Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 483 "О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2002-2005 годы" (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2004 г. N 459 в настоящее постановление внесены изменения

См. текст постановления в предыдущей редакции


Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 483
"О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2002-2005 годы"

С изменениями и дополнениями от:

25 ноября 2003 г., 6 сентября 2004 г.


В целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Федеральное агентство по образованию.

3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2005 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия по формированию и внедрению социально значимых направлений поддержки русского языка в регионах.


Председатель Правительства
Российской Федерации

М.Касьянов


Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. N 712 в настоящую Федеральную программу внесены изменения

См. текст программы в предыдущей редакции


Федеральная целевая программа
"Русский язык" на 2002-2005 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 483)

С изменениями и дополнениями от:

25 ноября 2003 г., 6 сентября 2004 г.

ГАРАНТ:

См. Федеральную целевую программу "Русский язык" на 2006 - 2010 годы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 833


Паспорт
федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002-2005 годы


 Наименование         -   федеральная целевая программа  "Русский  язык"
 Программы                на 2002-2005 годы

 Основание        для     распоряжение          Правительства Российской
 разработки Программы     Федерации от 5 января 2001 г. N 12-р

 Государственный      -   Федеральное агентство по образованию
 заказчик
 Основные             -   Министерство образования Российской Федерации,
 разработчики             Министерство по делам федерации,  национальной
 Программы                и миграционной политики Российской  Федерации,
                          Российская академия наук, Российская  академия
                          образования,    Московский     государственный
                          университет имени М.В.Ломоносова

 Цель Программы       -   сохранение     духовного,     художественного,
                          научного и культурного достояния России

 Задачи Программы     -   развитие и распространение русского языка  как
                          государственного языка Российской Федерации;
                          развитие  русского  языка  как   национального
                          языка русского народа;
                          укрепление позиций русского языка как средства
                          межнационального   общения   народов   России,
                          государств - участников СНГ и стран Балтии;
                          расширение  влияния  русского  языка  в  сфере
                          международного общения;
                          обновление  содержания  и   методов   обучения
                          русскому языку;
                          усиление   роли   русского   языка   в   сфере
                          образования;
                          разработка   комплекса   мер   по   пропаганде
                          русского языка и русской  культуры  с  помощью
                          средств массовой информации

