Вопросы социального обеспечения и пенсионного обслуживания сотрудников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и членов их семей в настоящее время приобретают все большую актуальность и значимость, так как непосредственно касаются жизненно важных интересов практически всех категорий сотрудников УИС Минюста России и являются, по сути, мерилом исполнения государством своих обязательств по предоставлению им гарантий материального обеспечения.
В 2003 году отделом ревизий пенсионного обеспечения УИС было обревизовано 17 территориальных органов УИС Минюста России. В первом полугодии 2004 года проверены и обревизованы 16 территориальных органов УИС (ГУИН Минюста России по Красноярскому краю, Пермской, Свердловской областям, УИН Минюста России по республикам Адыгея, Марий Эл и Тыва, Ставропольскому краю, Амурской, Архангельской, Воронежской, Костромской, Курской, Тамбовской областям, г. Москве, ОИН Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике, Учреждение ЖХ-385).
Анализ проведенных ревизий и проверок показал, что руководством и пенсионными органами указанных регионов в целом обеспечены своевременные назначение и выплата пенсий, пособий и компенсаций уволенным со службы сотрудникам УИС Минюста России и членам их семей в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Инструкцией об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 мая 2000 г. N 145 (далее - Инструкция), и другими нормативными правовыми актами.
Со стороны руководителей территориальных органов УИС Минюста России уделялось должное внимание вопросам оказания помощи и содействия ветеранам, участникам боевых действий и инвалидам уголовно-исполнительной системы Минюста России, семьям погибших сотрудников УИС и лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в получении установленных для них льгот и компенсаций.
Пенсионными службами осуществлялся контроль за правильностью получения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций учреждениями Сбербанка России, а также законностью и обоснованностью получения пенсионерами различных видов гарантий и компенсаций, проводились мероприятия по предупреждению фактов получения пенсионерами излишних сумм пенсий, пособий и компенсаций, своевременному возмещению допущенных переплат.
Проводились мероприятия, направленные на улучшение социального обслуживания пенсионеров, рассматривались письменные обращения сотрудников и членов их семей, производился прием посетителей по вопросам пенсионного обеспечения.
Из анализа материалов ревизии по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания пенсионеров УИС Минюста России, проведенного УРФК при ГУИН Минюста России, следует, что пенсионными и другими службами территориальных органов УИС Минюста России, непосредственно принимающими участие в подготовке лиц к обращению за назначением пенсии, в обревизованном периоде допускались характерные для всех недостатки и нарушения действующего законодательства Российской Федерации при назначении пенсий, выплате пособий и компенсаций.
Наиболее часто при проведении ревизии выявлялись следующие недостатки и нарушения:
кадровыми службами направлялись ненадлежащим образом оформленные материалы о назначении пенсии в пенсионные органы;
к расчетам выслуги лет на пенсию не прикладывались копии документов, необходимых для подтверждения отдельных периодов военной службы (службы), подлежащих зачету в выслугу лет на пенсию на льготных условиях, по зачету в общий трудовой стаж трудовой деятельности, для включения в выслугу лет на пенсию времени обучения в гражданских образовательных учреждениях, периодов военной службы, работы до зачисления на службу, подлежащих зачету в выслугу лет на пенсию в календарном исчислении, по уходу за детьми в возрасте до трех лет, свидетельств о рождении детей и др.;
в нарушение пп. 2.3 Инструкции сроки представления материалов для назначения пенсии в пенсионную службу не соблюдались, что приводило к несвоевременным выплатам пенсии. Виновные лица к ответственности не привлекались (ГУИН Минюста России по Свердловской области, УИН Минюста России по Республике Адыгея, Воронежской области, ОИН Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике и др.);
расчеты выслуги лет на пенсию составлялись без соблюдения требований, установленных приложением N 3 к Инструкции. При проверке записей в расчетах выслуги лет на пенсию и записей в личных делах уволенных сотрудников выявлялось несовпадение дат прохождения военной службы, и (или) службы в органах внутренних дел, и (или) службы в Государственной противопожарной службе, и (или) службы в учреждениях и органах УИС Минюста России, наименования подразделений и учреждений не соответствовали действительным. С расчетами выслуги лет на пенсию сотрудников, уволенных со службы, не всегда знакомили под роспись. Отдельные периоды военной службы (службы) или трудовой деятельности документально не подтверждались (УИН Минюста России по г. Москве, ОИН Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике, Учреждение ЖХ-385 и др.);
