Письмо Минфина РФ от 2 апреля 1998 г. N 10-3-2
В соответствии с пунктом 8.15 плана Основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации на 1998 год поручается осуществить анализ перехода жилищно-коммунального хозяйства на новый этап реформы в соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425.
Результаты проверки и предложения по совершенствованию проводимой реформы целесообразно доложить местным органам исполнительной власти.
Материалы проверки вместе с прилагаемыми таблицами просьба представить Министерству финансов Российской Федерации (Департамент территориальных бюджетов) до 1 октября 1998 года.
Приложение: примерная программа проверки и таблицы производственно-финансовых показателей на 13 листах.
В.Б.Христенко
Программа
анализа эффективности перехода жилищно-коммунального хозяйства
на новый этап реформы в соответствии с Концепцией реформы
жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной
Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425
Целью проверки является изучение хода проведения реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве, предусматривающих осуществление постепенного перехода этой сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования, при значительном усилении мер социальной поддержки слоев населения с низкими доходами.
Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг должен обеспечить к 2003 году уровень платежей граждан в размере полного возмещения затрат на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги.
В ходе изучения необходимо ответить на следующие вопросы и заполнить прилагаемые таблицы.
1. Какие нормативные документы приняты местными органами власти для реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425, их соответствие заданиям Концепции, причины имеющихся отклонений.
2. Установлены ли в регионе социальные нормы жилья. Дифференцированы ли они по отдельным и коммунальным квартирам, в зависимости от типа жилья и его благоустройства. Какие установлены нормативы потребления коммунальных услуг. Привести эти данные по годам. По каким ставкам оплачивает население жилищно-коммунальные услуги (в дальнейшем для краткости - ЖКУ) сверх установленных норм.
3. Сопоставить показатели, принятые в регионе в 1997 и 1998 годах, с федеральными стандартами перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлениями Правительством Российской Федерации на 1997 и 1998 годы. Заполнить таблицу N 1.
4. Показать какую долю затрат по предоставлению ЖКУ предусмотрено покрывать за счет платежей населения. Предельно-допустимый уровень платежей граждан за ЖКУ в совокупном доходе семьи (таблица N 2).
5. Включены ли в платежи за ЖКУ затраты по ремонту жилья (в том числе и капитальный ремонт) и затраты на содержание мест общего пользования. С какого периода население будет оплачивать эти расходы. Предусматривается ли включить в платежи населения инвестиционную составляющую, как это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.96 N 707.
6. Привести данные о стоимости стандартного набора ЖКУ, исходя из нормативов их потребления на 1 человека и кв.метр площади. Сопоставить затраты на предоставление ЖКУ с их фактической оплатой населением (таблица N 3).
7. Как реализуются возможности увеличения доходов в связи с введением новых тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг в целом по жилищно-коммунальному хозяйству.
В двух-трех домоуправлениях и теплоэнергетических предприятиях проверить правильность применения ставок и тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг, а также правильность и полноту привлечения арендаторов к участию в общих для всех домовладений расходах.
5. Просроченная задолженность по квартирной плате и коммунальным услугам и ее процент к месячному начислению за 1996 и 1997 годы, а также 1 полугодие текущего года. Причины ее образования и принимаемые меры по ее сокращению.
9. Эффективность использования средств, выделяемых на эксплуатацию жилфонда. Показать динамику себестоимости содержания жилья. Дать характеристику доходов и расходов (оплата жилья в сопоставлении с затратами на его содержание, плата за коммунальные услуги и себестоимость этих услуг). Общие расходы, необходимые для содержания и эксплуатации жилья, в том числе расходы по эксплуатации жилья и коммунальным услугам на 1 кв.метр общей площади. Доля этих расходов, оплачиваемых населением, доля бюджета или других источников (например, перекрестное субсидирование). Как изменились удельный вес и размер бюджетных ассигнований, направляемых на покрытие убытков от содержания жилищно-коммунального хозяйства. Объяснить причины абсолютного увеличения бюджетных ассигнований при снижении их доли (таблица N 4).
10. Разработано ли Положение о порядке предоставления гражданам жилищных субсидий применительно к постановлению Правительства Российской Федерации от 18.06.96 N 707. Размер установленного на данный период прожиточного минимума. Какую долю своего дохода тратят граждане, получающие жилищные субсидии.
11. Проводился ли анализ распределения семей, имеющих разные доходы (низкие, средние и высокие) и превышение ими социальной нормы занимаемой площади. Не было ли случаев, когда семьи с относительно низкими доходами имеют превышение социальной нормы жилья. Как при этом положении устанавливаются платежи за социальную норму и сверх нее. Имели ли место факты переезда людей в квартиры меньшей площади в связи со значительными платежами за ЖКУ.