 Сроки     реализации -   2002-2005 годы
 Программы

 Части   и    разделы -   часть       I.        Научно-исследовательские
 Программы                работы
                          Разделы:
                          1. Русский   язык   как   государственный язык
                          Российской Федерации. Государственная политика
                          в области русского языка
                          2. Русский язык как национальный язык русского
                          народа, основа его художественной литературы и
                          духовной культуры
                          3. Русский язык как мировой язык
                          Часть II. Прочие нужды
                          Разделы:
                          1.   Подготовка    и    повышение квалификации
                          преподавателей русского языка как иностранного
                          2.     Организация     семинаров, конференций,
                          совещаний, олимпиад
                          3.  Подготовка  изданий     и просветительская
                          деятельность  в  области  русского     языка и
                          литературы
                          4.   Пропаганда     русского языка в средствах
                          массовой информации
                          5. Меры,  направленные  на  сохранение позиций
                          русского языка в России и за рубежом
                          6. Организационно-методическое   сопровождение
                          Программы
Объемы и  источники -     на 2002 - 2005  годы    всего  -   165180 тыс.
 финансирования           рублей, из них: средства федерального  бюджета
                          -  128140  тыс.  рублей,   средства   бюджетов
                          субъектов Российской Федерации  -  15440  тыс.
                          рублей, внебюджетные  средства  -  21600  тыс.
                          рублей
                          в том числе:
                          выделено в 2002 году  20380 тыс.   рублей,  из
                          них:
                          на научно-исследовательские работы - 7090 тыс.
                          рублей,  в  том  числе  средства  федерального
                          бюджета - 1400 тыс. рублей, средства  бюджетов
                          субъектов Российской  Федерации  -  2940  тыс.
                          рублей,  внебюджетные  средства  -  2750  тыс.
                          рублей;
                          на прочие нужды - 13290  тыс.  рублей,  в  том
                          числе  средства  федерального  бюджета - 10890
                          тыс.  рублей,  средства   бюджетов   субъектов
                          Российской  Федерации  -   1000 тыс.   рублей,
                          внебюджетные средства - 1400 тыс. рублей;
                          предусмотрено на 2003 год  39818 тыс.  рублей,
                          из них:
                          на научно-исследовательские работы - 7018 тыс.
                          рублей,  в  том  числе  средства  федерального
                          бюджета - 1568 тыс. рублей, средства  бюджетов
                          субъектов Российской  Федерации  -  2700  тыс.
                          рублей,  внебюджетные  средства  -  2750  тыс.
                          рублей;
                          на прочие нужды - 32800  тыс.  рублей,  в  том
                          числе  средства  федерального  бюджета - 30000
                          тыс.  рублей,  средства   бюджетов   субъектов
                          Российской   Федерации   - 1400 тыс.   рублей,
                          внебюджетные средства - 1400 тыс. рублей;
                          предусмотрено на 2004-2005 годы    104982 тыс.
                          рублей, из них:
                          на  научно-исследовательские  работы  -  13182
                          тыс. рублей, в том числе средства федерального
                          бюджета - 4282 тыс. рублей, средства  бюджетов
                          субъектов Российской  Федерации  -  5400  тыс.
                          рублей,  внебюджетные  средства  -  3500  тыс.
                          рублей;
                          на прочие нужды - 91800  тыс.  рублей,  в  том
                          числе  средства  федерального  бюджета - 80000
                          тыс.  рублей,  средства   бюджетов   субъектов
                          Российской  Федерации  -   2000 тыс.   рублей,
                          внебюджетные средства - 9800 тыс. рублей
 Ожидаемые результаты -   новый свод правил современного русского языка;
 реализации Программы     разработка    словарной    и    грамматической
                          кодификации русского языка;
                          аналитические     доклады           по вопросу
                          функционирования    русского         языка как
                          межнационального;
                          разработка новых технологий обучения  русскому
                          языку, создание нового поколения учебников;
                          разработка      языковых      квалификационных
                          требований  по  использованию  русского  языка
                          должностными   лицами    и    государственными
                          служащими;
                          разработка  стандартов  в   области   контроля
                          качества     владения     нормами     русского
                          литературного   языка,   подготовка    типовых
                          тестовых материалов;
                          разработка   документов    по    международной
                          сертификации уровней владения русским языком в
                          соответствии с требованиями  Совета   Европы и
                          ЮНЕСКО;
                          выпуск  нового  поколения  учебно-методической
                          литературы;
                          создание  и   освоение   современных   методов
                          преподавания русского языка в средней и высшей
                          школе в России и в странах ближнего и дальнего
                          зарубежья;
                          получение   сведений   о   реальной   языковой
                          ситуации в России;
                          составление   научного    прогноза    развития
                          межъязыковых отношений в стране;
                          разработка   теории   языковой      политики в
                          многонациональном государстве;
                          разработка законодательной базы,  регулирующей
                          функционирование    русского         языка как
                          государственного;
                          издание новых образцов научной,  популярной  и
                          справочной литературы по русскому языку;
                          подготовка справочников, словарей,  текстов  с
                          культурологическим комментарием,  направленных
                          на сохранение  русской  духовности  в  системе
                          образования;
                          подготовка вузовских  программ по современному
                          русскому языку,  его  истории,  диалектологии,
                          стилистике,  истории  русского   литературного
                          языка и культуре речи;
                          разработка  курсов   дистанционного   обучения
                          русскому языку как иностранному;
                          создание  гибких  моделей  обучения   русскому
                          языку как иностранному;
                          подготовка    нового    поколения    программ,
                          учебников и учебных пособий по русскому  языку
                          как иностранному;
                          создание цикла передач на телевидении и радио,
                          пропагандирующих  русский   язык   и   русскую
                          культуру;
                          разработка  региональных   программ   "Русский
                          язык", входящих в общую систему мероприятий.
 Система  организации -   определяется       Федеральным      агентством
 контроля          за     по образованию
 исполнением
 Программы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и государств - участников СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций, принадлежит к самым распространенным в мире языкам. Русский язык играет важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в осуществлении сотрудничества с народами государств - участников СНГ и стран Балтии, с мировым сообществом в целом.

Основой языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации, поощряется изучение национальных языков населением ее республик и создаются условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.

Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.

В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова-паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач.

Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи.

Преподаватели русского языка и литературы в школах и вузах (особенно национальных) ощущают нехватку учебно-методической литературы. Из-за недостатка средств не обеспечивается необходимый объем научно-методической работы в области русского языка и словесности. Не хватает словарей и справочников, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской классической литературы. Между тем в условиях нынешней языковой ситуации исключительно важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской литературы, что поможет сохранению и исследованию богатых выразительных возможностей русского литературного языка.

Распространение русского языка за рубежом является важным направлением международной политики Российской Федерации. Но современное положение русского языка в мире, его функционирование за пределами России вызывают самую серьезную озабоченность.

В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие образовательные центры, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не получают методической и материально-технической помощи из России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В ряде государств - участников СНГ и стран Балтии вытеснение русского языка из государственных учебных программ исключает возможность его организованного изучения. Свертывание обучения на русском языке усиливает социальную напряженность. Нельзя забывать о необходимости государственной поддержки со стороны России стремления многих миллионов русских, проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, сохранить русскую культуру.

Необходимо также отметить резкое сокращение теле- и радиовещания на русском языке, ограничение информационного, образовательного и культурного пространства в связи с вытеснением русского языка из печатных и электронных средств массовой информации.

В настоящее время в большинстве стран ближнего зарубежья использование русского языка как средства межнационального общения сохраняется в основном за счет созданной в предшествующие годы базы, которая, не имея внутренней и внешней поддержки, постепенно разрушается.

Качество преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка.

На территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка.

В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, что будучи национальным достоянием общества язык должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика как часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах общества, их дальнейшего развития и взаимодействия.

Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа) нацелена на обновление языковой политики, на составление среднесрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных).


2. Цель и задачи реализации Программы


Целью Программы является сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России.

Программа призвана решать задачи федерального уровня и государственного значения:

развитие и распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации;

развитие русского языка как национального языка русского народа;

укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии;

расширение влияния русского языка в сфере международного общения;

обновление содержания и методов обучения русскому языку;

усиление роли русского языка в сфере образования;

разработка комплекса мер по пропаганде с помощью средств массовой информации русского языка и русской культуры;

сохранение единого культурного пространства.

Предусмотренная Программой система мероприятий направлена на решение указанных задач.

Опыт реализации программы по русскому языку в 1996-2001 годах показал, что абсолютное большинство проектов и мероприятий, выполнение которых было начато, дало первые положительные результаты. В 2002-2005 годах необходимо продолжить работу по созданию предпосылок для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия, по обеспечению преподавания русского языка в школах и вузах на базе новых учебников и новейших образовательных технологий, по содействию консолидации и культурному развитию народов России, а также по распространению русского языка за рубежом.


3. Программные мероприятия


Система программных мероприятий состоит из двух частей: "Научно-исследовательские работы" и "Прочие нужды".

Первая часть "Научно-исследовательские работы" включает три раздела:

русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка;

русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры;

русский язык как мировой язык.

Каждый раздел содержит тематические подразделы, предусматривающие реализацию научно-исследовательских проектов.

Первая часть предусматривает проведение фундаментальных исследований, связанных с функционированием русского языка в различных сферах жизнедеятельности общества, в целях создания теоретических и учебно-методических основ развития русского языка как государственного, как языка межнационального общения, как иностранного языка.

На основе проведенных исследований предполагается разработать теоретические основы языковой политики в России на современном этапе и создать новое поколение учебной, методической и справочной литературы для разных категорий обучающихся.

Во второй части "Прочие нужды" предусматриваются повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного, проведение семинаров, конференций, олимпиад по проблемам русского языка и литературы, подготовка опытных образцов программ и учебно-методических пособий по русскому языку и литературе для разных категорий обучающихся, пропаганда русского языка в средствах массовой информации.

В 2004 - 2005 годах предусматривается осуществление общественно значимых мероприятий:

проведение семинаров для преподавателей, работающих в высших учебных заведениях государств - участников СНГ и стран Балтии, преподавателей русского языка, обучающих детей соотечественников в Федеративной Республике Германия, российско-французского семинара по вопросам языковой политики и языковой нормы, международных конференций по проблемам русского языка и литературы, совещаний преподавателей, работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом;

проведение международной и ежегодных всероссийских олимпиад школьников, международных олимпиад школьников государств - участников СНГ и стран Балтии по русскому языку, конкурсов российских школьников и студентов, изучающих французский язык, и французских школьников и студентов, изучающих русский язык, на лучшее знание языка и страны изучаемого языка, а также мероприятий, приуроченных к Пушкинским дням, международных фестивалей, конкурсов по русскому языку и литературе, конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности";

