Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 25 августа 2004 г. N 18/54/3-805 "Об итогах контрольно-ревизионной работы в первом полугодии 2004 года"

Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 25 августа 2004 г. N 18/54/3-805
"Об итогах контрольно-ревизионной работы в первом полугодии 2004 года"


Руководством Министерства юстиции Российской Федерации, ГУИН Минюста России уделяется большое внимание развитию ведомственного финансового контроля в уголовно-исполнительной системе. В настоящее время существенно возросла роль контрольно-ревизионных органов как основного инструмента, осуществляющего последующий финансовый контроль за целевым и рациональным использованием средств федерального бюджета и их сохранностью, по выявлению злоупотреблений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности подразделений УИС Минюста России.

Ведомственный финансовый контроль в условиях развития рыночных отношений и различных форм собственности, хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций должен иметь единую нормативную базу. В связи с чем Управлением ревизий и финансового контроля при ГУИН Минюста России (далее - УРФК, Управление) подготовлен и издан обновленный Справочник ревизора уголовно-исполнительной системы в двух томах, который был доведен до территориальных органов УИС. В целях профилактики и предупреждения экономических правонарушений и преступлений в системе органов и учреждений УИС Минюста России направлена соответствующая информация о наиболее характерных видах недостач и способах хищений товарно-материальных, денежных средств, причинах и условиях, этому способствующих.

В апреле 2004 года в г. Самаре проведено второе Всероссийское совещание руководителей контрольно-ревизионных служб УИС Минюста России, на котором были рассмотрены итоги ревизионной работы за 2003 год, определены основные направления развития ведомственного финансового контроля.

В целях совершенствования учета и анализа результатов контрольно-ревизионной работы УРФК разработана автоматизированная информационно-аналитическая система "Ревизор" (далее - АРМ-ревизор), которая позволит повысить качество подготовки к проведению ревизий и проверок, вести анализ результатов ревизионной работы в динамике, обеспечить создание данных о финансовых нарушениях в разрезе территориальных органов за годы работы УРФК, прогнозировать типичные финансовые нарушения и разработать систему мер по их предупреждению.

В первом полугодии 2004 года Управлением ревизий и финансового контроля при ГУИН Минюста России проведено 36 документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности, 14 ревизий пенсионного обеспечения, 13 ревизий особых расходов и подразделений "Л", 6 внеплановых проверок по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

В результате проведенных УРФК ревизий и проверок в первом полугодии 2004 года было выявлено хищений, недостач материальных и денежных средств, переплат на общую сумму более 2 млн. рублей, 26% которых в течение ревизий были возмещены. По итогам контрольно-ревизионной деятельности управления было издано 36 приказов, подготовлено 33 заключения. К дисциплинарной ответственности привлечены 308 человек, к материальной - 57 человек, уволены из УИС 8 человек.

Упущения в работе должностных лиц, а также отсутствие контроля за их работой со стороны отдельных руководителей федеральных управлений и территориальных органов привели к тому, что состояние финансово-хозяйственной деятельности в ряде регионов не соответствовало установленным требованиям. Грубые финансовые нарушения были выявлены в УИН Минюста России по Республике Саха (Якутия), ОИН Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике, УИН Минюста России по Мурманской и Новгородской областям.

В то же время в тех регионах, где руководители воспринимают контрольно-ревизионную работу как одно из важнейших направлений деятельности, умело применяют формы и методы финансового контроля в целях профилактики экономических нарушений, итоги проведенных ревизий совершенно другие.

В лучшую сторону отмечается организация ведомственного финансового контроля в ГУИН, УИН Минюста России по Красноярскому краю, Чувашской Республике, Воронежской, Калужской и Самарской областям, где ревизиями и проверками УРФК, контрольно-ревизионными управлениями Минфина России в субъектах Российской Федерации не были установлены серьезные финансовые нарушения.

Результаты ревизий, проведенных УРФК, а также анализ материалов, поступивших в ГУИН Минюста России в первом полугодии 2004 года, позволяют сделать следующие выводы:

1. В общей сумме выявленных ревизиями и проверками УРФК нарушений в финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов УИС 50% составляет использование бюджетных ассигнований не по целевому назначению.

Выделенные УИН Минюста России по Республике Саха (Якутия) средства федерального бюджета на погашение кредиторской задолженности прошлых лет за продукты питания, горюче-смазочные материалы, мягкий инвентарь и обмундирование в сумме 42 млн. рублей были направлены на авансирование коммерческих организаций. За счет бюджетных средств производились заправка и ремонт автомобилей, принадлежащих ЗАО "Торговый дом УИН", в результате чего необоснованный расход денежных средств составил 280,6 тыс. рублей.