12. Контроль за предоставлением компенсаций (субсидий). Порядок учета средств, направляемых на компенсацию. Структурное подразделение, на которое возложены функции по определению размера и выплаты субсидий. Расходы на содержание этого подразделения, источники его содержания.
По пунктам 10-12 заполнить таблицу N 5.
13. Каково соотношение между приростом платежей населения за ЖКУ (в связи с повышением ставок и тарифов и ростом утверждаемой местными органами власти доли оплаты ЖКУ населением) и приростом выплат субсидий (таблица N 6).
14. Как выполняется Указ Президента Российской Федерации от 29.03.96 N 432 в части разделения функций заказчика и подрядчика при эксплуатации и ремонте государственного и муниципального жилищного фонда и перехода на договорные отношения между ними. Завершена ли эта работа, как предусмотрено Указом, в 1996 году.
Разделены ли функции управления и обслуживания, созданы ли службы заказчика. Возложены ли функции заказчика на существующее предприятие жилищно-коммунального хозяйства.
13. Формирование органов самоуправления жилищным фондом - создание товариществ собственников жилья. Сколько создано таких товариществ, каким объемом жилого фонда они обладают, что препятствует развитию этой формы самоуправления. Как осуществляется поддержка и стимулирование создания ТСЖ.
16. Осуществляется ли переход на конкурсную систему обслуживания жилищного фонда. Приводит ли это к снижению издержек и тарифов при поддержании стандартов качества услуг (таблица N 7).
17. Проводились ли в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 07.06.97 N БН-П28-145 "О первоочередных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства" проверки, включая аудиторские, локальных естественных монополистов, результаты этих проверок. Имели ли место факты необоснованного завышения себестоимости предоставляемых ЖКУ. Привести конкретные примеры. Были ли снижены после проведенных проверок ставки и тарифы на услуги.
Проводится ли снижение затрат по предоставлению ЖКУ за счет перевода их отдельных видов (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз бытового мусора, текущий ремонт и т.д.) на самоокупаемость. Насколько при этом снижены затраты.
18. Разрабатывались ли в целях снижения затрат новые ресурсосберегающие технологии, привести примеры. Механизм финансирования и стимулирования программы энергосбережения. Как выполняется пункт 3 указанного в предыдущем пункте программы проверки поручения Правительства в части установки приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг.
Уровень оснащения этими приборами по итогам за 1997 год и 1 полугодие текущего года. Какова окупаемость приборов учета, насколько снизилось потребление воды, тепла и газа в результате установки счетчиков. За счет каких источников устанавливаются приборы учета воды и тепла и газа в жилищном фонде. Привлекаются ли внебюджетные средства для решения этой проблемы.
На основании материалов изучения необходимо дать общую оценку проводимой работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в целом по региону, в результате которого изменяется система управления отраслью, осуществляется постепенный переход на рыночные отношения, увеличивается доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг с одновременной адресной дотацией низкооплачиваемых категорий населения, сокращаются бюджетные дотации.
Материалы проверки вместе с выводами и предложениями целесообразно доложить соответствующим органам исполнительной власти и представить в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 1 октября 1998 года.
Примечание: стоимостные показатели в прилагаемых к программе таблицах, включая данные за 1996-1997 годы, указываются в ценах с 1 января 1998 года.
Заместитель руководителя
Департамента территориальных бюджетов |
Л.К.Чемерицкий |
Таблица N 1
По федеральному стандарту |
Принято в регионе | |||
на 1997 г. | на 1998 г. | в 1997 г. | в 1998 г. | |
1. Социальная норма площади на одного члена семьи из 3-х и более человек 2. Доля платежей граж- дан в % от стоимости предоставляемых ЖКУ 3. Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату ЖКУ в сово- купном доходе семьи 4. Предельная стоимость предоставляемых ЖКУ на 1 кв.м общей площади жилья в месяц - рублей |
Таблица N 2
1996 год |
1997 | 1998 | 1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
|||
год | в т.ч.I полуг. |
год | в т.ч.I полуг. |
|||||||
Утвержденный уровень пла- тежей граж- дан за жили- щно-коммуна- льные услу- ги в % от себестоимо- сти этих услуг |
||||||||||
Предельно- допустимый уровень расходов граждан на жилищно- коммуналь- ные услуги в % от со- вокупного дохода се- мьи |
||||||||||
Рост реаль- ных доходов населения к 1996 г. |
100 |
Таблица N 3
Нормативы потребления ЖКУ и стоимость услуг в расчете на 1 кв.метр
в месяц
Норматив потребле- ния услуг на 1 чел. в месяц |
С/сть услуг в расчете на 1 кв. метр (рублей) |
Фактич. оплата 1 кв.м. площади (рублей) |
Процент оплаты (гр.4: гр.3 х 100) |
|
1. Содержание жилфонда - всего (руб.за 1 кв.м.) в том числе: - затраты на капремонт - содержание мест общего пользования 2. Отопление и горячая вода (руб. за 1 Гкал) 3. Водопровод и канализация (руб.за 1 куб.м.) 4. Газ (сетевой) (руб.за 1 куб.м.) 5. Электроэнергия (руб.за 1 квт/час) Итого: |
х |
Примечание:
а) фактическая оплата показывается с учетом субсидий и льготников б) данные заполняются за 1996 и 1997 годы, а также за 1 полугодие 1997 и 1998 годов.
