Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 мая 1996 г. N 179 "О Концепции развития бытового обслуживания населения Республики Башкортостан в переходный к рыночной экономике период" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 31 мая 1996 г. N 179
"О Концепции развития бытового обслуживания населения
Республики Башкортостан в переходный к рыночной экономике
период"

С изменениями и дополнениями от:

25 сентября 2001 г.

 

Во исполнение постановления Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан и Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25 января 1995 года N 27 "О дополнительных мерах по стабилизации и развитию бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан" Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:

 

1. Утвердить Концепцию развития бытового обслуживания населения Республики Башкортостан в переходный к рыночной экономике период (приложение N 1).

2. Для координации деятельности республиканских и местных органов по реализации основных положений Концепции утвердить республиканскую комиссию в составе согласно приложению N 2.

3. Министерствам и ведомствам Республики Башкортостан принять практические меры по реализации Концепции в части вопросов, относящихся к их компетенции, включая разработку нормативно-правовых документов.

4. Рекомендовать администрациям городов и районов, руководствуясь основными положениями Концепции, разработать и утвердить территориальные программы стабилизации и развития бытового обслуживания населения.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел легкой промышленности, платных услуг и предпринимательства Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан.

Премьер-министр

Республики Башкортостан

Р.С.Бакиев

 

Управляющий Делами

Кабинета Министров

Республики Башкортостан

Н.З.Гафаров

 

Информация об изменениях:

Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25 сентября 2001 г. N 245 в настоящее приложение внесены изменения

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение N 1

к постановлению Кабинета Министров

Республики Башкортостан

от 31 мая 1996 г.

N 179

 

Концепция
развития бытового обслуживания населения Республики
Башкортостан в переходный к рыночной экономике период

С изменениями и дополнениями от:

25 сентября 2001 г.

 

Содержание

 

Введение
1. Состояние  сферы  бытового   обслуживания
2. Цели, задачи и этапы реализации Концепции
3. Система государственного регулирования деятельности
   сферы бытовых услуг
   3.1. Организационно-структурные изменения
   3.2. Инвестиционная      политика
   3.3. Кредитно-финансовая политика
   3.4. Лицензирование деятельности и сертификация
4. Государственная   политика   по   развитию   малого
   предпринимательства в сфере бытовых услуг
5. Подготовка кадров для сферы бытовых услуг и научное
   обеспечение развития отрасли
6. Основные направления повышения эффективности работы
   предприятий службы быта
7. Разграничение  полномочий  при  реализации основных
   положений    Концепции    между    республиканскими
   и местными органами
8. Система  реализации  основных  положений  Концепции

 

Введение

 

Концепция развития бытового обслуживания населения Республики Башкортостан в переходный к рыночной экономике период (далее - Концепция) разработана во исполнение постановления Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан и Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25 января 1995 года N 27 "О дополнительных мерах по стабилизации и развитию бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан" и распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25 августа 1995 года N 960-р Уфимским технологическим институтом сервиса с участием госкомитетов, министерств и ведомств, администраций городов и районов, предприятий службы быта.

Данная Концепция является первым этаном разработки общей Концепции Концепции сферы платных услуг и посвящена проблемам стабилизации и развития бытового обслуживания населения.

Концепция определяет общую стратегию развития бытового обслуживания в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и основными направлениями социально-экономической политики.

При разработке Концепции учтены рекомендации центральных органов Российской Федерации, опыт отдельных территорий по стабилизации деятельности сферы бытовых услуг, координации работы ведомств по ее развитию и финансово-экономической поддержке.

В качестве источников информации в Концепции использованы данные Госкомитета Республики Башкортостан по статистике, администраций городов и районов, при разработке применялись методы экспертной оценки.

1. Состояние сферы бытового обслуживания

 

К моменту либерализации экономических отношений бытовое обслуживание населения представляло собой достаточно стройную, целостную и стабильную систему.

Смена ориентиров хозяйственного развития в стране вызвала серьезные изменения в сфере услуг.

Проходившая в течение 1992-1993 годов интенсивная структурная перестройка привела к ликвидации управления отраслью и ее инфраструктуры. Были упразднены отраслевые объединения, ответственные за выполнение заказов населения по территории республики. Специализированные предприятия, в обязанности которых входило и обслуживание сельского населения, переданы в собственность городов без учета того, что более половины заказов сельского населения выполнялось в этих городах по договорам внутрисистемной кооперации с районными производственными управлениями бытового обслуживания.

Разделение собственности лишило сельскую службу быта производственной базы. В результате сельское население потеряло возможность пользоваться бытовыми услугами по месту жительства.

Существующая финансово-кредитная, налоговая политика не стимулирует развитие бытовых услуг.

Недостаточная поддержка местных органов власти, низкая рентабельность и убыточность большинства видов услуг приводят к изменению профиля работы предприятий бытового обслуживания и росту коммерческо-посреднической и торговой деятельности.

