Письмо Управления Федеральной налоговой службы
по Новгородской области от 28 декабря 2010 г. N 2.6-20/10695
Вопрос 1. Индивидуальный предприниматель зарегистрировал деятельность по сдаче в наем жилого помещения. Просит разъяснить порядок применения упрощенной системы налогообложения. Как получить освобождение от уплаты НДС, предусмотренное ст. 145 НК РФ, предпринимателю на общей системе налогообложения.
Ответ:
В соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Согласно ст. 346.14. Кодекса объектом налогообложения признаются:
1. доходы;
2. доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Статья 346.15. Кодекса содержит порядок определения доходов, а ст. 346.16 Кодекса - порядок определения расходов. Причем перечень расходов конкретный и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии со ст. 346.18 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Согласно ст. 346.19. Кодекса налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Статьей 346.20 Кодекса определены налоговые ставки. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В соответствии со ст. 346.21. Кодекса налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту жительства индивидуального предпринимателя.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 Кодекса (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом).
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Согласно ст. 346.23. Кодекса налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Статей 346.24. Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н "Об утверждении форм книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и порядков ее заполнения").
Реквизиты для перечисления налога на территории Новгородской области:
Наименование ОФК - УФК по Новгородской области; Номер счета получателя платежа: 40101810900000010001;
Наименование банка получателя платежа: ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской обл. БИК банка получателя средств-044959001;
Получатель (поле 16): Управление федерального казначейства по Новгородской области (наименование налоговой инспекции по месту жительства индивидуального предпринимателя);
ИНН получателя - налогового органа (поле 61); КПП получателя - налогового органа (поле 103);
Код ОКАТО (код Общероссийского классификатора объектов административно -территориального деления ОК 019-95 по месту жительства индивидуального предпринимателя);
Для налогоплательщиков, использующих УСН с объектом налогообложения "доходы" КБК-182 1 05 01010 01 1000 ПО (налог) КБК-182 1 05 01010 01 2000 110 (пеня) КБК-182 1 05 01010 01 3000 ПО (штраф)
Для налогоплательщиков, использующих УСН с объектом налогообложения "доходы-расходы"
КБК-182 1 05 01020 01 1000 ПО (налог) КБК-182 1 05 01020 01 2000 ПО (пеня) КБК-182 1 05 01020 01 3000 ПО (штраф)
В случае, если индивидуальный предприниматель находится на общей системе налогообложения, он обязан уплачивать НДС (ст. 143 Кодекса) В тоже время, операции по предоставлению жилого помещения в пользование освобождены от уплаты НДС в соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 149 Кодекса.
Статьей 145 Кодекса предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. Индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Это не распространяются на индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 ст. 145 Кодекса, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Если в течение периода, в котором индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.
Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
Вопрос 2. Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН (деятельность по сдаче в наем жилого помещения), просит разъяснить порядок представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также порядок ведения книги учета доходов и расходов.
Ответ.
В соответствии с п. 2 ст. 346.23. Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 346.24. Кодекса налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, заполняется на основании данных книги учета доходов и расходов.
Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утверждены приказом Минфина России от 22.06.2009 г. N 58н. Настоящий Приказ вступает в силу, начиная с представления налоговой декларации за налоговый период 2009 года.
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - Декларация), заполняется налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 Кодекса.
Декларация состоит из:
- титульного листа;
- Раздела 1 "Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика" (далее - Раздел 1);
- Раздела 2 "Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога" (далее - Раздел 2).
Декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации.
Днем представления Декларации в налоговый орган считается:
- дата получения в налоговом органе при ее представлении лично или через представителя;
- дата отправки почтового отправления с описью вложения при ее отправке по почте;
- дата отправки по телекоммуникационным каналам, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи, при ее передаче по телекоммуникационным каналам связи.
Страницы Декларации имеют сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, вне зависимости от наличия (отсутствия) и количества заполняемых разделов. Порядковый номер страницы проставляется в определенном для нумерации поле.
В верхней части каждой страницы Декларации указываются идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН).
Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Заполнение текстовых полей Декларации осуществляется заглавными печатными символами.
Титульный лист заполняется налогоплательщиком. При заполнении данной страницы индивидуальным предпринимателем указываются: ИНН в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации по форме N 12-2-4, утвержденной Приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309, или по форме N 09-2-2, утвержденной Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178, или по форме N 2-1-Учет "Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации", утвержденной Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@.
