Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Лимоновой Л. Ф.,
судей
Бурматовой Г. Г.,
Коренева А. С.,
при секретаре Малярик А. М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по исковому заявлению Дышаева И. В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 12.01.2017.
заслушав доклад судьи Бурматовой Г. Г., пояснения представителей ответчиков Ахметзяновой Р. Р. по доверенности от ( / / ) Гасанова Н. М. по доверенности от ( / / ), судебная коллегия
установила:
Дышаев И. В. обратился в суд с иском к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и просил восстановить его в списках лиц на получение жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации - в г. Екатеринбурге, обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование иска указано, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Уволен с военной службы по состоянию здоровья ( / / ). На момент увольнения продолжительность военной службы истца в календарном исчислении составила 9 лет. Истец впервые подал рапорт на обеспечение его жильем в 1995 году. Дополнительно вставал в очередь на отселение из закрытого военного городка на получение жилья в избранном месте жительства в 2007 году. При ликвидации Чебаркульской КЭЧ района ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не приняло документы, подтверждающие факт постановки истца на учет. На обращение истца о предоставлении жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства ответчик ответил отказом.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что истцом не представлены доказательства признания его нуждающимся в жилом помещении до увольнения с военной службы. К протоколу жилищной комиссии следует отнестись критически, так как он датирован 2008 годом, решение жилищной комиссии было принято в отношении гражданина, а не военнослужащего. Истец мог быть включен в списки на отселение из закрытого военного городка, так как г. Чебаркуль до 2011 года являлся закрытым.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 12.01.2017 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Истец в апелляционной жалобе просит отменить принятое решение, указывая на его незаконность и необоснованность. Полагает, что судом не были установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, не истребованы необходимые доказательства. В обоснование доводов жалобы истец указывает, что необоснованно не были приняты во внимание представленные стороной истца доказательства, свидетельствующие о его постановке на учет для отселения из закрытого военного городка, поскольку истец предоставлял заявление в 2007 году к ранее поданному рапорту. Судом не учтено что истец как N, полученной в период боевых действий имеет право на дополнительные льготы, согласно Федеральным законам "О ветеранах", "О дополнительных гарантиях и компенсации военнослужащим проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах". Полагает, что предоставление ему жилья на территории военного городка после увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации свидетельствует о том, что он был постановлен на учет нуждающихся в Чебаркульской КЭЧ. Ответчик незаконно уклоняется от предоставления суду личного дела истца, а также списков граждан, уволенных с военной службы и подлежащих обеспечению жилыми помещениями вне зависимости от выслуги лет. Судом не учтено, что истец был признан нуждающимся в жилом помещении как участник подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Представители ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку она не содержит доводов, которые могут повлиять на отмену принятого решения.
Истец в судебное заседание не явился.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 19.05.2016, определением от 07.04.2017, извещения о дате и времени рассмотрения направлены лицам, участвующим в деле путем почтового уведомления по всем адресам, имеющимся в материалах дела, кроме того, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Дышаев И. В. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в запас по N, исключен из списков личного состава войсковой части N со ( / / ). Продолжительность военной службы истца на момент увольнения в календарном исчислении составила 9 лет 07 месяцев 10 дней.
Истец и члены его семьи проживают по адресу: ... Данное жилое помещение было предоставлено истцу на основании служебного ордера от ( / / ) N Чебаркульской КЭЧ района.
Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии от ( / / ) N принято решение о признании нуждающимися в получении жилого помещения и включении в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья в избранном месте жительства, после увольнения из рядов Вооруженных сил Российской Федерации старшего прапорщика Дышаева И. В. по избранному месту жительства г. Екатеринбург.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" во взаимосвязи с Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 (действовавшей на момент увольнения истца со службы), на основе тщательного исследования представленных доказательств, суд пришел к выводу, что истец Дышаве И. В. до увольнения с военной службы не был признан нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Поскольку исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что истец был включен в список очередников - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с подп. б п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2006 N 153, то есть в числе граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Судебная коллегия находит, что выводы суда являются правильными.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 13 ст. 15 названного закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Согласно п. п. 27, 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 (действовавшей на момент увольнения истца со службы), для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства. При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Представленная суду выписка из протокола заседания жилищной комиссии от ( / / ) подтверждают оформление документов для получения государственного жилищного сертификата в связи с отселением, но не свидетельствуют об обращении истца о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, и, соответственно, не подтверждают признание истца в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения. В связи с этим доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда о том, что истец имел право на получение государственного жилищного сертификата только в связи с проживанием в закрытом военном городке, судебной коллегией отклоняются.
Как обоснованно указано судом, решение вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, и реализация военнослужащим права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства не носит абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий, а также наличие оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий. Вместе с тем таких доказательств, в нарушение требований ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду предоставлено не было.
Включение истца в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с подп. б п. 5 Правил не свидетельствует о том, что истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене обжалуемого решения, сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в принятом судом по делу решении.
Судом первой инстанции правильно и полно определены юридически значимые для дела обстоятельства, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 12.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий:
Л. Ф. Лимонова
Судьи:
Г. Г. Бурматова
А. С. Коренев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.