В учреждении УВ-14/2 УИН Минюста России по Амурской области в 2003 - 2004 годах у коммерческих структур за счет бюджетных средств приобретались продукты питания для реализации в магазине, содержащемся за счет внебюджетных источников, на сумму 214,6 тыс. рублей.

За 2002-2003 годы в ОИН Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике на денежные средства федерального бюджета в размере 818 тыс. рублей, выделенные для приобретения продуктов питания, фактически приобретались товарно-материальные ценности, расходные материалы, предметы снабжения и ГСМ.

В УИН Минюста России по Мурманской области из выделенных бюджетных ассигнований в размере 3 млн. рублей на оплату капитального ремонта объектов непроизводственного назначения производилась оплата труда осужденных, занятых на хозяйственных работах, допускалась оплата тепловой и электрической энергии, использованной для производственных целей.

2. Несмотря на неоднократные требования о повышении эффективности использования бюджетных ассигнований, в территориальных органах УИС продолжаются случаи приобретения товарно-материальных ценностей по завышенным ценам, вследствие чего дополнительные расходы в первом полугодии 2004 года составили 5,3 млн. рублей.

Проверкой организации закупок для нужд УИС Новгородской области установлено, что продукты питания закупались не у прямых производителей, а у посредников. Основными поставщиками-посредниками в 2002-2003 годах были несколько коммерческих организаций, руководителем которых являлось одно и то же лицо. Закупки осуществлялись по завышенным ценам, без экономической целесообразности приобретения отдельных видов продукции. Так, УИН Минюста России по Новгородской области приобрело свиные головы (субпродукты 2 категории) в количестве 50 тонн на сумму 1213 тыс. рублей, средняя цена которых составила 24,3 рубля за килограмм. Подведомственное подразделение закупало аналогичную продукцию по цене 10 рублей, что повлекло нерациональный расход бюджетных ассигнований на сумму более 800 тыс. рублей.

Согласно решениям конкурсных комиссий УИН Минюста России по Новгородской области фирма ООО "Клир" должна была поставлять мясо кур 2 категории, однако в спецификациях категория не указывалась. Фактически закупались куры не 2 категории, а тощие. Разница в цене составила 13,4 рубля за килограмм, нерациональный расход средств федерального бюджета составил более 350 тыс. рублей.

В 2002-2003 годах УИН Минюста России по Республике Тыва приобретались свежемороженая рыба и гречневая крупа у коммерческих структур по ценам, превышающим рекомендованные ГУИН Минюста России, в результате чего нерациональный расход бюджетных средств составил 283,2 тыс. рублей.

УИН Минюста России по Тамбовской области в счет погашения задолженности по формированию специального внебюджетного фонда согласно условиям договора от 9 января 2002 г. N 25 был получен от ИК-5 автомобиль "Фольксваген-Пассат GL 1,8" 1995 года выпуска стоимостью 367 тыс. рублей. Базовая стоимость автомобиля такой же марки в декабре 2001 года составляла 7,5 тыс. долларов США. Однако вышеуказанный автомобиль приобретен ИК-5 у физического лица по цене 367 тыс. рублей (12,2 тыс. долларов США).

УИН Минюста России по Тамбовской области осуществлялись закупки продукции собственного производства в ИК-2 согласно договору от 17 февраля 2003 г. N 15 по ценам, значительно превышающим установленные цены ГУИН Минюста России. В результате их завышения только за четвертый квартал 2003 года нерационально использованы бюджетные средства в сумме 578,8 тыс. рублей.

3. В ряде регионов должностными лицами не акцентировано должным образом внимание на сокращение расходов средств федерального бюджета по оплате топливно-энергетических ресурсов и потребления воды для нужд УИС.

Между УИН Минюста России по Амурской области и ГУП учреждения УВ-14/8 в 2003 году заключен договор на теплоснабжение Учебного центра, в котором в расчет стоимости 1 г/кал включена стоимость мазута, приобретенного УИН за счет бюджетных средств. УИН Минюста России по Амурской области произведена оплата за предоставленную теплоэнергию Учебному центру с учетом стоимости мазута, в результате чего необоснованный расход бюджетных средств составил 258,3 тыс. рублей. В ИК-2 УИН Минюста России по Амурской области не рассчитывались и не утверждались нормы расхода угля в соответствии с потребностью тепла на отопление зданий и сооружений, количество произведенного тепла не учитывалось, контрольно-измерительные приборы отсутствовали, уголь списывался без составления акта на списание, указания норм расхода и марки угля, количества произведенной теплоэнергии. Кроме того, при проверке установлено, что в расчет обоснования количества отпускаемой и принимаемой теплоэнергии включено здание служебно-розыскных собак, не числящееся в составе основных средств ИК-2, на отопление которого в 2003 году использовано бюджетных средств в сумме 29,5 тыс. рублей.