организация повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (граждан Российской Федерации), преподавателей русского языка, работающих за рубежом, с учетом условий организации образовательного процесса в разных странах, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий;

издание учебно-методической литературы по русскому языку для обучающихся за рубежом;

создание банков данных о русском языке, русской литературе и культуре;

подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы;

оказание поддержки деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровней


4. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

Общий объем ассигнований на финансирование Программы в 2002 - 2005 годах составляет 165180 тыс. рублей, в том числе 128140 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета, 15440 тыс. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 21600 тыс. рублей - за счет внебюджетных средств.

Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании федерального бюджета.


5. Механизм реализации Программы


Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

Реализация Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Федеральным агентством по образованию Федерации - государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий.

Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу.

Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика.

Реализация Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется на основе соглашений, заключаемых ежегодно Федеральным агентством по образованию Федерации с каждым участвующим в реализации Программы субъектом Российской Федерации в соответствии с общим соглашением о сотрудничестве, заключенным ранее в установленном порядке.

Реализация Программы за счет внебюджетных средств осуществляется путем использования собственных средств вузов, участвующих в мероприятиях Программы.

Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: плана проведения конкурсов на исполнение программных мероприятий, государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов.

Федеральное агентство по образованию Федерации отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.

Государственный заказчик информирует Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации обо всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.


6. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения


Текущее управление и контроль за исполнением и реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Федеральным агентством по образованию.

Руководителем Программы является Министр образования Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделенных на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы, возглавляет научно-координационный совет Программы (далее - совет).

ГАРАНТ:

Положение и состав Координационного совета по федеральной целевой программе "Русский язык" на 2002 - 2005 годы утверждены приказом Минобразования РФ от 14 марта 2002 г. N 835


Совет является коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и образовательных учреждений, авторитетные ученые. Совет участвует в выборе научных и научно-методических направлений исследований, формировании мероприятий Программы, проведении оценки полноты и комплексности исследований и мероприятий и подготовке рекомендаций о дальнейшем использовании результатов этих работ.

Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматривается на заседаниях коллегии Федерального агентства по образованию, в подготовке которых принимают участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и представители субъектов Российской Федерации.

Государственный заказчик Программы совместно с Федеральной службой государственной статистики организует ведение статистической отчетности по реализации Программы, а также направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств Федеральное агентство по образованию уточняет целевые показатели, в том числе включает (исключает) программные мероприятия, а также затраты по выполнению мероприятий и механизм реализации Программы.


7. Оценка эффективности реализации Программы


В результате реализации Программы будет:

улучшаться ситуация в области распространения русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации, на основе научных данных о функционировании русского языка как межнационального, данных об уровне и качестве владения русским языком в многонациональной среде и данных о взаимоотношении русского языка и национальных языков России;

обеспечено совершенствование законодательства по вопросам русского языка как государственного и соответствующих законов субъектов Российской Федерации;

внедрена методика тестового контроля за уровнем владения русским языком государственными служащими;

повышена речевая культура в средствах массовой информации, публичных выступлениях на основе разработанного нового свода правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации;

создано новое поколение учебно-методической литературы по русскому языку и программ для подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;

усовершенствован образовательный процесс в школах и вузах на основе использования нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку, новых технологий, включая дистанционные;

создана система подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;

возрастать интерес к русскому языку у учащихся и студентов за счет проведения российских и международных ежегодных олимпиад, ежегодного общероссийского Праздника русского языка, литературы и культуры, приуроченного к Пушкинским дням;

разработана научно-теоретическая база энциклопедии русской словесности;

укреплена позиция русского языка как средства международного общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии за счет регулярного проведения конференций по проблемам русского языка, разработки программ для преподавателей русского языка и литературы в школах, преподавание в которых ведется на русском языке, выпуска соответствующих учебников по обучению русскому языку как иностранному и выработки требований по аттестации преподавателей русского языка как иностранного;

активизирована деятельность средств массовой информации по освещению проблем русского языка и русской культуры.