Таблица N 4
N п/ п |
1996 год |
1997 | 1998 | 1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
|||
год | в т.ч.I полуг. |
год | в т.ч.I полуг. |
||||||||
1 | Общая пло- щадь жили- щного фон- да, тыс. кв.м. |
||||||||||
2 | Расходы по содержанию жилфонда и предостав- ляемых жил.-ком. услуги, тыс.руб. |
||||||||||
3 | То же на 1 кв.м., руб. |
||||||||||
4 | Платежи населения за жилищ- но-комму- нальные услуги, тыс.руб. |
||||||||||
То же в % к затратам (стр.4 : стр.2 * 100 %) |
|||||||||||
5 | Просрочен- ная задол- женность населения за жилищ- но-комму- нальные услуги, тыс.руб. |
||||||||||
То же в % к месяч- ному на- числению |
|||||||||||
6 | Задолжен- ность пре- дприятий и организа- ций за коммуналь- ные услу- ги, тыс. руб. |
||||||||||
7 | Убытки от жилищно- коммуналь- ного хозя- йства (стр.2- стр.4), тыс.руб. |
||||||||||
Кроме то- го: а) расхо- ды, не оп- лачиваемые населением (капре- монт,соде- ржание мест обще- го пользо- вания и т.д.), тыс.руб. |
|||||||||||
б) убытки по льгот- ным кате- гориям граждан, тыс.руб. |
|||||||||||
8 | Сумма вып- лаченных субсидий, тыс.руб. |
||||||||||
9 | Всего убы- тков (стр. 7 + стр. 8), тыс. руб. |
||||||||||
10 | Источники покрытия убытков - всего, тыс.руб. |
||||||||||
В том чи- сле: а) бюджет- ные дота- ции, тыс. руб. |
|||||||||||
то же в % к общей сумме убытков (к стр.9) |
|||||||||||
б) прочие источники (расшифро- вать) |
Справочно: платежи населения по стр.4 показываются без субсидий и сумм по льготным категориям граждан
Таблица N 5
Жилищные субсидии
1996 год |
1997 | 1998 | 1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
|||
год | в т.ч.I полуг. |
год | в т.ч.I полуг. |
|||||||
Прожиточный минимум на 1 человека в месяц (руб.) |
||||||||||
Совокупный доход семьи в расчете на 1 человека (руб.) |
||||||||||
Темп роста потребительс- ких цен к 1994 г. |
||||||||||
Количество семей, имею- щих право на компенсации (тыс.руб.) |
||||||||||
То же в % к общему числу семей |
||||||||||
Объем выпла- ченных субси- дий (в тыс. руб.) |
||||||||||
Сумма месяч- ной субсидии на 1 семью (руб.) |
||||||||||
Затраты на содержание структурного подразделе- ния, занима- ющегося наз- начением су- бсидий (тыс. руб.) |
Таблица N 6
Соотношение прироста платежей за ЖКУ и жилищных субсидий
1997 год к 1996 году |
1 полуг.1998 года к 1 полуг.1997 года |
|
1. Прирост суммы платежей населения за ЖКУ (тыс.рублей) То же в процентах 2. Прирост выплат жилищных субсидий (тыс.рублей) То же в процентах |
Примечание: данные по строке 1 берутся из таблицы N 4 (стр.4); по строке 2 - из таблицы N 5 (стр.6).
Таблица N 7
Муниципальное жилье, обслуживаемое на конкурсной основе
июль 1997 г. |
октябрь 1997 г. |
январь 1998 г. |
апрель 1998 г. |
июль 1998 г. |
|
Объем муниципального жилого фонда, обслуживаемого предприя- тиями, отобранными на конкурс- ной основе - тыс.кв.м. То же в % к общему объему жи- лого фонда Справочно: Средняя цена обслуживания, предложенная заказчиком (в расчете за 1 кв.м общей площади в месяц) - рублей Средняя цена обслуживания, предложенная победителем конкурса (на 1 кв.м. общей площади в месяц) - рублей Суммарная экономия (тыс руб) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 2 апреля 1998 г. N 10-3-2
Текст письма официально опубликован не был