В учреждении ЯБ-257/7 УИН Минюста России по Хабаровскому краю в 2004 году произведена оплата бюджетными средствами за потребленную электрическую и тепловую энергии, использованные на нужды производственного и внебюджетного секторов, на общую сумму 420,4 тыс. рублей.

В УИН Минюста России по Мурманской области с нарушением требований Федерального закона от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ и приказа ГУИН Минюста России от 30 июля 1999 г. N 257 проводились тендерные торги для закупки каменного угля у ООО "Терминал-норд". При получении угля от фирмы-поставщика не требовались сопроводительные документы (товарно-транспортные накладные на каждую партию привезенного угля), не производилось взвешивание. При расчете годовой потребности в котельно-печном топливе в учреждении ИК-17 в расчет включались неотапливаемые помещения. Исходя из этого было произведено необоснованное списание 245 тонн каменного угля на сумму 294 тыс. рублей. Кроме того, в 2003 году ООО "Терминал-норд" необоснованно оплачено за неоказанные транспортные услуги по доставке угля 2 млн. рублей. Проведенные Мурманским центром стандартизации, метрологии и сертификации экспертные испытания показали, что представленные образцы каменного угля не соответствовали данным качественного удостоверения.

4. Практически во всех актах ревизий УРФК продолжают отмечаться нарушения порядка ведения кассовых операций и авансовой дисциплины, проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ).

Инвентаризации ТМЦ в ОИН Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике проводились формально, не в полном объеме, в результате ревизией УРФК были выявлены излишки материальных средств на общую сумму 988,6 тыс. рублей. Так, на период проведения ревизии в ОИН не были оприходованы основные средства (компьютерная техника, автомобиль) на сумму 367 тыс. рублей. В ИЗ-9/1 не оприходовано имущество (посуда, мельничный комплекс, медикаменты) на сумму 621,6 тыс. рублей. В учреждении ИЗ-9/1 выявлены растраты и хищения на общую сумму 479,8 тыс. рублей, главным бухгалтером учреждения старшим лейтенантом внутренней службы З.М. Братовым на протяжении 2002-2003 годов присваивались денежные средства путем необоснованного получения их из кассы по расходно-кассовым ордерам.

В ходе проведения ревизии в учреждении УЭ-148/3 УИН Минюста России по Республике Татарстан установлена недостача двух автомобилей и одного комбайна общей балансовой стоимостью 333,9 тыс. рублей, тогда как проведенная годовая инвентаризация товарно-материальных ценностей и основных средств за 2003 год расхождений между бухгалтерскими данными и фактическим наличием имущества не выявила.

Результаты работы УРФК в первом полугодии 2004 года, приведенные выше, свидетельствуют о том, что несмотря на общие позитивные изменения в состоянии финансовой дисциплины в УИС, меры по сокращению и предупреждению финансовых нарушений со стороны отдельных руководителей учреждений органов УИС являлись недостаточными.

На основании вышеизложенного, в целях совершенствования ведомственного финансового контроля, укрепления финансовой дисциплины, необходимости обеспечения целевого и экономного расходования бюджетных ассигнований, дополнительных источников и недопущения указанных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов УИС требую:

провести анализ вышеуказанных недостатков должностным лицам, обеспечивающим ведение финансово-хозяйственной деятельности, указать на их недопустимость и обязательность усиления предварительного и последующего финансового контроля;

обеспечить проведение ежегодных ревизий финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов УИС силами подчиненных ревизионных служб;

взять под личный контроль вопросы целевого использования бюджетных ассигнований и товарно-материальных ценностей, поступающих в территориальные органы УИС в порядке централизованного снабжения, выполнение предложений по актам ревизий и проверок, проведенных УРФК;

принять исчерпывающие меры по возмещению ущерба, причиненного смете УИС Минюста России, включая суммы, не возмещенные в прошлые годы;

при проведении ревизий особое внимание обращать на рациональный и обоснованный расход топливно-энергетических ресурсов в соответствии с установленными нормативами;

для исключения случаев приобретения товарно-материальных ценностей по завышенным ценам проводить ежеквартальный мониторинг региональных цен;

не допускать незаконное и нерациональное расходование средств из федерального бюджета;

повысить уровень информационного обмена между оперативными подразделениями и контрольно-ревизионными службами территориальных органов УИС Минюста России;

обеспечить выполнение совместных планов по организации работы ревизионных и оперативных служб территориальных органов УИС Минюста России.


Начальник
генерал-полковник внутренней службы

В.У. Ялунин



Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 25 августа 2004 г. N 18/54/3-805 "Об итогах контрольно-ревизионной работы в первом полугодии 2004 года"


Текст письма опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2005 г., N 1


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.