кадровыми службами в расчетах выслуги лет на пенсию не указывались основания предыдущих увольнений, что приводило к невозможности проверить правильность и законность выплаты единовременных пособий при увольнении. В случае повторного определения на службу единовременное пособие при последующем увольнении сотрудников со службы выплачивалось без зачета пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях исходя из общей выслуги лет. В нарушение действующего законодательства Российской Федерации (Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ) выплата единовременного пособия производилась из расчета должностного оклада (с учетом его увеличения, повышения в зависимости от вида учреждений, исполняющих уголовные наказания, характера и сложности выполняемых работ) (ГУИН Минюста России по Свердловской области, УИН Минюста России по Республике Адыгея, Воронежской области, ОИН Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике и др.);
заявления о назначении пенсии, выплате компенсаций и пособий, начислении надбавок не соответствовали установленной Инструкцией форме, отсутствовали подтверждающие документы для выплаты той или иной компенсации (УИН Минюста России по Республике Карелия, Новгородской, Калужской, Саратовской, Тульской областям и др.);
при поступлении документов о назначении пенсии по случаю потери кормильца семьям лиц за умершего (погибшего) кормильца в связи с осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей) или по инвалидности вследствие военной травмы не всегда прикладывались заключения ВВК о причинной связи увечья (ранений, травм, контузий) и заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей. В пенсионных, личных делах отсутствовали акты заключений, материалы проведения служебных проверок (УИН Минюста России по г. Москве);
в территориальных органах бухгалтериями реквизиты денежных аттестатов заполнялись не полностью, аттестаты в журналах регистрации не учитывались. При приведении в аттестатах данных о произведенном расчете повышение должностного оклада указывалось не в отдельной свободной строке, а включалось в должностной оклад по штатной должности. В связи с этим при назначении пенсии повторно учитывалось повышение должностного оклада за вид режима учреждения. Лимит наполнения учреждения, исполняющего наказания, не показывался. Сумма и размер выплаченного единовременного пособия не указывались. Подписи сотрудников, которым выписывались аттестаты, подтверждающие согласие с правильностью записей по произведенным расчетам, отсутствовали (ГУИН Минюста России по Свердловской области, УИН Минюста России по Республике Адыгея, Воронежской области, ОИН Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике).
В целях устранения имеющихся недостатков, установления должного контроля со стороны соответствующих должностных лиц территориальных органов УИС по выполнению действующего законодательства Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания пенсионеров в УИС Минюста России предлагаю:
Начальникам территориальных органов УИС Минюста России до 1 сентября 2004 года:
1. Довести информационное письмо до всех заинтересованных служб, проанализировать состояние работы по пенсионному обеспечению, выявить причины имеющихся недостатков и принять действенные меры по их устранению.
2. Повысить личную ответственность должностных лиц (кадровых, бухгалтерских, финансовых и других заинтересованных служб), сотрудников, занятых на работе по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию пенсионеров УИС, за правильность применения пенсионного законодательства Российской Федерации.
3. Потребовать от руководителей, курирующих пенсионные службы, качественного проведения учебных занятий по специальной подготовке сотрудников данных служб. По мере необходимости проводить совместные занятия с заинтересованными службами по вопросам пенсионного обеспечения.
4. Организовать и обеспечить постоянный и действенный контроль за законностью назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций, соблюдением порядка оформления указанных видов выплат.
5. Организовать и создать необходимые условия работы сотрудникам пенсионных служб.
Начальник |
В.У. Ялунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 6 августа 2004 г. N 18/54/5-762 "Об основных итогах контрольно-ревизионной работы по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания пенсионеров и членов их семей в УИС Минюста России за первое полугодие 2004 года"
Текст письма опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2005 г., N 1