Мероприятия федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002 - 2005 годы


              основа его художественной литературы и духовной культуры   

(тыс. рублей)



Источник финансирования

Объем финансирования

Ожидаемые результаты

2002 - 2005 годы - всего

в том числе

2002 

год

2003

год

2004

год

2005

год

Часть I. Научно-исследовательские работы

1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Государственная политика в области русского языка

Развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации

1. Разработка норм грамматической кодификации русского языка. Совершенствование правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации

федеральный бюджет

100

100

-

-

-

подготовка новых правил русской орфографии, орфоэпии, пунктуации и рекомендаций по грамматической кодификации русского языка

2. Анализ российского и зарубежного законодательства по вопросам языковой политики. Исследование нормативных правовых актов по вопросам русского языка

федеральный бюджет

230

-

60

75

95

подготовка аналитических докладов по вопросам языковой политики, комментариев к законодательным актам стран Балтии по вопросам русского языка (по странам)

3. Исследование состояния и функционирования русского языка в субъектах Российской Федерации. Разработка языковой политики в многонациональном государстве. Проведение этносоциологических исследований в области функционирования русского языка в условиях многоязычия

федеральный бюджет

911

265

121

230

295

составление обзоров по вопросам функционирования русского языка как межнационального;

подготовка информации об уровне и качестве владения русским языком в многонациональной среде;

проведение этносоциологических исследований в области взаимоотношений русского языка и национальных языков в Российской Федерации

4. Разработка региональных программ по русскому языку

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

2000

500

500

500

500

создание региональных программ по русскому языку

Итого

в том числе:


3241

865

681

805

890


средства федерального бюджета


1241

365

181

305

390


средства бюджетов субъектов Российской Федерации


2000

500

500

500

500


Оценка качества и уровня владения русским языком

5. Разработка языковых квалификационных требований по использованию русского языка государственными служащими

федеральный бюджет

619

140

139

150

190

подготовка требований к владению русским языком государственными служащими и практикума по культуре речи для государственных служащих

6. Разработка стандартов в области контроля качества владения русским литературным языком. Подготовка типовых тестовых материалов

федеральный бюджет

212

110

102

-

-

подготовка учебных тестовых материалов по культуре русской речи

7. Разработка документов по международной сертификации уровней владения русским языком в соответствии с требованиями Совета Европы и ЮНЕСКО

федеральный бюджет

459

-

139

135

185

подготовка концепции создания уровней тестирования русского языка как иностранного, лингводидактического описания, системы требований и минимумов указанных уровней

Итого

в том числе средства федерального бюджета


1290

1290

250

250

380

380

285

285

375

375


2. Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы

и духовной культуры


Исследования в области русского языка и культуры речи

8. Исследования по истории русского языка, способствующие развитию русского национального самосознания

федеральный бюджет

392

50

92

110

140

подготовка научных публикаций, посвященных различным хронологическим периодам развития русского языка

Итого

в том числе средства федерального бюджета


392

392

50

50

92

92

110

110

140

140


Исследования в области художественной литературы и духовной культуры русского народа

9. Литературоведческие исследования в области классической русской литературы. Обобщение опыта русской школы художественного перевода и дальнейшее ее развитие

внебюджетные средства

6000

2000

2000

2000

-

подготовка научных обзоров, статей, монографий по классической русской литературе и русской школе художественного перевода

10. Разработка информационного и программного обеспечения для формирования базы данных по русской литературе и культуре

федеральный бюджет

778

150

139

99

390

создание банка данных о русской литературе и культуре

11. Разработка

культурологических комментариев к произведениям русской классической литературы

федеральный бюджет

350

-

92

70,8

187,2

создание историко-культурологических комментариев к произведениям русской классической литературы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации

12. Разработка новых программ по современному русскому языку, его истории и диалектологии, стилистике, истории русского литературного языка, культуре речи для высших учебных заведений

федеральный бюджет

150

150

-

-

-

формирование новых программ по современному русскому языку с учетом последних достижений науки (для языковых факультетов высших учебных заведений)

Итого

в том числе:

средства федерального бюджета

внебюджетные средства


7278


1278


6000

2300


300


2000

2231


231


2000

2169,8


169,8


2000

577,2


577,2


-


Русский язык в системе среднего и высшего образования

13. Экспертиза современных концепций языкового образования в вузах и общеобразовательных учреждениях в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

840

240

200

200

200

унификация концепций языкового образования в русских и национальных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации

14. Экспертиза действующих и разработка экспериментальных концепций учебной литературы нового поколения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

