Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции предусмотрено Законом N 171-ФЗ от 25.11.95 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. 29.12.2001 г., предусматривающей обязательность маркирования алкогольной продукции, произведенной на территории РФ, специальными региональными марками).
В соответствии со ст. 18 п. 10 указанного закона "Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления..."
На основании данной нормы законом Тверской области N 50 от 30.01.97 г. "О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (в ред. 28.10.99 г. N 79-ОЗ-2) установлено, что "лицензирование розничной продажи алкогольной продукции осуществляется органами местного самоуправления..." (ст. 3, п. 3).
Постановлением главы города N 2543 от 8.12.99 г. "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории города Твери" уполномоченным органом на осуществление лицензирования розничной продажи алкогольной продукции определен комитет потребительского рынка и услуг населению администрации города.
Действующим законодательством об обороте алкогольной продукции установлены основные понятия, в том числе:
- алкогольная продукция - пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным Федеральным законом);
- спиртные напитки - алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и не относится к вину или пиву;
- вино - алкогольная продукция, произведенная из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного и из пищевого сырья, не более 22 процентов объема готовой продукции;
- коньячные изделия - коньяки (бренди), являющиеся разновидностью спиртных напитков.
Вышеназванными нормативными актами предусматриваются определенные условия и порядок розничной продажи алкогольной продукции.
Так, в соответствии со ст. 4 закона Тверской области N 50:
"2. Запрещается розничная продажа алкогольной продукции:
- в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях, а также в кинотеатрах, театрах, Дворцах культуры, клубах во время проведения детских мероприятий (киносеансов, спектаклей, утренников, концертов);
- лицам, не достигшим 18 лет;
- без сертификатов соответствия, марок акцизного сбора или специальных марок;
- без специальных защитных знаков (с момента введения региональной идентификации качества алкогольной продукции).
3. Запрещается розничная продажа спиртных напитков с объемным содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах, не приспособленных для продажи данной продукции помещениях, на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления с учетом особенностей градостроительства населенных пунктов и требований соответствующих служб".
Решение Тверской городской Думы от 18.04.2000 г. N 66 "Об oграничениях розничной продажи спиртосодержащей продукции в городе Твери" устанавливает следующее:
"1. Определить прилегающую к объектам мелкорозничной продажи спиртосодержащей продукции территорию как расстояние в радиусе 100 метров от объектов ограничения, размещенных в отдельно стоящих, встроенно-пристроенных и прочих зданиях (независимо от месторасположения учреждений в этих зданиях).
2. Считать прилегающей территорией кратчайший путь между торговым объектом, реализующим спиртосодержащую продукцию, и объектом ограничения (здания)".
Кроме вышеназванных ограничений законом Тверской области N 50 установлены следующие условия оборота алкогольной продукции (ст. 4):
"5. Запрещается осуществление розничной продажи алкогольной продукции без применения контрольно-кассовых машин, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
6. Розничная реализация крепких спиртных напитков (водка, ликероводочные изделия, коньяки, бренди и другие алкогольные напитки с содержанием спирта более 28%), ввезенных на территорию Тверской области, производится только после дополнительной проверки каждой партии на безопасность в испытательных лабораториях области, аккредитованных в установленном порядке. Продавец указанной алкогольной продукции помимо документов, предусмотренных действующим законодательством, обязан иметь протокол испытаний, содержащий сведения о прохождении дополнительной проверки на безопасность, заверенный подписью руководителяи печатью испытательной лаборатории.
7. Розничная реализация ввезенных на территорию Тверской области высококачественных, дорогостоящих (стоимостью свыше 500 рублей за 1 литр) алкогольных напитков (коньяков, бренди, джинов, виски, ромов, текил, арманьяков и так далее), закупаемых небольшими партиями до 50 бутылок, при наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации сопроводительных документов и маркированных знаками соответствия, защищенными от подделок, проводится без проведения дополнительных лабораторных испытаний на безопасность.
8. Юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты".
Кроме этого, оборот алкогольной продукции регулируется нормативными актами:
- Правила продажи алкогольной продукции, утвержденные Постановлением правительства РФ от 19.08.96 г. N 987 (в ред. 02.11.2000 г.);
- Постановление правительства РФ от 15.08.97 г. N 1019 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации";
- Постановление правительства РФ от 15.12.98 г. N 1493 "Об утверждении правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания";
- Постановление губернатора Тверской области от 13.10.99 г. N 900 "О поставках алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории Тверской области";
- Приказ МНС РФ от 19.02.01 г. N БГ-3-31/41 "Об утверждении правил приемки и рассмотрения документов, представляемых организациями для получения разрешения на учреждение акцизных складов и форм документов, регламентирующих деятельность акцизных складов".
- Письмо Минэкономики РФ от 3.02.2000 г. N 155/7-113 "Об утверждении минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации" и другими.
Виды нарушений в сфере оборота алкогольной продукции и ответственность субъектов предпринимательства регламентированы Законом РФ от 8.07.2000 г. N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В силу данного закона государственные контролирующие, лицензирующие органы, другие уполномоченные службы вправе осуществлять контроль за субъектами предпринимательства в отношении выявления следующих нарушений.
Налоговые органы:
- статья 2. Деятельность юридического лица (организации) по промышленному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или индивидуального предпринимателя по розничной продаже алкогольной продукции, осуществляемая без соответствующей лицензии либо с нарушением условий соответствующей лицензии - без лицензии и с нарушениями;
- статья 6. Поставки и закупка этилового спирта без соответствующих лицензий и квот;
- статья 10. Выпуск юридическим лицом (организацией) - производителем алкогольной продукции без маркировки или купля-продажа алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также хранение или перевозка такой продукции;
- статья 11. Искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Органы внутренних дел, органы налоговой полиции:
- статья 7. Розничная продажа этилового спирта, лекарственных или лечебно-профилактических средств, содержащих этиловый спирт, и виноматериалов;
- статья 8. Оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без аккредитации или без установленных документов;
- статья 10. Выпуск юридическим лицом (организацией) - производителем алкогольной продукции без маркировки или купля-продажа алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также хранение или перевозка такой продукции;
- статья 12. Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Органы Государственного санитарно-эпидемиологического надзора:
- статья 3. Использование непищевого сырья для приготовления пищевой алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- статья 4. Промышленное производство или оборот этилового питьевого спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Органы государственной инспекции по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений:
- статья 9. Поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и (или) упаковке, не соответствующей требованиям государственных стандартов.
Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей:
- статья 12. Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Нормативная база, регулирующая оборот алкогольной продукции, содержит достаточно большой перечень документов, но незнание основополагающих требований законодательства может повлечь за собой нарушения условий лицензирования при осуществлении данного вида деятельности, а соответственно, и привлечение к ответственности.
В настоящее время в Твери действуют около 850 объектов лицензирования.
Действующее законодательство, регулирующее оборот алкогольной продукции, направлено на обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Обращаем внимание субъектов предпринимательства, реализующих алкогольную продукцию, что за правонарушения в данной сфере деятельности предусмотрены строгие меры ответственности, в том числе высокие штрафные санкции.
Председатель комитета потребительского
рынка и услуг населению |
В.Н. Калачин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация комитета потребительского рынка и услуг населению администрации г. Твери от 8 февраля 2002 г. "О лицензировании и правилах розничной продажи алкогольной продукции"
Текст опубликован в газете "Муниципальные вести" (приложении к газете
"Вече Твери"), NN 4 и 5 от 8 и 15 февраля 2002 г.