Решение Арбитражного суда Псковской области от 23 октября 2008 г. N А52-3058/2008 Отказывая в удовлетворении требования общественной организации охотников и рыболовов о признании незаконным приказа Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию об аннулировании долгосрочных лицензий на право пользования объектами животного мира, суд исходил из того, что издание приказа о прекращении действия лицензий фактически прекративших свое действие не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя (извлечение)

Решение Арбитражного суда Псковской области
от 23 октября 2008 г. N А52-3058/2008
(извлечение)

 

Резолютивная часть оглашена 16 октября 2008 г.

 

Распоряжением Администрации Псковской области от 30.01.2003 г. N 32-р Псковской областной общественной организации охотников и рыболовов была предоставлена территория на срок 25 лет в границах согласно приложению для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.

Между Администрацией Псковской области и Общественной организацией был заключен договор от 27.06.2003 г. N Д1-149, сроком на 25 лет, о предоставлении территории, необходимой для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в границах согласно приложению к договору.

На основании указанного выше распоряжения Администрации Псковской области Псковоблохотуправлением ответчику 05.02.2003 г. выданы 17 долгосрочных лицензий на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.

Решением Псковского городского суда от 20.06.2006 г. по делу N 2-1694/2006 признан незаконным пункт 9 данного распоряжения в связи с нарушением порядка предоставления территории в Печорском районе.

06.10.2006 г. распоряжением N 214-р Администрация Псковской области отменила распоряжение от 30.01.2003 г. N 32-р, ссылаясь на нарушение требований статьи 37 Федерального закона от 24.04.1995г. N 52-ФЗ "О животном мире" в связи с отсутствием надлежащего согласования условий предоставления остальных территорий.

Ответчиком оспорено данное распоряжение Администрации Псковской области в арбитражном суде. Решением Арбитражного суда Псковской области от 08.06.2007 г. по делу N А52-904/2007 в удовлетворении заявления Общественной организации о признании недействительным распоряжения от 06.10.2006 г. N 214-р отказано. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2007 г. (дело N А52-904/2007) решение Арбитражного суда Псковской области от 08.06.2007 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общественной организации - без удовлетворения. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.11.2007 г. решение Арбитражного суда Псковской области от 08.06.2007 г. и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2007 г. (дело N А52-904/2007) оставлены без изменения, а кассационная жалоба Общественной организации - без удовлетворения.

На основании решения Арбитражного суда Псковской области от 22.11.2007 г. по делу N А52-602/2007, оставленного без изменения постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 г. и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2008 г., расторгнут договор о предоставлении территории, необходимой для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты от 27.06.2003 г. N Д 1-149.

ГАРАНТ:

См. также определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 октября 2008 г. N 13650/08

17.07.2008 г. Государственным комитетом Псковской области по лицензированию и природопользованию издан приказ N 652 об аннулировании долгосрочных лицензий на право пользования объектами животного мира, выданных Общественной организации 05.02.2003 г.

04.09.2008 г. приказом N 821 в указанный приказ внесены изменения, слово "аннулировать" заменено словами "считать прекратившими действие".

В обоснование заявленного требования о признании незаконным приказа Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию от 17.07.2008 г. N 652 в редакции приказа от 04.09.2008 г. N 821 о прекращении действия долгосрочных лицензий на право пользования объектами животного мира заявитель ссылается на следующие обстоятельства:

- перечень оснований для прекращения права пользования объектами животного мира, предусмотренный статьей 47 Федерального закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее Федеральный закон "О животном мире"), является исчерпывающим, поэтому прекращение права пользования по каким-либо иным основаниям, в том числе указанным в оспариваемом приказе, незаконно;

- не соблюден порядок уведомления лицензиата о выявленных нарушениях, установленный пунктом 21 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Минсельхоза от 26.06.2000 г. N 569, с приостановлением действия лицензии для устранения выявленных нарушений в определенный срок;

- в соответствии со статьей 36 Федерального закона "О животном мире" решение об аннулировании (прекращении действия) лицензии имеет право принять специально уполномоченный орган, ответчик полномочий, связанных с аннулированием (прекращением действия) лицензий, не имеет. С доводами заявителя ответчик не согласен, мотивируя тем, что

- перечисленные в статье 47 Федерального закона "О животном мире" основания прекращения права пользования объектами животного мира и порядок уведомления лицензиата о выявленных нарушениях, установленный пунктом 21 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, предусмотрены для случаев приобретения права в порядке, установленном законом, в случае предоставления спорных территорий имело место нарушение установленного порядка;

- поскольку в Псковской области не созданы специальные органы исполнительной власти в сфере природопользования, соответствующими полномочиями наделен Государственный комитет Псковской области по лицензированию и природопользованию на основании пунктов 1.1 и 3.7 Положения о Государственном комитете Псковской области по лицензированию и природопользованию, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 01.03.2005 г. N 79.