4000

1000

1000

1000

1000

подготовка экспериментальных концепций учебной литературы нового поколения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (русский язык и литература)

15. Разработка программ преподавания русского языка и литературы в школах русской диаспоры

внебюджетные средства

800

150

150

150

350

формирование учебно-методических программ преподавания русского языка и литературы в школах русской диаспоры

16. Разработка концепций языкового образования и подготовка экспериментальных образовательных программ русского языка для национальных общеобразовательных учреждений России

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

4000

1000

1000

1000

1000

создание

экспериментальных программ русского языка для национальных общеобразовательных учреждений России

17. Подготовка образовательных программ по русскому языку и литературе в соответствии с планируемым переходом школьной образовательной системы на 12-летнее обучение

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

200

200

-

-

-

формирование новых образовательных программ в области русской словесности

18. Разработка курсов дистанционного обучения русскому языку, литературе и культуре России

внебюджетные средства

2200

600

600

600

400

создание курсов дистанционного обучения русскому языку, литературе и культуре России

Итого


12040

3190

2950

2950

2950


в том числе:








средства бюджетов субъектов Российской Федерации


9040

2440

2200

2200

2200


внебюджетные средства


3000

750

750

750

750


Русский язык в средствах массовой информации

19. Научно-методические рекомендации по русскому языку и культуре речи для работников средств массовой информации

федеральный бюджет

310

50

100

75

85

разработка научно-методических рекомендаций по совершенствованию функционирования русского языка в средствах массовой информации, практикума по культуре речи для работников средств массовой информации

20. Анализ влияния средств массовой информации на процесс обучения русскому языку

федеральный бюджет

280

50

70

75

85

подготовка научных публикаций по изучению тенденций влияния языка средств массовой информации на процесс обучения русскому языку

21. Использование средств массовой информации для пропаганды русского языка и русской культуры за рубежом в условиях новой геополитической ситуации

федеральный бюджет

230

-

50

75

105

подготовка аналитических обзоров состояния русскоязычных средств массовой информации в странах Балтии (по странам)

Итого


820

100

220

225

275


в том числе средства федерального бюджета


820

100

220

225

275


3. Русский язык как мировой язык

Исследования в области обучения русскому языку как иностранному

22. Исследования в области функционирования русского языка и национально-языковых процессов в государствах - участниках СНГ и странах Балтии. Русский язык в контексте интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ и странах Балтии

федеральный бюджет

450

125

125

90

110

подготовка аналитических обзоров и монографий по функционированию русского языка в государствах - участниках СНГ и странах Балтии

23. Разработка новых методов обучения русскому языку как иностранному, в том числе с учетом целей и задач дистанционного обучения

федеральный бюджет

500

50

60

165

225

создание дистанционных курсов по обучению русскому языку как иностранному

Итого


950

175

185

255

335


в том числе средства федерального бюджета


950

175

185

255

335


Русский язык как средство ознакомления с культурой России

24. Изучение социолингвистического и культурологического аспектов функционирования русского языка как языка международного общения

федеральный бюджет

110

-

-

50

60

подготовка научных публикаций по социолингвистическим и культурологическим аспектам функционирования русского языка как языка международного общения (в отдельных государствах - участниках СНГ)

25. Разработка гибких моделей языкового образования в соответствии с требованиями мировых образовательных систем

федеральный бюджет

100

50

50

-

-

создание гибких моделей обучения русскому языку

26. Лингвокультурологическое описание русского языка

федеральный бюджет

240

50

50

70

70

формирование лингвокультурологического тезауруса русского языка

Итого


450

100

100

120

130


в том числе средства федерального бюджета


450

100

100

120

120


Русский язык в системе образования иностранных граждан и соотечественников, живущих за рубежом

27. Подготовка учебно-методических материалов по русскому языку для обучающихся за рубежом

федеральный бюджет

829

60

179

255

335

создание учебно-методических материалов по русскому языку для детей соотечественников, проживающих за рубежом, учебников по русскому языку для школ Эстонской Республики (с эстонским языком обучения)

Итого


829

60

179

255

335


в том числе средства федерального бюджета


829

60

179

255

335


Всего по части I "Научно-исследовательские работы"


27290

7090

7018

7174,8

6007,2


в том числе:








средства федерального бюджета


7250

1400

1568

1724,8

2557,2


средства бюджетов субъектов Российской Федерации


11040

2940

2700

2700

2700


внебюджетные средства


9000

2750

2750

2750

750


Часть II. Прочие нужды

1. Повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного

28. Разработка эффективных стратегий и технологий для формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей русского языка как иностранного

федеральный бюджет

1050

400

650

-

-

создание и внедрение инновационных форм повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного

29. Разработка инновационных технологий в обучении русскому языку как иностранному

федеральный бюджет

1024

400

624

-

-

создание комплекса программ по русскому языку как иностранному для различных категорий обучающихся на основе инновационных технологий обучения

30. Разработка гибких моделей обучения русскому языку как иностранному в разных странах с учетом конкретных условий организации учебного процесса

федеральный бюджет

1500

500

1000

-

-

создание комплектов учебно-методических и дидактических материалов с учетом конкретных условий организации процесса обучения русскому языку как иностранному

31. Повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного (граждан Российской Федерации)

федеральный бюджет

7850

600

250

3500

3500

организация курсов повышения квалификации для преподавателей русского языка как иностранного

32. Повышение квалификации преподавателей русского языка, работающих за рубежом, с учетом условий организации образовательного процесса в разных странах

федеральный бюджет

7500

200

300

3500

3500

организация курсов повышения квалификации для преподавателей русского языка, работающих за рубежом

33. Организация курсов повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного на основе дистанционных образовательных технологий

федеральный бюджет

8000

-

-

4000

4000

организация курсов повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного на основе дистанционных образовательных технологий и их программно-методическое сопровождение;

создание нового учебно-методического комплекса по русскому языку для 5-6 и 10-11 классов обще-образовательных учреждений (электронная версия)

Итого


26924

2100

2824

11000

11000


в том числе средства федерального бюджета


26924

2100

2824

11000

11000


2. Организация семинаров, конференций, совещаний, олимпиад

34. Проведение международных семинаров и совещаний преподавателей русского языка и литературы, работающих за рубежом

федеральный бюджет

5426

300

1526

1800

1800

проведение семинаров для преподавателей, работающих в высших учебных заведениях государств - участников СНГ и стран Балтии;

проведение семинара для преподавателей русского языка, обучающих детей соотечественников в Федеративной Республике Германия;

проведение совещаний преподавателей, работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом

35. Проведение международных конференций, семинаров по проблемам русского языка и литературы

федеральный бюджет

2100

100

-

1000

1000

проведение международных конференций по проблемам русского языка и литературы;

проведение российско-французского семинара по вопросам языковой политики и языковой нормы

36. Проведение международного семинара (симпозиума) по проблемам правового обеспечения статуса государственных и официальных языков

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

400

-

400

-

-

обобщение зарубежного опыта в создании правовой базы для применения официальных языков во внутригосударственных и межгосударственных отношениях

37. Организация ежегодных конференций по проблемам языковой ситуации в зарубежных странах

внебюджетные средства

200

50

50

50

50

проведение конференций по проблемам языковой ситуации, публикации по итогам конференции

38. Проведение ежегодных всероссийских и международных олимпиад и конкурсов школьников и студентов по русскому языку

федеральный бюджет

29500

-

6000

12000

11500

проведение международных олимпиад школьников по русскому языку;


внебюджетные средства

200

50

50

50

50

проведение всероссийских олимпиад школьников по русскому языку;








проведение олимпиад школьников государств - участников СНГ и стран Балтии по русскому языку;

проведение конкурсов российских школьников и студентов, изучающих французский язык, и французских школьников и студентов, изучающих русский язык, на лучшее знание языка и страны изучаемого языка

39. Проведение ежегодных всероссийских и международных мероприятий по русскому языку, литературе и культуре, приуроченных к Пушкинским дням (6 июня и 19 октября)

федеральный бюджет

4465

650

915

1700

1200

проведение международных и всероссийских мероприятий, приуроченных к Пушкинским дням

40. Проведение конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности"

федеральный бюджет

2000

-

-

1000

1000

проведение конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности"

Итого


44291

1150

8941

17600

16600


в том числе:








средства федерального бюджета


43491

1050

8441

17500

16500


средства бюджетов субъектов Российской Федерации


400

-

400

-

-


внебюджетные средства


400

100

100

100

100


3. Подготовка изданий и просветительская деятельность в области русского языка и литературы