Также при заполнении титульного листа указывается:
1) номер корректировки.
2) код налогового периода, за который представляется Декларация;
3) отчетный год, за который представляется Декларация;
4) код налогового органа, в который представляется Декларация, согласно документам о постановке на учет в налоговом органе, поименованным в пункте 3.2 настоящего Порядка;
5) код вида места представления Декларации налогоплательщиком в налоговый;
6) в случае подачи Декларации индивидуальным предпринимателем - его фамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность);
7) код вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД); При заполнении Декларации следует использовать Постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (вместе с "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности" ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Введен в действие 01.01.2003, в период с 01.01.2008 по 01.01.2011 также применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Следует учитывать, что указывать в Декларации следует тот вид деятельности, по которому налогоплательщик отчитывается.
8) номер контактного телефона налогоплательщика;
9) количество страниц, на которых составлена Декларация;
10) количество листов подтверждающих документов или их копий, включая документы или их копии, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика, приложенных к Декларации.
В разделе титульного листа "Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю" указывается: в случае подтверждения достоверности и полноты сведений в Декларации руководителем организации-налогоплательщика или индивидуальным предпринимателем - "1"; в случае подтверждения достоверности и полноты сведений представителем налогоплательщика - "2".
При заполнении Раздела 1 "Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика" по коду строки 001 указывается объект налогообложения.
Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, по данному коду строки указывают "1".
Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов, по данному коду строки указывают "2".
По коду строки 010 указывается код Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95 по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
По коду строки 020 указывается код бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией, по которому подлежит зачислению сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (по которому исчислена к уплате сумма авансовых платежей по налогу). КБК было направлено Вам в письме Управлении от 02.09.2010 N 2.6-20/07202.
По коду строки 030 указывается сумма авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленная к уплате за первый квартал. По коду строки 040 указывается сумма авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленная к уплате за полугодие с учетом суммы авансового платежа, исчисленного за первый квартал. По коду строки 050 указывается сумма авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленная к уплате за девять месяцев с учетом суммы авансового платежа, исчисленного за полугодие. По коду строки 060 указывается сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащая уплате за налоговый период с учетом суммы авансового платежа, исчисленного за девять месяцев.
Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, значение показателя по данному коду строки определяют путем уменьшения суммы исчисленного налога за налоговый период на сумму уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также выплаченных работникам в течение данного периода из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности и авансового платежа по налогу, исчисленную к уплате за девять месяцев. Данный показатель указывается, если значение разницы между показателями по кодам строк 260, 280 и 050 больше или равно нулю.
По коду строки 070 указывается сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, к уменьшению за налоговый период.
Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, значение показателя по данному коду определяют как разность значений строки 050 и строки 260, за минусом значения по коду строки 280. Данный показатель указывается, если значение разницы между показателями по кодам строк 260, 280 и 050 меньше нуля.
По коду строки 080 указывается код бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией, по которому подлежит зачислению сумма минимального налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
При заполнении Раздела 2 "Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога" по коду строки 201 указывается ставка налога, установленная пунктом 2 статьи 346.20 Кодекса в размере 6%, если объектом налогообложения являются доходы, и 15%, либо ставка налога, установленная Законом субъекта Российской Федерации в пределах от 5 до 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
По коду строки 210 указывается сумма полученных налогоплательщиком доходов за налоговый период.
К таким доходам относятся:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
Не учитываются в составе доходов:
1) доходы, указанные в статье 251 Кодекса;
2) доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Кодекса, в порядке, установленном главой 25 Кодекса;
3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Кодекса, в порядке, установленном главой 23 Кодекса.
По коду строки 220 указывается налогоплательщиком, объектом налогообложения у которого являются доходы, уменьшенные на величину расходов, сумма произведенных за налоговый период расходов, определяемых в порядке, установленном статьей 346.16 Кодекса.
Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, данную строку не заполняют.
По коду строки 240 указывается налоговая база для исчисления налога за налоговый период.
Значение показателя по данному коду у налогоплательщиков, объектом налогообложения у которых являются доходы, соответствует значению показателя по коду строки 210.
По коду строки 250 указывается сумма полученного налогоплательщиком за налоговый период убытка.
Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, данную строку не заполняют.
По коду строки 260 указывается сумма налога, исчисленная исходя из ставки налога и налоговой базы, определяемой нарастающим итогом с начала налогового периода до его окончания (значение показателя по коду строки 240, умноженное на значение показателя по коду строки 201 и деленное на 100).
