Письмо Минфина РФ от 2 апреля 1998 г. N 10-3-2 О программе анализа эффективности перехода жилищно-коммунального хозяйства на новый этап реформы в соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации

Письмо Минфина РФ от 2 апреля 1998 г. N 10-3-2


В соответствии с пунктом 8.15 плана Основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации на 1998 год поручается осуществить анализ перехода жилищно-коммунального хозяйства на новый этап реформы в соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425.

Результаты проверки и предложения по совершенствованию проводимой реформы целесообразно доложить местным органам исполнительной власти.

Материалы проверки вместе с прилагаемыми таблицами просьба представить Министерству финансов Российской Федерации (Департамент территориальных бюджетов) до 1 октября 1998 года.

Приложение: примерная программа проверки и таблицы производственно-финансовых показателей на 13 листах.


В.Б.Христенко


Программа
анализа эффективности перехода жилищно-коммунального хозяйства
на новый этап реформы в соответствии с Концепцией реформы
жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной
Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425


Целью проверки является изучение хода проведения реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве, предусматривающих осуществление постепенного перехода этой сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования, при значительном усилении мер социальной поддержки слоев населения с низкими доходами.

Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг должен обеспечить к 2003 году уровень платежей граждан в размере полного возмещения затрат на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги.

В ходе изучения необходимо ответить на следующие вопросы и заполнить прилагаемые таблицы.

1. Какие нормативные документы приняты местными органами власти для реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425, их соответствие заданиям Концепции, причины имеющихся отклонений.

2. Установлены ли в регионе социальные нормы жилья. Дифференцированы ли они по отдельным и коммунальным квартирам, в зависимости от типа жилья и его благоустройства. Какие установлены нормативы потребления коммунальных услуг. Привести эти данные по годам. По каким ставкам оплачивает население жилищно-коммунальные услуги (в дальнейшем для краткости - ЖКУ) сверх установленных норм.

3. Сопоставить показатели, принятые в регионе в 1997 и 1998 годах, с федеральными стандартами перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлениями Правительством Российской Федерации на 1997 и 1998 годы. Заполнить таблицу N 1.

4. Показать какую долю затрат по предоставлению ЖКУ предусмотрено покрывать за счет платежей населения. Предельно-допустимый уровень платежей граждан за ЖКУ в совокупном доходе семьи (таблица N 2).

5. Включены ли в платежи за ЖКУ затраты по ремонту жилья (в том числе и капитальный ремонт) и затраты на содержание мест общего пользования. С какого периода население будет оплачивать эти расходы. Предусматривается ли включить в платежи населения инвестиционную составляющую, как это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.96 N 707.

6. Привести данные о стоимости стандартного набора ЖКУ, исходя из нормативов их потребления на 1 человека и кв.метр площади. Сопоставить затраты на предоставление ЖКУ с их фактической оплатой населением (таблица N 3).

7. Как реализуются возможности увеличения доходов в связи с введением новых тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг в целом по жилищно-коммунальному хозяйству.

В двух-трех домоуправлениях и теплоэнергетических предприятиях проверить правильность применения ставок и тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг, а также правильность и полноту привлечения арендаторов к участию в общих для всех домовладений расходах.

5. Просроченная задолженность по квартирной плате и коммунальным услугам и ее процент к месячному начислению за 1996 и 1997 годы, а также 1 полугодие текущего года. Причины ее образования и принимаемые меры по ее сокращению.

9. Эффективность использования средств, выделяемых на эксплуатацию жилфонда. Показать динамику себестоимости содержания жилья. Дать характеристику доходов и расходов (оплата жилья в сопоставлении с затратами на его содержание, плата за коммунальные услуги и себестоимость этих услуг). Общие расходы, необходимые для содержания и эксплуатации жилья, в том числе расходы по эксплуатации жилья и коммунальным услугам на 1 кв.метр общей площади. Доля этих расходов, оплачиваемых населением, доля бюджета или других источников (например, перекрестное субсидирование). Как изменились удельный вес и размер бюджетных ассигнований, направляемых на покрытие убытков от содержания жилищно-коммунального хозяйства. Объяснить причины абсолютного увеличения бюджетных ассигнований при снижении их доли (таблица N 4).

10. Разработано ли Положение о порядке предоставления гражданам жилищных субсидий применительно к постановлению Правительства Российской Федерации от 18.06.96 N 707. Размер установленного на данный период прожиточного минимума. Какую долю своего дохода тратят граждане, получающие жилищные субсидии.

11. Проводился ли анализ распределения семей, имеющих разные доходы (низкие, средние и высокие) и превышение ими социальной нормы занимаемой площади. Не было ли случаев, когда семьи с относительно низкими доходами имеют превышение социальной нормы жилья. Как при этом положении устанавливаются платежи за социальную норму и сверх нее. Имели ли место факты переезда людей в квартиры меньшей площади в связи со значительными платежами за ЖКУ.

12. Контроль за предоставлением компенсаций (субсидий). Порядок учета средств, направляемых на компенсацию. Структурное подразделение, на которое возложены функции по определению размера и выплаты субсидий. Расходы на содержание этого подразделения, источники его содержания.

По пунктам 10-12 заполнить таблицу N 5.

13. Каково соотношение между приростом платежей населения за ЖКУ (в связи с повышением ставок и тарифов и ростом утверждаемой местными органами власти доли оплаты ЖКУ населением) и приростом выплат субсидий (таблица N 6).

14. Как выполняется Указ Президента Российской Федерации от 29.03.96 N 432 в части разделения функций заказчика и подрядчика при эксплуатации и ремонте государственного и муниципального жилищного фонда и перехода на договорные отношения между ними. Завершена ли эта работа, как предусмотрено Указом, в 1996 году.

Разделены ли функции управления и обслуживания, созданы ли службы заказчика. Возложены ли функции заказчика на существующее предприятие жилищно-коммунального хозяйства.

13. Формирование органов самоуправления жилищным фондом - создание товариществ собственников жилья. Сколько создано таких товариществ, каким объемом жилого фонда они обладают, что препятствует развитию этой формы самоуправления. Как осуществляется поддержка и стимулирование создания ТСЖ.

16. Осуществляется ли переход на конкурсную систему обслуживания жилищного фонда. Приводит ли это к снижению издержек и тарифов при поддержании стандартов качества услуг (таблица N 7).

17. Проводились ли в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 07.06.97 N БН-П28-145 "О первоочередных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства" проверки, включая аудиторские, локальных естественных монополистов, результаты этих проверок. Имели ли место факты необоснованного завышения себестоимости предоставляемых ЖКУ. Привести конкретные примеры. Были ли снижены после проведенных проверок ставки и тарифы на услуги.

Проводится ли снижение затрат по предоставлению ЖКУ за счет перевода их отдельных видов (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз бытового мусора, текущий ремонт и т.д.) на самоокупаемость. Насколько при этом снижены затраты.

18. Разрабатывались ли в целях снижения затрат новые ресурсосберегающие технологии, привести примеры. Механизм финансирования и стимулирования программы энергосбережения. Как выполняется пункт 3 указанного в предыдущем пункте программы проверки поручения Правительства в части установки приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг.

Уровень оснащения этими приборами по итогам за 1997 год и 1 полугодие текущего года. Какова окупаемость приборов учета, насколько снизилось потребление воды, тепла и газа в результате установки счетчиков. За счет каких источников устанавливаются приборы учета воды и тепла и газа в жилищном фонде. Привлекаются ли внебюджетные средства для решения этой проблемы.

На основании материалов изучения необходимо дать общую оценку проводимой работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в целом по региону, в результате которого изменяется система управления отраслью, осуществляется постепенный переход на рыночные отношения, увеличивается доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг с одновременной адресной дотацией низкооплачиваемых категорий населения, сокращаются бюджетные дотации.

Материалы проверки вместе с выводами и предложениями целесообразно доложить соответствующим органам исполнительной власти и представить в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 1 октября 1998 года.

Примечание: стоимостные показатели в прилагаемых к программе таблицах, включая данные за 1996-1997 годы, указываются в ценах с 1 января 1998 года.


Заместитель руководителя

Департамента территориальных бюджетов

Л.К.Чемерицкий



Таблица N 1

  По федеральному
стандарту
Принято в регионе
на 1997 г. на 1998 г. в 1997 г. в 1998 г.
1. Социальная норма
площади на одного
члена семьи из 3-х
и более человек

2. Доля платежей граж-
дан в % от стоимости
предоставляемых ЖКУ

3. Максимально допустимая
доля расходов граждан
на оплату ЖКУ в сово-
купном доходе семьи

4. Предельная стоимость
предоставляемых ЖКУ на
1 кв.м общей площади
жилья в месяц - рублей
       


Таблица N 2

  1996
год
1997 1998 1999
год
2000
год
2001
год
2002
год
2003
год
год в т.ч.I
полуг.
год в т.ч.I
полуг.
Утвержденный
уровень пла-
тежей граж-
дан за жили-
щно-коммуна-
льные услу-
ги в % от
себестоимо-
сти этих
услуг
                   
Предельно-
допустимый
уровень
расходов
граждан на
жилищно-
коммуналь-
ные услуги
в % от со-
вокупного
дохода се-
мьи
                   
Рост реаль-
ных доходов
населения к
1996 г.

100
                 


Таблица N 3

Нормативы потребления ЖКУ и стоимость услуг в расчете на 1 кв.метр
в месяц


  Норматив
потребле-
ния услуг
на 1 чел.
в месяц
С/сть
услуг в
расчете
на 1 кв.
метр
(рублей)
Фактич.
оплата
1 кв.м.
площади
(рублей)
Процент
оплаты
(гр.4:
гр.3 х
100)
1. Содержание жилфонда - всего
(руб.за 1 кв.м.)
в том числе:
- затраты на капремонт
- содержание мест общего
пользования

2. Отопление и горячая вода
(руб. за 1 Гкал)

3. Водопровод и канализация
(руб.за 1 куб.м.)