На состояние сферы услуг оказали влияние и такие факторы, как снижение платежеспособного спроса населения, резкое повышение цен на сырье, рост стоимости энергетических ресурсов, коммунальных услуг, слабое стимулирование развития предпринимательской деятельности, а также то, что практически обесценились собственные средства предприятий.

Одной из причин является и медленная адаптация многих предприятий к рыночным условиям хозяйствования. Некоторые руководители все еще продолжают мыслить старыми мерками, слабо проявляют инициативу, ждут помощи. Приспосабливаемость предприятий к требованиям рынка идет не за счет модернизации производства, улучшения качества услуг и снижения издержек, а по пути повышения цен.

Не повлияло должным образом на улучшение бытового обслуживания населения, а также на финансово-экономические показатели предприятий, и изменение форм собственности. В ряде мест при проведении приватизации допущены просчеты и нарушения законодательства. К началу 1996 года приватизирована треть предприятий, из них 95 процентов расположены в городах, 5 процентов - в сельской местности.

В результате за последние 5 лет объем реализации бытовых услуг сократился по республике в 7 раз и составляет 16,1 процента минимального потребительского набора услуг, включающего в себя услуги по ремонту обуви, одежды, трикотажных изделий, бытовой техники, мебели, жилищ, услуги химчистки, фотографий, бань, парикмахерских, пунктов проката, стирки белья. Подобного снижения не наблюдалось ни в одной отрасли экономики.

В настоящее время в бытовом обслуживании сложилась самая высокая доля убыточных предприятий.

Не оправдался прогноз и в отношении того, что данная сфера будет поглощать численность работников, высвобождающихся из других отраслей. Здесь тоже произошло сокращение рабочих мест. Цифра эта составила 40 процентов.

Тем не менее меры, принимаемые в последнее время правительством республики, администрациями городов и районов по поддержке службы быта, хотя и не носили комплексный, системный характер, но все же позволили приостановить отдельные негативные тенденции. Наметились признаки стабилизации объемов бытовых услуг, восстановления сети предприятий, системы подготовки кадров.

Через лицензирование деятельности, сертификацию отдельных услуг, заключение контрактов с руководителями государственных предприятий, создание отраслевых и территориальных ассоциаций, концернов ("Баштелерадиобытсервис", АО "Урал", АО "Уфахимчистка" и др.), советов директоров начала восстанавливаться система управляемости в отрасли.

Однако в целях коренного улучшения положения дел в сфере бытового обслуживания необходимо проведение такой государственной политики, которая наилучшим образом отвечала бы задачам отрасли в сложившейся ситуации. Как минимум необходимо реализовать комплекс мер, предложенных в данном документе.

В ходе проведенного Уфимским технологическим институтом сервиса социологического исследования среди населения, специалистов и руководителей администраций городов и районов, предприятий службы быта установлено, что существенного изменения в состоянии бытового обслуживания можно достигнуть в случае восстановления управляемости в отрасли, функций головных и зональных специализированных предприятий, принятия Закона о бытовом обслуживании населения Республики Башкортостан.

Кроме того при обследовании выявлено, что большинство сельских жителей республики лишены возможности пользоваться социально приоритетными услугами (набор этих услуг утвержден Госстандартом Российской Федерации 26 марта 1993 года и включает в себя следующие виды: ремонт обуви, швейных и трикотажных изделий, головных уборов, текстильной галантереи, радиотелевизионной аппаратуры, мебели, квартир, химическую чистку, услуги прачечных, бань, парикмахерских, прокат предметов домашнего обихода, ритуальные услуги, пошив детской одежды).

 

2. Цели, задачи и этапы реализации Концепции

 

Главной целью Концепции является достижение уровня минимального объема бытового обслуживания населения, соответствующего Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей", насыщение рынка разнообразными видами бытовых услуг и, в первую очередь, социально приоритетными, повышение их качества на основе создания правовых, организационных и экономических условий.

Достижение указанной цели требует решения следующих задач:

- формирование эффективной системы государственного регулирования деятельности предприятий бытового обслуживания населения по предоставлению гарантированного минимума бытовых услуг населению через инвестиционную, финансово-кредитную политику, управление государственной долей собственности;

- формирование нормативно-правовой базы развития сферы бытовых услуг;

- развитие конкуренции;

- создание инфраструктуры;

- совершенствование организационно-правовых форм предприятий;

- поддержка малого предпринимательства;

- осуществление мер по повышению уровня специализации, кооперации, концентрации;

- повышение эффективности деятельности предприятий;

- расширение ассортимента, повышение качества и доступности бытовых услуг;

- совершенствование системы подготовки кадров;

- создание нормативно-информационной системы бытового обслуживания.

В соответствии с поставленными задачами предполагается выделить следующие этапы развития сферы услуг:

I этап - выход из кризиса (1996-1998 годы).