Суд находит доводы заявителя необоснованными, а его требование не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона "О животном мире" объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии.

Согласно статье 37 этого закона для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо подает заявку на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Этот орган на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории,# за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Этой же нормой установлено, что результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена запятая. Следует читать ", условия предоставления"

На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

Таким образом, пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, заключенным на основании решения данного органа о предоставлении в пользование заявленной территории.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О животном мире" долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования должна содержать помимо иных сведений, указанных в данной статье, - границы и площадь территории, необходимой для осуществления пользования животным миром.

Как было указано выше, распоряжение Администрации Псковской области от 30.01.2003 г. N 32-р о предоставлении Псковской областной общественной организации охотников и рыболовов территории для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты отменено, договор о предоставлении территории, необходимой для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты от 27.06.2003 г. N Д1-149, расторгнут. Следовательно, долгосрочные лицензии, выданные на основании указанного распоряжения Администрации Псковской области и разрешающие пользование животным миром именно в границах территории, определенной приложением к распоряжению и договором, в связи с отсутствием данной территории фактически прекратили действие.

Механизм прекращения действия лицензии нормативно не определен, поэтому суд считает, что издание приказа о прекращении действия лицензий фактически в силу вышеуказанных обстоятельств прекративших свое действие не противоречит действующему законодательству.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена запятая. Следует читать ", прекративших"

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена запятая. Следует читать ", не противоречит"

Поскольку в данном случае лицензии не аннулируются по указанным в Положении о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира основаниям, а фактически прекращают свое действие, суд не принимает довод заявителя о необходимости приостановления действия лицензии и предоставления возможности устранить выявленные нарушения.

Доводу заявителя об отсутствии оснований для прекращения права пользования животным миром, поскольку статья 47 Федерального закона "О животном мире" содержит исчерпывающий перечень таких оснований, дана оценка судом при рассмотрении дела N А52-904/2007 об оспаривании распоряжения Администрации Псковской области от 06.10.2006 г. N 214-р об отмене распоряжения от 30.01.2003 г. N 32-р. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций указали, что названной нормой предусмотрены основания прекращения права пользования объектами животного мира в случае приобретения права в порядке, установленном настоящим законом. В данном же случае имело место нарушение порядка выдачи лицензий в связи с отсутствием необходимых согласований условий предоставления лицензий с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда, находящимися на предоставляемой территории. Данное обстоятельство установлено вступившими в законную силу судебными актами.

Довод заявителя об отсутствии у ответчика полномочий, связанных с аннулированием (прекращением действия) лицензий, признан необоснованным при рассмотрении дела N А52-602/2007. Ему дана мотивированная оценка в судебных актах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Псковской области от 19.02.2002 N 174-ОЗ "О системе органов исполнительной власти Псковской области" в систему органов исполнительной власти области в соответствии с Уставом Псковской области входят высший исполнительный орган государственной власти - администрация# Псковской области и иные органы исполнительной власти области.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2 статьи 1 Закона Псковской области от 19 февраля 2002 г. N 174-ОЗ

На дату выдачи заявителю долгосрочных лицензий иные органы исполнительной власти области в сфере природопользования были не образованы, администрация# Псковской области непосредственно исполняла полномочия, отнесенные Федеральным законом "О животном мире" к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением администрации# Псковской области от 01.03.2005 N 79 утверждено Положение о Государственном комитете Псковской области по природопользованию, согласно которому данный комитет образован в качестве органа исполнительной власти, в том числе в сфере природопользования.

В соответствии с пунктом 1.1 данного Положения Государственный комитет Псковской области по лицензированию и природопользованию является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере лицензирования, государственного регулирования отношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в сфере розничных рынков, а также в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно пункту 3.7 Положения для реализации возложенных задач Государственный комитет наделен соответствующими полномочиями в сфере охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена запятая. Следует читать ", для реализации"

Кроме того, в силу положений пункта 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац первый статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ

В соответствии с частью первой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).

Как следует из части третьей статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Доводы заявителя о нарушении его прав оспариваемым приказом суд находит необоснованными.

Издание приказа о прекращении действия лицензий, фактически прекративших свое действие, не может, по мнению суда, рассматриваться как нарушающее права и законные интересы заявителя, поскольку отсутствие территории, предоставленной для пользования объектами животного мира, делает невозможным реализацию данного права пользования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по данному делу суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

В удовлетворении требования Псковской областной общественной организации охотников и рыболовов о признании незаконным приказа Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию от 17.07.2008 г. N 652 в редакции приказа от 04.09.2008 г. N 821 отказать.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Арбитражного суда Псковской области от 23 октября 2008 г. N А52-3058/2008 (извлечение)


Текст решения предоставлен Арбитражным судом Псковской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании