См. также письма Федеральной службы исполнения наказаний от 6 апреля 2006 г. N 10/1-835 "Об основных итогах контрольно-ревизионной работы в 2005 году" и от 6 апреля 2006 г. N 10/1-836 "О недостатках в планировании контрольно-ревизионной работы в территориальных органах ФСИН России"
Главной контрольно-ревизионной инспекцией ФСИН России (далее - ГКРИ ФСИН России) проведен анализ представленной отчетности контрольно-ревизионных органов "Отчет о работе ведомственного финансового контроля" по форме "1-ревизия" за 2005 год.
В нарушение указания ФСИН России от 28 ноября 2005 г. N 10/18/3-476т не представлен отчет по форме "1-ревизия" за 2005 год ГУФСИН России по Республике Башкортостан (В.В. Шалыгин).
Проведенный анализ работы территориальных органов ФСИН России по выполнению требований, поставленных руководством ФСИН России по приведению численности контрольно-ревизионных органов в соответствие с объемами и объектами контроля, показал, что недостаточно организована работа по данному вопросу и не приняты необходимые меры по укомплектованию штатов ревизионного аппарата в 17 территориальных органах ФСИН России, что, безусловно, сказывается на качестве контрольно-ревизионной работы, росте числа и объемов финансовых нарушений. Наиболее неблагоприятная обстановка с комплектованием ревизионного аппарата по состоянию на 1 января 2006 года сложилась в территориальных органах УФСИН России по Северо-Западному и Уральскому федеральным округам, где средняя укомплектованность контрольно-ревизионных служб составляет 90%.
Целенаправленно и наиболее результативно осуществлялись меры по закреплению кадров, формированию стабильных служебных коллективов в ГУФСИН, УФСИН России по Краснодарскому, Красноярскому краям, Архангельской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Ростовской областям.
Большое внимание руководством ФСИН России уделяется организации контрольно-ревизионной службы УФСИН России по федеральным округам, контрольно-ревизионные группы которых реорганизованы в отделы с увеличением штатной численности в соответствии с приказом ФСИН России от 15 июня 2005 г. N 443. По состоянию на 1 января 2006 года полностью укомплектован контрольно-ревизионный отдел только в УФСИН России по Южному федеральному округу, а в УФСИН России по Центральному федеральному округу из 5 штатных единиц отдела укомплектована всего одна.
Ни одно из УФСИН России по федеральным округам не выполнило указание руководства ФСИН России от 26 октября 2005 г. N 10/18/3-399, которым им было предписано при формировании штата контрольно-ревизионных отделов предусмотреть комплектование двух единиц специалистами по проверке вопросов капитального строительства и пенсионного обеспечения, а также переназначить на должности, соответствующие их образованию и опыту работы, лиц, назначенных на должности и не отвечающих необходимым требованиям, о чем доложить до 15 января 2006 года.
Для выполнения задач по профилактике финансовых нарушений в уголовно-исполнительной системе существующая штатная численность контрольно-ревизионных органов недостаточна и не позволяет проводить в необходимом объеме предупредительные плановые мероприятия, анализировать и систематизировать выявленные нарушения в финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому руководством ФСИН России указанием от 31 октября 2005 г. N 10/18/3-405т рекомендовано внести изменения в штатные расписания, предусмотрев увеличение штатов контрольно-ревизионной службы за счет перераспределения численности аппаратов управлений территориальных органов, независимо от возложенных задач и функций, до 1 марта 2006 года.
Контрольно-ревизионными службами территориальных органов уголовно-исполнительной системы в 2005 году была проведена большая работа по профилактике финансовых нарушений, выявлению нерациональных и незаконных бюджетных расходов, осуществлено 1235 документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности, 648 проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, 152 контрольные проверки выполнения предложений по актам ревизий, 6 проверок по предписанию ФСИН России, 20 проверок по обращениям следственных органов и органов прокуратуры Российской Федерации, в результате которых выявлено финансовых нарушений на сумму более 404 млн. рублей, что больше аналогичного показателя за 2004 год почти в 2 раза.