По коду строки 280 налогоплательщиками, объектом налогообложения у которых являются доходы, указывается сумма уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за налоговый период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также выплаченных работникам в течение налогового периода из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности, уменьшающая (но не более чем на 50 процентов) сумму исчисленного налога.
Форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения".
В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Книга учета доходов и расходов) в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.
Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога.
Книга учета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении Книги учета доходов и расходов в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители. На каждый очередной налоговый период открывается новая Книга учета доходов и расходов.
Книга учета доходов и расходов должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов указывается количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и скрепляется печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью налогового органа до начала ее ведения. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов, которая велась в электронном виде и выведена по окончании налогового периода на бумажные носители, указывается количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и скрепляется печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью налогового органа.
Книга учета доходов и расходов, ведение которой в течение налогового периода осуществлялось в электронном виде, после выведения на бумажные носители по окончании налогового периода должна быть представлена в налоговый орган для заверения должностным лицом налогового органа не позднее срока, установленного для представления налоговой декларации по итогам налогового периода статьей 346.23 Кодекса.
Исправление ошибок в Книге учета доходов и расходов должно быть обоснованно и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и печатью организации (индивидуального предпринимателя -при ее наличии).
В электронном виде Книгу учета доходов и расходов можно получить при обращении в налоговый орган по месту жительства.
Вопрос 3. Подлежат ли налогообложению суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, в случае, если индивидуальный предприниматель применяет УСН.
Ответ:
В силу ст. 41 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в отношении физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, признаются доходом налогоплательщика.
Кроме того, для целей НДФЛ, налога на прибыль, ЕСХН и УСН установлен льготный порядок учета доходов при получении бюджетных средств на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест (п. 3 ст. 223, п. 4.1 ст. 271, п. 2.1 ст. 273, пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 Кодекса).
В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 346.17 главы 26.2. "Упрощенная система налогообложения" Кодекса суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.
Так как полученные выплаты учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов, то доход отражается в размере фактически произведенных в этом же периоде затрат, предусмотренных условиями получения бюджетных средств. Одновременно такие затраты учитываются в составе расходов.
Полученные средства могут быть израсходованы полностью в течение первого (первых двух) налогового периода, если это предусмотрено условиями получения указанных сумм. В этом случае суммы доходов и понесенных расходов отражаются в налоговом учете соответствующих налоговых периодов.
Если нарушаются условия, на которых были получены бюджетные средства, то они в полном объеме отражаются в составе доходов того периода, в котором допущено нарушение.
Неизрасходованные бюджетные средства, оставшиеся по окончании третьего периода, включаются в доходы для целей УСН.
Указанное правило вступило в силу 7 апреля 2010 г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. п. 2, 4 ст. 5 Федерального закона от 05.04.2010 N 41-ФЗ).
Данный порядок учета налогоплательщики могут применять независимо от выбранного объекта налогообложения. На это указывает Минфин России (Письма от 26.04.2010 N 03-11-11/116, от 23.04.2010 N 03-11-09/33).
В письме от 19.08.2010 г. N ШС-37-3/9373 "О реализации отдельных положений Федерального закона от 05.04.2010 N 41-ФЗ" ФНС России даны дополнительные разъяснения о порядке налогообложения сумм выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утвержденными соответствующими органами государственной власти.
Согласно данным разъяснениям, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения, в случае получения им выплат в 2009 году и использовании части этих выплат в 2009 году, в составе доходов и расходов при применении УСН должна учитываться сумма выплат, израсходованная налогоплательщиком в данном налоговом периоде в соответствии с условиями получения указанных выплат. В аналогичном порядке учитывается оставшаяся неучтенная сумма выплат в 2010 и 2011 годах.
Если расходы, предусмотренные условиями получения указанных выплат, произведены полностью в течение первого (первых двух) налогового(ых) периода(ов) (2009, 2010 годов), то полученные выплаты и осуществленные за счет этих выплат расходы отражаются в налоговом учете в соответствующих налоговых периодах.
В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5 статьи 346.5 и пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.
Согласно разъяснениям, данным Минфином России в письме от 23.04.2010 N 03-11 -09/33, указанными нормами пункта 1 статьи 346.17 Кодекса должны руководствоваться как налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", так и налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы".
И теми и другими налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма и Порядок заполнения которых утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н (далее - Книга по УСН).
Принимая во внимание особый порядок учета указанных выплат, установленный Федеральным законом N 41-ФЗ, налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела I Книги по УСН отражают суммы полученных выплат в размере фактически произведенных расходов, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат, а в графе 5 раздела I Книги по УСН - соответствующие суммы осуществленных расходов из предусмотренных условиями договоров.
При этом, налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы", при определении суммы дохода, подлежащего налогообложению за соответствующий отчетный (налоговый) период (графа 4 раздела I Книги по УСН), указанные суммы выплат не учитывают.
Такой порядок отражения (учета) доходов и расходов не приводит к дополнительному налогообложению полученных выплат.
Поскольку суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан, не являются доходом, полученным от осуществления видов деятельности, в отношении которых возможно применение УСН на основе патента, то налогообложение данных сумм регулируется главой 23 Кодекса.
Пример: В 2009 году налогоплательщиком, применяющим УСН получены выплаты, предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса (пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса) в размере 58 800 рублей. В октябре 2009 года из суммы полученных выплат налогоплательщиком израсходованы 30 000 рублей на цели, предусмотренные условиями получения указанных сумм выплат. В июне 2010 года налогоплательщиком нарушены условия получения выплат.
При исчислении налогооблагаемой базы по налогу при применении УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" за 2009 год налогоплательщик учитывает в составе доходов налогового периода с одновременным отражением в расходах сумму в размере 30 000 рублей.
Указанная сумма (30 000 рублей) отражается по строкам 210 и 220 раздела 2 декларации по УСН.
Учитывая особый порядок учета вышеуказанных выплат, установленный Федеральным законом N 41-ФЗ, налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы", указанную сумму (30 000 рублей) в строке 210 раздела 2 декларации по УСН не отражают.
В случае нарушения налогоплательщиком условий получения выплат в 2010 году он будет обязан при исчислении налоговой базы по налогу при применении УСН за 2010 год учесть в составе доходов всю сумму полученных выплат - 58 800 рублей.
При этом, согласно статье 81 Кодекса, оснований представлять уточненную декларацию по УСН за 2009 год у налогоплательщика не возникает.
Вопрос 4 .Физическое лицо приобрело квартиру в сентябре 2010 года, а в октябре 2010 года была осуществлена продажа данной квартиры. Как в данном случае будет производиться налогообложение доходов, полученных от продажи квартиры.
Ответ:
В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса (13 %), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.
Согласно пп.1 п. 1 ст. 220 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 ООО рублей.
Таким образом, если проданная квартира принадлежала гражданину менее 3 лет, то налогообложению налогом на доходы физических лиц подлежит доход, полученный от продажи квартиры, превышающий 1000000 рублей.
В тоже время, нормами пп. 1 п.1 ст. 220 Кодекса предусмотрено, что вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, указанного выше, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг. При продаже доли (ее части) в уставном капитале организации, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством) налогоплательщик также вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Вопрос 5. Гражданка приобрела земельный участок под строительство жилого дома в с. Марево Новгородской области. Какие существуют льготы по уплате земельного налога в данном случае.
Ответ:
В соответствии со ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
На территории Маревского сельского поселения Маревского района Новгородской области земельный налог установлен Решением Совета депутатов Маревского сельского поселения Новгородской области от 12.11.2008 N 69 "О земельном налоге".
Согласно п. 4 "Положения о земельном налоге", утвержденного вышеуказанным Решением, освобождаются от уплаты земельного налога налогоплательщики, указанные в статье 395 Налогового кодекса Российской Федерации, а также граждане, осуществляющие проектирование и строительство индивидуального жилого дома взамен сгоревшего (на основании акта о пожаре), малообеспеченные граждане, которым предоставлены земельные участки для эксплуатации индивидуальных жилых домов (при представлении справки, выданной органами социальной защиты населения городов и районов области).
Иных льгот для физических лиц Решением Совета депутатов Маревского сельского поселения Новгородской области не предусмотрено.
В соответствии со ст. 389 Кодекса не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Земельные участки, приобретенные под новое строительство в данный перечень не входят. Т.е. налоговые льготы по земельному налогу для земель, приобретенных под новое строительство, не предусмотрены налоговым законодательством (Кодексом и Решением Совета депутатов Маревского сельского поселения Новгородской области).
