Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Пияковой Н.А.,
судей: Елистратовой Е.В., Самариной Е.Г.,
при секретаре: Устяк Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г.о. Новокуйбышевск Самарской области на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19 октября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Петриченко О.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новокуйбышевске о признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным и включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области включить Петриченко О.Г. периоды работы в льготном исчислении один год и шесть месяцев за один год работы с 01.04.1987 года по 01.10.1989 года в должности акушерки в физиологическом (родильном) отделении Куйбышевской областной детской больницы, с 01.10.1989 года по 06.02.1991 года, с 07.02.1991 года по 12.06.1991 года, с 13.06.1991 года по 05.11.1993 года в должности акушерки в акушерском обсервационном отделении стационара в Куйбышевской областной больнице им. М.И. Калинина, а также включить в специальный стаж периоды с 20.10.2003 года по 21.11.2003 года, с 04.03.2008 года по 01.04.2008 года - нахождения на курсах повышения квалификации; с 25.02.2009 года по 27.02.2009 года, с 23.02.2012 года по 25.02.2012 года - нахождения в отпусках по коллективному договору - прочие отвлечения от основной работы."
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пияковой Н.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Петриченко О.Г. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г.о. Новокуйбышевск Самарской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконным, включении периодов в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что решением ответчика от 30.06.2015 г. N 441 ей отказано во включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 20.10.2003 г. по 21.11.2003 г., с 04.03.2008 г. по 01.04.2008 г.; периоды отпуска по коллективному договору с 25.02.2009 г. по 27.02.2009 г., с 23.02.2012 г. по 25.02.2012 г. Кроме того, включены в специальный стаж периоды работы без применения льготного исчисления стажа 1 год работы за 1 год и 6 месяцев с 01.04.1987 г. по 01.10.1989 г. в должности акушерки в физиологическом (родильном) отделении Куйбышевской областной детской больницы; с 01.10.1989 г. по 06.02.1991 г., с 13.06.1991 г. по 05.11.1993 г. в должности акушерки в акушерском обсервационном отделении стационара в Куйбышевской областной больнице им. М.И. Калинина; с 07.02.1991 г. по 12.06.1991 г. в должности акушерки в акушерском обсервационном отделении стационара в Куйбышевской областной больнице им. М.И. Калинина. Незаконное исключение данных периодов, а также необоснованный порядок исчисления стажа послужил причиной отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ в связи с отсутствием достаточного специального стажа работы.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Петриченко О.Г. просила суд признать указанное выше решение пенсионного органа от 30.06.2015 г. N 441 незаконным, включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости указанные выше периоды с соответствующим льготным исчислением стажа.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г.о. Новокуйбышевск Самарской области просит отменить решение суда в части применения льготного порядка исчисления стажа из расчета 1 год работы за 1 года 6 месяцев к периоду нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 10.06.1990 г. по 06.02.1991 г., с 16.10.1992 г. по 05.11.1993 г., а также в части включения периодов нахождения в отпуске по коллективному договору с 25.02.2009 г. по 27.02.2009 г., с 23.02.2012 г. по 25.02.2012 г., поскольку льготное исчисление стажа работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком осуществляется до достижения ребенком возраста полутора лет, указанный выше отпуск по коллективному договору не предусмотрен федеральным законом в качестве периода, включаемого в специальный стаж.
В остальной части, иными лицами и по иным основаниям решение суда не обжалуется.
В заседании судебной коллегии представитель ГУ - УПФ РФ в г.о. Новокуйбышевск Самарской области - Полегешко М.И. по доверенности от 03.06.2015 г. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Петриченко О.Г. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит судебную коллегию оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 указанного ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2-4 указанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как следует из подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно постановлению Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 г. N 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.
Из материалов дела следует, 31.03.2015 г. Петриченко О.Г. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о. Новокуйбышевск Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Решением ГУ - УПФ РФ в г.о. Новокуйбышевск Самарской области от 30.06.2015 г. N 441 (л.д. 9), основанном на протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 30.06.2015 г. N 369 (л.д. 10-13), Петриченко О.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия, требуемого специального стажа.
При этом в специальный стаж включены без применения льготного исчисления стажа 1 год работы за 1 год и 6 месяцев: периоды работы с 01.04.1987 г. по 01.10.1989 г. в должности акушерки в физиологическом (родильном) отделении Куйбышевской областной детской больницы, поскольку наименование отделения не предусмотрено Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. N 377 и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев; с 01.10.1989 г. по 06.02.1991 г., с 13.06.1991 г. по 05.11.1993 г. в должности акушерки в акушерском обсервационном отделении стационара в Куйбышевской областной больнице им. М.И. Калинина, поскольку это периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за детьми до исполнения 1,5 лет и до 3-х лет; с 07.02.1991 г. по 12.06.1991 г. в должности акушерки в акушерском обсервационном отделении стационара в Куйбышевской областной больнице им. М.И. Калинина, поскольку это период нахождения на больничном листе по беременности и родам.
Кроме того, в специальный стаж не засчитаны периоды с 20.10.2003 г. по 21.11.2003 г., с 04.03.2008 г. по 01.04.2008 г. - нахождения на курсах повышения квалификации; с 25.02.2009 г. по 27.02.2009 г., с 23.02.2012 г. по 25.02.2012 г. - прочие отвлечения от основной работы - отпуска по коллективному договору.
Без учета указанных периодов стаж истца составляет 27 лет 9 месяцев 12 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии.
Судом установлено, что периоды работы истца в указанные периоды в должности акушерки в акушерском обсервационном отделении стационара в Куйбышевской областной больнице им. М.И. Калинина подтверждаются записями в трудовой книжке истца (л.д. 14-19).
В подтверждение нахождения истца в периоды с 20.10.2003 г. по 21.11.2003 г., с 04.03.2008 г. по 01.04.2008 г. на курсах повышения квалификации в материалы дела представлены письменные сведения (л.д. 20), свидетельства о повышении квалификации (л.д. 20 оборот - 21) и приказы работодателя (л.д. 23-24).
Согласно приказу от 16.03.2009 г. N 60 лс (л.д. 22) в период с 25.02.2009 г. по 27.02.2009 г. истцу предоставлен дополнительный отпуск согласно коллективному договору.
Как следует из распоряжения от 22.02.2012 г. N 150-лс (л.д. 25) с 23.02.2012 г. по 25.02.2012 г. Петриченко О.Г. предоставлен дополнительный отпуск согласно коллективному договору в связи со смертью матери.
При вынесении решения, суд верно руководствовался положениями действующего законодательства и пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска Петриченко О.Г.
Согласно статье 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных, нужд определяет работодатель, в связи с чем, статьей 187 ТК РФ закреплены гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации, одним из которых является сохранение места работы и среднего заработка по основному месту работы.
В соответствии с данной статьей, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Как правильно указал суд первой инстанции, для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, в связи с чем, периоды такого обучения должны расцениваться как продолжение медицинской деятельности. Курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков.
Принимая во внимание, что в периоды прохождения курсов повышения квалификации, за истцом сохранялось место работы, средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, периоды с 20.10.2003 г. по 21.11.2003 г, с 04.03.2008 г. по 01.04.2008 г. нахождения Петриченко О.Г. на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, поскольку в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, к одним из основных целей и принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, относятся профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
В указанной части решение суда фактически не обжалуется и сомнений в законности у судебной коллегии не вызывает, поскольку в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что периоды нахождения истца в отпусках по коллективному договору (прочие отвлечения от основной работы) с 25.02.2009 г. по 27.02.2009 г. и с 23.02.2012 г. по 25.02.2012 г. подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, поскольку доказательств того, что истец находилась в указанных отпусках без сохранения заработной платы, ответчиком не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, работодатели в соответствии с положениями ч. 2 ст. 116 ТК РФ с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Таким образом, перечень оснований для предоставления работодателем работнику дополнительного оплачиваемого отпуска законом не ограничен, что свидетельствует о необоснованности доводов апелляционной жалобы о том, что указанный выше отпуск по коллективному договору не предусмотрен федеральным законом в качестве периода, включаемого в специальный стаж.
Как видно из трудовой книжки истца, в период с 01.04.1987 г. по 01.10.1989 г. она работала в должности акушерки в физиологическом (родильном) отделении Куйбышевской областной детской больницы, с 01.10.1989 г. принята переводом на должность акушерки в акушерско-обсервационное отделение на 75 коек. На основании приказа от 05.11.1993 г. N 222 уволена по собственному желанию, в связи с необходимостью ухода за ребенком до достижения им 14 лет.
Как было указано выше, в специальный стаж без применения льготного исчисления стажа как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев были включены периоды: с 01.04.1987 г. по 01.10.1989 г. в должности акушерки в физиологическом (родильном) отделении Куйбышевской областной детской больницы; с 01.10.1989 г. по 06.02.1991 г., с 13.06.1991 г. по 05.11.1993 г. в должности акушерки в акушерском обсервационном отделении стационара в Куйбышевской областной больнице им. М.И. Калинина; с 07.02.1991 г. по 12.06.1991 г. в должности акушерки в акушерском обсервационном отделении стационара в Куйбышевской областной больнице им. М.И. Калинина.
Судебная коллегия признает правильными выводы суда первой инстанции о том, что в спорные периоды истица осуществляла работу, подлежащую зачету в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев, поскольку физиологическое отделение родильного дома, как акушерское, относится к хирургическому профилю и в соответствии с действовавшим в указанный период Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, работа в должности акушерки, относящейся к среднему медицинскому персоналу, в отделении хирургического профиля засчитывается в специальный стаж по правилам льготного исчисления как один год работы за один год и шесть месяцев.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, к соответствующим учреждениям относит перинатальные центры, диагностические центры, родильные дома.
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, к соответствующим учреждениям относит перинатальные центры, женские консультации, родильные дома.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, засчитывается работа в должностях акушерок, включая старших, в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, в том числе акушерском, акушерском физиологическом, акушерском, обсервационном, акушерском патологии беременности, родовом (родильном).
Ранее действующим Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник, высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, и утратившим силу в связи с принятием вышеуказанного Постановления, был предусмотрен аналогичный порядок исчисления трудового стажа для назначения пенсии для среднего медицинского персонала: акушерок, включая старших, в отделениях; хирургического профиля стационаров учреждений, в том числе акушерском, акушерском физиологическом, акушерском обсервационном, акушерском патологии беременности, родовом (родильном).
Родильные дома входят в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшему до 01 октября 1993 года.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включены в Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет.
Приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1983 года N 1495 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций" в структуре учреждений здравоохранения отдельно были предусмотрены отделения хирургического профиля: родовое, акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.
В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 09 января 1986 года N 55 "Об организации работы родильных домов (отделений)" стационар родильного дома включал в себя родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение (палаты) патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделения для новорожденных детей.
В силу пункта 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Согласно Закону Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившего в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ).
Вместе с тем как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Поскольку часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18 и 19, а также часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд первой инстанции правильно подлежащими удовлетворению в полном объеме требования Петриченко О.Г.
В учетом вышеизложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что льготное исчисление стажа работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком осуществляется до достижения ребенком возраста полутора лет.
В то время как ссылку в апелляционной жалобе на Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 375/24-11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", судебная коллегия признает ошибочной, поскольку противоречит приведенным выше положениям законодательства и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации.
В связи с чем, судебная коллегия не может признать убедительными доводы апелляционной жалобы, как основанные на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении иска Петриченко О.Г. к ГУ - УПФ РФ в г.о. Новокуйбышевск Самарской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконным, включении периодов в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости является правильным.
Указанные в апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г.о. Новокуйбышевск Самарской области доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г.о. Новокуйбышевск Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.