На начало отчетного периода надлежало принять решений по финансовым нарушениям на сумму 76,1 млн. рублей, возмещено в 2005 году 383,6 млн. рублей. По результатам ревизий и проверок, проведенных сотрудниками контрольно-ревизионных служб территориальных органов ФСИН России в 2005 году, издано 742 приказа, привлечены к материальной ответственности 642 человека, к дисциплинарной - 1383 человека, в том числе объявлены: замечание - 229, выговор - 861, строгий выговор - 204, предупреждены о неполном служебном соответствии 66 человек, отстранены от должности 9 человек, уволены из уголовно-исполнительной системы 14 человек.
В общей сумме финансовых нарушений нецелевое и нерациональное использование средств федерального бюджета составляет 37,5%, в том числе в ГУФСИН, УФСИН России по Пермской области (А.Н. Соколов) ревизорами выявлено 47163 тыс. рублей, Республике Коми (В.М. Урявин) - 28395 тыс. рублей, Республике Саха (Якутия) (Е.Ф. Белкин) - 18962 тыс. рублей, Рязанской области (А.В. Протопопов) - 3880 тыс. рублей, Республике Татарстан (Д.З. Хамадишин) - 3994 тыс. рублей, Республике Бурятия (С.П. Суш) - 2291 тыс. рублей, Челябинской области (В.С. Жидков) - 2099 тыс. рублей.
В отчетном периоде в сравнении с 2004 годом сумма выявленных финансовых нарушений, связанных с нецелевым и нерациональным использованием бюджетных ассигнований, выросла почти в 2 раза (с 78,7 млн. рублей в 2004 году до 151,6 млн. рублей в 2005 году).
Следствием слабой организации работы тендерных комиссий и договорной работы в подразделениях УИС, недостаточного контроля со стороны начальников территориальных органов и их заместителей за деятельностью своих подчиненных, плохого знания нормативных документов является продолжение роста нарушений при закупках товаров (работ, услуг): в 2005 году общая сумма товарно-материальных ценностей, закупленных по завышенным ценам, составила 10440,1 тыс. рублей, что в 4,6 раза больше аналогичного показателя за 2004 год. Наибольшие суммы данного нарушения выявлены ревизорами ГУФСИН, УФСИН России по Свердловской (Н.Е. Ткачев) - 831 тыс. рублей, Владимирской (А.Ф. Ладик) - 1066 тыс. рублей областям, Республике Коми (В.М. Урявин) - 1817 тыс. рублей.
В 2005 году произошло снижение таких финансовых нарушений, как возмещение командировочных расходов сверх установленных норм, возмещение расходов по фиктивным документам при приобретении товарно-материальных ценностей, завышение норм списания горюче-смазочных материалов, завышение сметной стоимости строительно-монтажных работ, оплата фиктивных актов выполненных работ. Общая сумма таких нарушений составила 7795,3 тыс. рублей, что меньше суммы этих же нарушений, выявленных в 2004 году, в 2 раза.
В то же время в 2005 году наблюдается рост таких видов финансовых нарушений, как неправомерное возмещение расходов по проезду в отпуск и в связи с перемещением, убытки от реализации товарно-материальных ценностей, работ и услуг. Общая сумма составила 14009,4 тыс. рублей, что в 1,5 раза больше суммы, выявленной в 2004 году.
Из-за нарушений в применении нормативных актов по вопросам оплаты труда, отсутствия предварительного и последующего контроля за начислением и выплатой денежного довольствия и заработной платы в 2005 году было допущено переплат денежного довольствия, заработной платы и неположенных выплат, выявленных контрольно-ревизионными службами территориальных органов ФСИН России, на сумму 14802,8 тыс. рублей.
Не остановлен рост утрат, недостач и хищений материальных и денежных средств. Из-за неудовлетворительной организации работы внутренних проверочных комиссий, предварительного финансового контроля, формального и несвоевременного проведения годовых инвентаризаций недостачи, утраты и хищения товарно-материальных ценностей и денежных средств своевременно не вскрывались. В 2005 году их выявлено на общую сумму 9336,4 тыс. рублей. Ввиду слабого контроля за оприходованием, учетом, хранением и списанием материальных ценностей со стороны должностных лиц проверяемых подразделений УИС почти в 3 раза по сравнению с предыдущим отчетным периодом выросли суммы выявленных излишков товарно-материальных ценностей - 25561,3 тыс. рублей, что составляет 6,3% от общей суммы финансовых нарушений. Наибольшие суммы излишков материальных ценностей выявлены ревизорами ГУФСИН, УФСИН России по Республике Коми (В.М. Урявин) - 2234 тыс. рублей, Брянской (В.В. Буравцов) - 5085 тыс. рублей, Свердловской (Н.Е. Ткачев) - 6244 тыс. рублей областям; недостач - ГУФСИН, УФСИН России по Республике Коми (В.М. Урявин) - 1367 тыс. рублей, Красноярскому краю (В.К. Шаешников) - 840 тыс. рублей, Свердловской области (Н.Е. Ткачев) - 742 тыс. рублей.