Вопрос 6. Организация имеет объект недвижимости (газопровод), расположенный на территориях администрируемых 2 налоговыми органами. В каком налоговом органе организация будет поставлена на налоговый учет по месту нахождения имущества, какой код ОКАТО следует указывать в налоговой отчетности.
Ответ:
В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, -место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества;
3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества; Согласно п.4 ст. 85 Кодекса органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.
Таким образом, от того на какой территории будет зарегистрирован объект организации и в какой налоговый орган будут направлены сведения о его регистрации, зависит и место постановки на налоговый учет организации.
В соответствии со ст. 84 Кодекса налоговый орган обязан осуществить постановку на учет снятие с учета организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом указанным лицам свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе.
Кроме того, на основании пункта 1.6 Порядка заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, утвержденного приказом Минфина России от 20.02.2008г. N 27н "Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения" (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.03.2008 N 11334), в случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, расчет может заполняться в отношении суммы авансового платежа по налогу, подлежащему уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении расчета указывается код ОКАТО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту его представления.
В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций подлежит зачислению в размере 100 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации. Законом Новгородской области от 25.12.2009 N 662-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (Принят областной Думой 16 декабря 2009 года) с 1 января 2010 года не установлен норматив отчислений налога на имущество организаций в местные бюджеты муниципальных образований.
Таким образом, в случае постановки на учет организации по месту нахождения принадлежащего недвижимого имущества в нескольких налоговых органах Новгородской области, по согласованию с Управлением ФНС России по Новгородской области, организация может представлять единую (сводную) налоговую декларацию по налогу на имущество организаций в отношении сумм налога, подлежащего уплате на территории Новгородской области, через ответственное обособленное подразделение.
Вопрос 7 . В связи со вступлением организации в саморегулируемую организацию (СРО) для дальнейшего осуществления определенных видов строительных работ, имеет ли право данная организация, применяющая УСН (объект: доходы-расходы) включить с состав расходов взнос в компенсационный фонд СРО, вступительный взнос и ежемесячные взносы.
Ответ:
Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлен п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расходы в виде взносов некоммерческим организациям в вышеуказанный перечень расходов не включены.
Исходя из этого налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не вправе учитывать в составе расходов при определении налоговой базы по налогу расходы в виде взносов в компенсационный фонд и членских взносов, уплачиваемых при вступлении в саморегулируемую организацию.
Вопрос 8. Банк - лизингодатель предоставил имущество в лизинг. Амортизация по указанному имуществу начислялась линейным способом (применяемый коэффициент не выше 3) . По окончании договора лизингодатель реализовал имущество с убытком. Каким образом рассчитать срок, в течение которого полученный убыток от реализации будет включаться в состав прочих расходов банка.
Ответ:
Подпунктом 1 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 268 Кодекса, если остаточная стоимость амортизируемого имущества, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 268 Кодекса, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения в следующем порядке. Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.
Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент. Коэффициент, который организация вправе применить, зависит от амортизируемого основного средства, в отношении которого он будет применяться.
Следует отметить, что сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Пунктом 13 ст. 258 Кодекса установлено, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов.
Учитывая данную норму, убыток, полученный в связи с тем, что остаточная стоимость реализуемого амортизируемого имущества превышает доход от его реализации, включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сокращенным сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.
Сокращенный срок полезного использования имущества должен определяться с учетом размера применяемого налогоплательщиком коэффициента.
Вопрос 9. Индивидуальный предприниматель находится на общем режиме налогообложения (вид деятельности оказание ритуальных услуг). Имеет ли он право перейти на УСН на основе патента.
Ответ:
В соответствии со ст. 346.25.1. Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 ст. 346.25.1, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.
В п. 2 указанной статьи Кодекса перечислены 69 видов предпринимательской деятельности, по которым разрешено применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, в том числе ритуальные услуги.
При применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пять человек.
Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
На территории Новгородской области возможность применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента устанавливается Областным законом от 30.04.2009 N 523-ОЗ "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента" (принят Постановлением Новгородской областной Думы от 22.04.2009 N 1000-ОД).
В статье 2 вышеуказанного областного закона установлены размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на 2010 год, в том числе и для вида деятельности "ритуальные услуги".
Согласно п.5 -12 ст. 346.25.1. Кодекса заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 346.20 Кодекса (6 %), процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на более короткий срок стоимость патента подлежит пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который выдан патент.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента.
Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент. При этом при оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Налоговая декларация, предусмотренная статьей 346.23 Кодекса, налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения на основе патента в налоговые органы не представляется.
