Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 130-О "По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Согласно пункту 12 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах РФ" налоговым органам предоставляется право налагать административные штрафы на граждан, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах.

При рассмотрении дела о привлечении гражданина к указанной ответственности областной суд посчитал приведенную норму не соответствующей Конституции РФ, поскольку наряду со ст.119 НК РФ, она допускает повторное применение ответственности за одно и то же правонарушение. Указанное обстоятельство побудило областной суд обратиться в Конституционный Суд РФ.

Разрешая настоящее дело, Конституционный Суд исходил из того, что ст.119 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации. Следовательно, данная норма предусматривает ответственность за деяние, которое наказуемо также согласно оспариваемой норме Закона РФ "О налоговых органах РФ".

Между тем, одновременно применяя оба вида ответственности, налоговые органы исходят из того, что НК РФ предусматривает налоговую ответственность, а Закон РФ "О налоговых органах РФ" - административную.

Как указал Конституционный Суд, санкции, предусмотренные ст.119 НК РФ, наряду с санкциями, предусмотренными оспариваемой нормой, по своей правовой природе являются административно-правовыми. Однако неоднократное применение мер одной и той же ответственности за одно и то же правонарушение противоречит конституционным принципам юридической ответственности.

Помимо этого, необходимо иметь ввиду, что согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 г. N 9-П в случае коллизии норм законов подлежит применению норма того закона, который издан позднее.

Применительно к рассматриваемой ситуации данное положение отражено и в ст.7 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой НК РФ", согласно которой федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст.2 данного Закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ.

Руководствуясь вышеизложенным, Конституционный Суд пришел к выводу о том, что со дня вступления в силу части первой НК РФ оспариваемое положение п.12 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах РФ" утрачивает силу и не подлежит применению как не соответствующее Конституции РФ.


Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 130-О "По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"



Текст Определения опубликован в еженедельном приложении к газете "Финансовая Россия" от 8 августа 2001 г. N 28, в "Российской газете" от 22 августа 2001 г. N 162, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 9 августа 2001 г. N 15, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 августа 2001 г. N 34 ст. 3512, в журнале "Налоговый вестник", 2001 г., N 10, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2002 г., N 1