Анализ представленной отчетности показал, что в отчетном периоде наблюдается значительный рост таких финансовых нарушений, как двойная оплата счетов за товарно-материальные ценности, работы, услуги - в 33 раза; необоснованное, бездокументальное списание товарно-материальных ценностей - в 2,4 раза; ущерб от реализации собственной продукции по ценам ниже себестоимости - в 16 раз; непроизводительные расходы - в 3 раза.
Несмотря на то, что документальными ревизиями финансово-хозяйственной деятельности, проводимыми ГКРИ ФСИН России в территориальных органах ФСИН России, выявлены значительные недостатки и нарушения в области приобретения жилья и использования субсидий, контрольно-ревизионными службами территориальных органов ФСИН уделяется недостаточное внимание проверке данных вопросов. В общей сумме выявленных в 2005 году финансовых нарушений нарушения в области приобретения жилья и использования субсидий составили всего 0,32%.
Наибольшие суммы финансовых нарушений были самостоятельно выявлены ревизорами в ГУФСИН, УФСИН России по республикам Коми (В.М. Урявин) - 36549 тыс. рублей, Мордовия (В.А. Мальков) - 7136,9 тыс. рублей, Татарстан (Д.З. Хамадишин) - 29130,1 тыс. рублей, Саха (Якутия) (Е.Ф. Белкин) - 18972,1 тыс. рублей, Архангельской (И.В. Болотин) - 10614,9 тыс. рублей, Волгоградской (И.В. Сизов) - 9725 тыс. рублей, Новосибирской (В.И. Соломатин) - 7849,8 тыс. рублей, Рязанской (А.В. Протопопов) - 6113,3 тыс. рублей, Свердловской (Н.Е. Ткачев) - 30071,1 тыс. рублей, Челябинской (В.С. Жидков) - 12074,7 тыс. рублей, Ярославской (И.А. Мудров) - 7841,9 тыс. рублей областям.
Руководители ряда подразделений, имеющих штатный ревизионный аппарат, не в полной мере осознают всю важность и актуальность проблемы организации ведомственного финансового контроля и эффективной работы контрольно-ревизионных служб.
На низком уровне была организована работа ведомственного финансового контроля в 2005 году: в УФСИН России по Республике Северная Осетия-Алания (З.Э. Элбакидзе) сумма самостоятельно выявленных финансовых нарушений составила 18,6 тыс. рублей, Московской (П.Н. Посмаков) - 46,9 тыс. рублей, Псковской (С.К. Иконников) - 80,1 тыс. рублей областям, Ямало-Ненецкому автономному округу (А.С. Замша) - 137,9 тыс. рублей.
Меры, принимаемые к должностным лицам, допустившим нарушения финансовой дисциплины, в ряде случаев были не соизмеримы причиненному ущербу. Так, не издавались приказы по результатам проведенных ревизий, виновные не привлекались к ответственности в УФСИН России по Амурской (Ю.М. Герасимов), Московской (П.Н. Посмаков) областям.
Формальный подход к осуществлению внутреннего финансового контроля, некомплект ревизионного аппарата, слабая требовательность к должностным лицам, не в полной мере выполняющим свои профессиональные обязанности, являются причинами выявленных недостатков в целевом и эффективном расходовании бюджетных ассигнований и иных денежных средств, обеспечении сохранности и рационального использования федерального имущества.
