Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 октября 2011 г. N 03-03-06/4/120 Об учете для целей налогообложения прибыли субсидий, выделяемых некоммерческой организации (фонду)

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 20 октября 2011 г. N 03-03-06/4/120

 

Вопрос: Фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности является некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность на территории Российской Федерации и за рубежом.

ФПК организует работы по реализации плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства.

В рамках заключенных Договоров о представлении целевых бюджетных средств в форме субсидий ФПК получает от Департамента на безвозмездной, безвозвратной и конкурсной основе целевые бюджетные средства в форме субсидий в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ и услуг, связанных с исполнением работ по реализации плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства.

ФПК не имеет возможности исполнить обязанности налогоплательщика по уплате "Налога на прибыль организации" и "Налога на добавленную стоимость", так как не имеет коммерческой деятельности, приносящей доход. При выполнении работ и услуг, связанных с реализацией плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства доход ФПК также не получает.

Просим Вас разъяснить: имеет ли право ФПК включать расходы по уплате вышеуказанных аналогов в состав внереализационных доходов?

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно тарифной политики в соответствии с письмом рассмотрел обращение по вопросу учета для целей налогообложения прибыли субсидий, выделяемых некоммерческой организации (фонду), и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 118 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Кроме того, в соответствии со статьей 78.1 БК РФ некоммерческие организации также могут быть получателями субсидий из бюджета.

Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

В соответствии со статьей 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ.

Статьей 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Статьей 38 НК РФ установлено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлен в статье 251 НК РФ.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 НК РФ. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К таким целевым поступлениям согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Таким образом, если субсидии предоставлены фонду безвозмездно на осуществление уставной деятельности, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то при ведении раздельного учета указанные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В противном случае, указанные субсидии подлежат учету в составе доходов от реализации.

Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от источника финансирования. Поэтому услуги, оказываемые в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации и оплачиваемые за счет бюджетных средств, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Одновременно сообщается, что в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождались услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного процесса (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии). При этом на основании пункта 6 данной статьи НК РФ указанные операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

НКО получила субсидию.

Разъяснено, что в целях обложения прибыли налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Если субсидия предоставлена безвозмездно на осуществление уставной деятельности, а не в оплату работ (услуг), то при определении базы по налогу на прибыль она не учитывается.

В противном случае субсидия учитывается в составе доходов от реализации.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 октября 2011 г. N 03-03-06/4/120


Текст письма официально опубликован не был