4. Газ (сетевой)
(руб.за 1 куб.м.)

5. Электроэнергия
(руб.за 1 квт/час)

Итого:



















х
     

Примечание:

а) фактическая оплата показывается с учетом субсидий и льготников б) данные заполняются за 1996 и 1997 годы, а также за 1 полугодие 1997 и 1998 годов.



Таблица N 4

N
п/
п
  1996
год
1997 1998 1999
год
2000
год
2001
год
2002
год
2003
год
год в т.ч.I
полуг.
год в т.ч.I
полуг.
1 Общая пло-
щадь жили-
щного фон-
да, тыс.
кв.м.
                   
2 Расходы по
содержанию
жилфонда и
предостав-
ляемых
жил.-ком.
услуги,
тыс.руб.
                   
3 То же на
1 кв.м.,
руб.
                   
4 Платежи
населения
за жилищ-
но-комму-
нальные
услуги,
тыс.руб.
                   
  То же в %
к затратам
(стр.4 :
стр.2 *
100 %)
                   
5 Просрочен-
ная задол-
женность
населения
за жилищ-
но-комму-
нальные
услуги,
тыс.руб.
                   
  То же в %
к месяч-
ному на-
числению
                   
6 Задолжен-
ность пре-
дприятий и
организа-
ций за
коммуналь-
ные услу-
ги, тыс.
руб.
                   
7 Убытки от
жилищно-
коммуналь-
ного хозя-
йства
(стр.2-
стр.4),
тыс.руб.
                   
  Кроме то-
го:
а) расхо-
ды, не оп-
лачиваемые
населением
(капре-
монт,соде-
ржание
мест обще-
го пользо-
вания и
т.д.),
тыс.руб.
                   
  б) убытки
по льгот-
ным кате-
гориям
граждан,
тыс.руб.
                   
8 Сумма вып-
лаченных
субсидий,
тыс.руб.
                   
9 Всего убы-
тков (стр.
7 + стр.
8), тыс.
руб.
                   
10 Источники
покрытия
убытков -
всего,
тыс.руб.
                   
  В том чи-
сле:
а) бюджет-
ные дота-
ции, тыс.
руб.
                   
  то же в %
к общей
сумме
убытков
(к стр.9)
                   
  б) прочие
источники
(расшифро-
вать)
                   

Справочно: платежи населения по стр.4 показываются без субсидий и сумм по льготным категориям граждан



Таблица N 5

Жилищные субсидии


  1996
год
1997 1998 1999
год
2000
год
2001
год
2002
год
2003
год
год в т.ч.I
полуг.
год в т.ч.I
полуг.
Прожиточный
минимум на 1
человека в
месяц (руб.)
                   
Совокупный
доход семьи в
расчете на 1
человека
(руб.)
                   
Темп роста
потребительс-
ких цен к
1994 г.
                   
Количество
семей, имею-
щих право на
компенсации
(тыс.руб.)
                   
То же в % к
общему числу
семей
                   
Объем выпла-
ченных субси-
дий (в тыс.
руб.)
                   
Сумма месяч-
ной субсидии
на 1 семью
(руб.)
                   
Затраты на
содержание
структурного
подразделе-
ния, занима-
ющегося наз-
начением су-
бсидий (тыс.
руб.)
                   


Таблица N 6

Соотношение прироста платежей за ЖКУ и жилищных субсидий


  1997 год к
1996 году
1 полуг.1998 года к
1 полуг.1997 года
1. Прирост суммы платежей населения за
ЖКУ (тыс.рублей)

То же в процентах

2. Прирост выплат жилищных субсидий
(тыс.рублей)

То же в процентах
   

Примечание: данные по строке 1 берутся из таблицы N 4 (стр.4); по строке 2 - из таблицы N 5 (стр.6).



Таблица N 7

Муниципальное жилье, обслуживаемое на конкурсной основе


  июль
1997 г.
октябрь
1997 г.
январь
1998 г.
апрель
1998 г.
июль
1998 г.
Объем муниципального жилого
фонда, обслуживаемого предприя-
тиями, отобранными на конкурс-
ной основе - тыс.кв.м.

То же в % к общему объему жи-
лого фонда

Справочно:

Средняя цена обслуживания,
предложенная заказчиком (в
расчете за 1 кв.м общей
площади в месяц) - рублей

Средняя цена обслуживания,
предложенная победителем
конкурса (на 1 кв.м. общей
площади в месяц) - рублей

Суммарная экономия
(тыс руб)
         


Письмо Минфина РФ от 2 апреля 1998 г. N 10-3-2


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.