Налогоплательщики упрощенной системы налогообложения на основе патента ведут налоговый учет доходов в порядке, установленном статьей 346.24 Кодекса.
Вопрос 10. Организация, применяющая УСН, заключила договор субподряда на выполнение строительно-монтажных работ с генподрядчиком - плательщиком НДС. Каков порядок возмещения НДС в данном случае.
Ответ:
Согласно нормам налогового законодательства организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН), не является плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС) (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).
В том случае, если она выставила своему покупателю (генподрядчику) счет-фактуру и выделила в нем сумму НДС, то эту сумму организация обязана уплатить в бюджет (п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ).
Сумму налога, исчисленную исходя из договорной стоимости работ организации необходимо отразить в налоговой декларации по НДС того налогового периода, в котором счет-фактура был выставлен генподрядчику, и уплатить в бюджет в установленные сроки (п. 4 ст. 174 НК РФ). Дополнительно исчислять НДС со стоимости материалов, использованных при выполнении СМР, не следует.
Принять к вычету суммы "входного" НДС, уплаченные при приобретении материалов, организация не вправе, как неплательщик НДС. Эти суммы учитываются в составе расходов при исчислении единого налога (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Вопрос 11. Организация участвует в эксперименте (постановление Правительства РФ от 31.11.2009 N 1194) в качестве пункта утилизации автотранспортных средств. Предприятия - дилеры, участвующие в данной программе, перечисляют организации за каждую сданную машину утилизационный сбор. Облагается ли данный сбор НДС.
По-видимому в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка и имеется ввиду постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1194
Ответ:
В соответствии с пп. 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.
Следует отметить, что если налогоплательщик осуществляет операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, то в этом случае он вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения НДС, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Льгота, предусмотренная п. 2 ст. 149 НК РФ, является обязательной, и налогоплательщик не вправе от нее отказаться.
При этом, налоговым законодательством право на получение вышеуказанной льготы при реализации лома и отходов черных и цветных металлов не ставится в зависимость от способа получения налогоплательщиком (безвозмездно или на возмездной основе) лома и отходов.
Пунктом 4 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что, в случае если налогоплательщиком НДС осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), он обязан вести раздельный учет таких операций.
Согласно ст. 146 Кодекса объектом налогообложения НДС признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В виду того, что утилизационный сбор, полученный организацией от "Дилера" по договору "Оказания услуг по утилизации АТС с Дилером" является платой за оказание услуг по утилизации автотранспортных средств, то согласно ст. 146 Кодекса он является объектом налогообложения НДС.
Вопрос 12. Как учитывается при предоставлении имущественного налогового вычета переданный в счет оплаты стоимости жилья вексель, проценты, уплаченные при покупке векселя.
Ответ:
В соответствии с нормами ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов:
- на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
- на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
- на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 2000000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет:
- при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного строительством) или доли (долей) в нем - документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем;
- при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них;
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Переданный в счет оплаты стоимости жилья вексель может признаваться в качестве расходов налогоплательщика только в том случае, если он сам был приобретен им в рамках гражданско-правовых отношений у третьего лица. Выданный покупателем от своего имени продавцу вексель не может признаваться в качестве расходов, связанных с приобретением жилого помещения, так как фактической передачи имущества в счет оплаты не происходит, а выдача векселя от имени должника в обязательстве прекращает это обязательство и создает обязательство по оплате векселя (ст. 815 Гражданского Кодекса РФ).
При соблюдении вышеперечисленных условий стоимость векселей (при условии представления копий этих векселей с передаточной надписью и акта приема-передачи векселей) может быть включена в общую сумму расходов, связанных с приобретением прав на квартиру в строящемся доме или покупкой жилья, которая принимается к вычету в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
Таким образом, векселя, переданные в счет оплаты стоимости жилья, признаются в качестве платежных документов, подтверждающих расходы на строительство или приобретение жилья, только в пределах указанной в договоре стоимости этого жилья.
Расходы по оплате процентов при приобретении векселя в перечне фактически произведенных расходов, на основании которых предоставляется имущественный налоговый вычет, в ст. 220 Кодекса не поименованы, в связи с чем, имущественный налоговый вычет на сумму уплаченных процентов при покупке векселя, не предоставляется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 28 декабря 2010 г. N 2.6-20/10695
Текст письма официально опубликован не был