Наряду с учреждениями и органами УИС, в которых имеются указанные недостатки, есть регионы, где начальники территориальных органов, имеющие в штатах ревизионный аппарат, серьезно относятся к его комплектованию, наладили систему внутреннего контроля. В таких подразделениях последующими ревизиями и проверками, проводимыми ГКРИ ФСИН России, органами государственного финансового контроля, не выявлено серьезных финансовых нарушений, их руководители лично организовывали работу по становлению контрольно-ревизионных органов, изучали материалы проведенных ревизий, создавали условия ревизорам для работы в учреждениях с привлечением оперативных и других служб, не скрывали финансовые нарушения, а самостоятельно их выявляли и принимали меры по их устранению.
По результатам подведения рейтинговой оценки контрольно-ревизионной деятельности территориальных органов ФСИН России за 2005 год следует отметить организацию ревизионной работы в территориальных органах ФСИН России, занявших следующие места по группам:
1 группа
ГУФСИН России по Красноярскому краю - 1 место;
ГУФСИН России по Ростовской области - 2 место;
ГУФСИН России по Волгоградской области - 2 место;
ГУФСИН России по Краснодарскому краю - 3 место;
ГУФСИН России по Саратовской области - 3 место;
2 группа
УФСИН России по Воронежской области - 1 место;
УФСИН России по Архангельской области - 2 место;
УФСИН России по Ярославской области - 2 место;
УФСИН России по Владимирской области - 3 место;
УФСИН России по Ивановской области - 3 место;
3 группа
УФСИН России по Республике Карелия - 1 место;
УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике - 2 место;
УФСИН России по Республике Калмыкия - 3 место;
УФСИН России по Калининградской области - 3 место.
С учетом изложенного, в целях принятия действенных мер по укреплению финансовой дисциплины и улучшению организации контрольно-ревизионной работы требую:
1. Проанализировать недостатки в организации внутреннего финансового контроля, принять решения по всем выявленным недостачам, утратам и хищениям, взять на особый контроль процесс возмещения причиненного ущерба виновными лицами, а также выполнение предложений по проведенным ревизиям и проверкам финансово-хозяйственной деятельности подразделений УИС.
2. Принять необходимые меры к обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, тщательно разбираться с каждым случаем хищений, недостач и незаконных расходов материальных и денежных средств с привлечением виновных к материальной и дисциплинарной ответственности.
3. Установить персональный контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных средств. По каждому случаю нецелевого использования финансовых средств проводить служебные расследования и принимать соответствующие решения.
4. Укомплектовать вакантные должности ревизорских служб квалифицированными и принципиальными сотрудниками, о чем доложить в пояснительной записке к отчету по форме "1-ревизия" за II квартал 2006 года.
5. Начальникам территориальных органов ФСИН России доложить об исполнении указания ФСИН России от 31 октября 2005 г. N 10/18/3-405т до 1 марта 2006 года.
6. Обращаю внимание на низкую исполнительскую дисциплину начальников УФСИН России по федеральным округам. Об исполнении указания ФСИН России от 26 октября 2005 г. N 10/18/3-399 доложить до I марта 2005 года.
7. Обеспечить выполнение утвержденного плана документальных ревизий. Обревизование всех подразделений проводить комплексным методом с привлечением специалистов оперативных, финансово-экономических служб, служб материально-технического снабжения.
8. Повысить уровень исполнительской дисциплины при выполнении указаний, распоряжений ФСИН России, строго соблюдать сроки представления и полноту объема запрашиваемой информации.
Директор |
Ю.И. Калинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Главной контрольно-ревизионной инспекцией ФСИН России проведен анализ состояния ведомственного финансового контроля за 2005 год.
За указанный период контрольно-ревизионными службами территориальных органов ФСИН России было выявлено финансовых нарушений на сумму более 404 млн. руб., что больше аналогичного показателя за 2004 г. почти в 2 раза. Отмечены наиболее характерные финансовые нарушения: двойная оплата счетов за товарно-материальные ценности, работы, услуги; необоснованное, бездокументальное списание товарно-материальных ценностей; ущерб от реализации собственной продукции по ценам ниже себестоимости; непроизводительные расходы.
Письмо Федеральной службы исполнения наказаний от 13 февраля 2006 г. N 10/1-318 "О результатах контрольно-ревизионной работы в территориальных органах ФСИН России в 2005 году"
Текст письма опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2006 г., N 6