41. Создание банков данных о русском языке

федеральный бюджет

7150

600

950

2800

2800

формирование банка данных о русском языке, его истории и современном состоянии;

формирование банка данных о функционировании русского языка в субъектах Российской Федерации и за рубежом, в том числе в государствах - участниках СНГ и в странах Балтии

42. Издание словарей русского языка

федеральный бюджет

3965

1235

2730

-

-

издание и переиздание словарей русского языка

внебюджетные средства

5000

-

-

2500

2500


43. Издание двуязычных словарей (русско-национальных, национально-русских)

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

2000

500

500

500

500

издание двуязычных словарей (русско-национальных, национально-русских)

44. Издание словаря языка А.С.Пушкина (в 4 томах)

внебюджетные средства

4000

1000

1000

1000

1000

издание словаря языка А.С.Пушкина (в 4 томах)

45. Популяризация классических работ по проблемам русистики

федеральный бюджет

1200

190

1010

-

-

издание классических работ по проблемам русистики

внебюджетные средства

2000

-

-

1000

1000


46. Издание учебно-методической литературы по русскому языку для обучающихся за рубежом

федеральный бюджет

4000

250

750

1500

1500

издание учебно-методической литературы по русскому языку для детей соотечественников, обучающихся за рубежом (для различных ступеней и форм обучения)

47. Издание справочных пособий, словарей, научно-популярных брошюр для работников средств массовой информации

внебюджетные средства

800

200

200

200

200

издание справочных пособий, словарей, научно-популярных брошюр для работников средств массовой информации

Итого


30115

3975

7140

9500

9500


в том числе:








средства федерального бюджета


16315

2275

5440

4300

4300


средства бюджетов субъектов Российской Федерации


2000

500

500

500

500


внебюджетные средства


11800

1200

1200

4700

4700


4. Пропаганда русского языка в средствах массовой информации

48. Подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы

федеральный бюджет

8995

1000

2595

2200

3200

создание теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы

Итого


8995

1000

2595

2200

3200


в том числе средства федерального бюджета


8995

1000

2595

2200

3200


5. Меры, направленные на укрепление позиций русского языка в России и за рубежом

49. Поддержка деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровней

федеральный бюджет

21365

4465

10400

3250

3250

проведение международных и общероссийских конференций, семинаров, совещаний, чтений по линии Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы; организационно-техническое и информационное обеспечение их деятельности

50. Разработка системы некоммерческого распространения в государствах - участниках СНГ и странах Балтии учебно-методической литературы по русскому языку и педагогических периодических изданий

внебюджетные средства

400

100

100

100

100

создание единого образовательного пространства Российской Федерации, государств - участников СНГ и стран Балтии

51. Командирование членов научно-координационного совета по федеральной целевой программе "Русский язык" в регионы России

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

2000

500

500

500

500

подготовка отчетов, аналитических справок

Итого


23765

5065

11000

3850

3850


в том числе:








средства федерального бюджета


21365

4465

10400

3250

3250


средства бюджетов субъектов Российской Федерации


2000

500

500

500

500


внебюджетные средства


400

100

100

100

100


6. Организационно-методическое сопровождение Программы

52. Организационно-методическое сопровождение, техническое и информационное обеспечение деятельности по реализации Программы

федеральный бюджет

3800

-

300

1750

1750

формирование банка данных по результатам реализации Программы, региональным программам по русскому языку, мероприятиям по русскому языку и литературе, проводимым федеральными органами исполнительной власти и организациями; издание ежегодных каталогов и информационных бюллетеней по Программе

Итого


3800

-

300

1750

1750


в том числе средства федерального бюджета


3800

-

300

1750

1750


Всего по части II "Прочие нужды"


137890

13290

32800

45900

45900


в том числе:








средства федерального бюджета


120890

10890

30000

40000

40000


средства бюджетов субъектов Российской Федерации


4400

1000

1400

1000

1000


внебюджетные средства


12600

1400

1400

4900

4900


Всего по Программе на 2002 - 2005 годы


165180

20380

39818

53074,8

51907,2


в том числе:








средства федерального бюджета


128140

12290

31568

41724,8

42557,2


средства бюджетов субъектов Российской Федерации


15440

3940

4100

3700

3700


внебюджетные средства


21600

4150

4150

7650

5650



Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 483 "О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2002-2005 годы"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 июля 2001 г., N 28, ст. 2887


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2004 г. N 459

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. N 712

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Актуальный текст документа