты в течение 5-ти лет с даты заключения договора. Государственная регистрация права собственности на нежилое помещение также произведена в 2010 году.
В рассматриваемой ситуации обращаем внимание на следующее.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" норма подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса вступила в силу с 1 апреля 2011 года. При этом данный федеральный закон не содержит положений, предусматривающих распространение нормы подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса на операции по реализации вышеуказанного имущества, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в 2009-2010 и 1 квартале 2011 года.
При применении указанной выше нормы во взаимоувязке с положениями абзаца второго пункта 3 статьи 161 Кодекса необходимо учитывать следующее.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 161 Кодекса при реализации (передаче) на территории Российской федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В связи с тем, что с 1 апреля 2011 года на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации указанного выше недвижимого имущества, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ, то при реализации (передаче) с 1 апреля 2011 года указанного недвижимого имущества покупателям, являющимся налоговыми агентами, указанные налоговые агенты - (организации и индивидуальные предприниматели) не должны удерживать из выплачиваемых доходов, исчислять и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость при приобретении такого имущества. При этом на основании пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары - на безвозмездной основе. На основании пункта 3 статьи 167 Кодекса отгрузкой (передачей) недвижимого имущества признается передача права собственности на недвижимое имущество.
В том случае, если право собственности на указанное выше недвижимое имущество было передано до 1 апреля 2011 года, а выплата дохода от реализации (передачи) этого имущества осуществляется в том числе, после 1 апреля 2011 года, то организации и индивидуальные предприниматели должны удерживать из выплачиваемых доходов, исчислять и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость при приобретении такого имущества, в соответствии с редакцией Кодекса, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ.
Учитывая изложенное, в случае если переход права собственности на приобретенное муниципальное имущество зарегистрирован до 1 апреля 2011 года, то норма подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса в данной ситуации не применяется, в связи с чем исчисление и уплата налога на добавленную стоимость производится налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 3 статьи 161 Кодекса, независимо от того, что оплата приобретенного имущества производится как до 1 апреля, так и после 1 апреля 2011 года.
Заместитель руководителя |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ИП в 2010 г. приобрел и зарегистрировал право собственности на муниципальное имущество - нежилое помещение с рассрочкой оплаты на 5 лет с даты заключения договора.
Разъяснено, что если переход права собственности на муниципальное имущество зарегистрирован до 1 апреля 2011 г., то налоговый агент исчисляет и уплачивает НДС в установленном порядке. Это не зависит от того, что недвижимость оплачивается как до, так и после указанной даты.
В данном случае налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом она рассчитывается отдельно при совершении каждой операции по его реализации (передаче).
Налоговыми агентами выступают покупатели (получатели) такого имущества (исключение - физлица, которые не являются ИП). Они обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и внести в бюджет соответствующую сумму налога.
Письмо Федеральной налоговой службы от 16 сентября 2011 г. N ЕД-2-3/753 "О порядке исчисления НДС"
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 27 сентября 2011 г. N 36