Цель этапа - преодоление спада объемов реализации бытовых услуг и создание условий для развития отрасли.

Ориентиры - увеличение социально приоритетных услуг в 1,2 раза по отношению к 1995 году.

II этап - стабилизация развития сферы бытовых услуг (1999-2005 годы).

Цель этапа - устойчивый рост сферы бытовых услуг.

Ориентиры - доведение объема реализации бытовых услуг до минимума, гарантированного Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

3. Система государственного регулирования деятельности
сферы бытовых услуг

 

В настоящее время бытовое обслуживание остается одним из секторов экономики, государственное регулирование которого требует дальнейшего совершенствования.

Имеющиеся законодательные акты и постановления в области бытовых услуг не образуют целостной системы, что существенно снижает эффективность деятельности предприятий и развитие их предпринимательской активности.

Предлагаемая система государственного регулирования распространяется на все предприятия бытового обслуживания населения независимо от форм собственности и предусматривает условия, при которых они могут пользоваться льготами.

Данная система основывается на взаимодействии трех блоков правового, экономического и организационного, включающих прямые и косвенные регуляторы.

Ведущая роль в правовом блоке должна быть отведена разработке и принятию Закона Республики Башкортостан о бытовом обслуживании населения, в котором необходимо зафиксировать правовые основы, определяющие развитие бытовых услуг, вопросы регулирования и поддержки хозяйствующих субъектов.

Экономический блок предполагает разработку механизмов инвестиционного, финансово-кредитного и налогового регулирования, обеспечивающего доступность социально приоритетных видов бытовых услуг населению и финансовое оздоровление предприятий отрасли.

Организационный блок регуляторов призван обеспечить:

- выравнивание уровней бытового обслуживания населения городов и районов республики;

- проведение единой научно-технической политики;

- управление государственной долей собственности;

- координацию деятельности предприятий на республиканском и муниципальном уровнях;

- лицензирование и сертификацию бытовых услуг;

- совершенствование работы методического центра при Госкомитете Республики Башкортостан по платным услугам по подготовке и переподготовке кадров для отрасли.

Для государственного управления сферой бытового обслуживания населения необходимо осуществить мероприятия по совершенствованию статистической отчетности.

 

3.1. Организационно-структурные изменения

 

Основными направлениями совершенствования организационной структуры бытового обслуживания должны стать мероприятия по восстановлению управляемости в отрасли. В этих целях предусматривается:

- разработка предложений по восстановлению управления отраслью на основе закрепления в республиканской собственности пакетов акций бывших головных и зональных специализированных предприятий, а также предприятий инфраструктуры бывшего Министерства бытового обслуживания населения Республики Башкортостан;

- разработка администрациями городов и районов программ стабилизации и развития сферы бытовых услуг;

- развитие предприятий и приемной сети (комплексные приемные пункты) службы быта в сельской местности в виде единого комплекса;

- согласование с Госкомитетом Республики Башкортостан по платным услугам срока сохранения профиля предприятий, а также вопросов акционирования и продажи;

- исключение аукционной продажи предприятий службы быта;

- назначение в администрациях городов и районов ответственных лиц за состояние и развитие бытового обслуживания населения.

3.2. Инвестиционная политика

 

Главной задачей государственной инвестиционной политики в сфере бытовых услуг является формирование благоприятных условий для роста инвестиционной активности.

Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет собственных финансовых ресурсов предприятий, заемных и привлеченных средств, бюджетных ассигнований и средств внебюджетных фондов, иностранных инвестиций.

В целях поддержки районов со слаборазвитой материально-технической базой службы быта требуется предусмотреть отчисления от суммы реализации услуг и продукции в фонд развития бытового обслуживания населения республики.

В целях создания благоприятного инвестиционного климата необходимо снижать предприятиям бытового обслуживания населения размер отчислений в Республиканский фонд амортизации в зависимости от удельного веса социально приоритетных видов услуг в общем объеме производства.

3.3. Кредитно-финансовая политика

 

В современных условиях, когда недостатки в работе предприятий бытового обслуживания в основном связаны с объективными факторами, возможна государственная поддержка по укреплению материально-технической базы, дотированию социально приоритетных видов услуг, дифференцированию ставок налога и платежей в бюджет, установлению приемлемых тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги и размеров других платежей в целях обеспечения доступных цен на оказываемые населению услуги.

Средства, выделяемые предприятиям из республиканского бюджета, должны предоставляться на условиях увеличения или образования государственной доли в уставных капиталах финансируемых предприятий.

В целях народного кредитования данной отрасли предусматривается создание механизма привлечения денежных сбережений населения и средств предпринимателей.

На переходный период намечается использование фиксированных цен, предельных коэффициентов и нормативного уровня рентабельности по отдельным социально приоритетным видам услуг.

3.4. Лицензирование деятельности и сертификация

 

Регулирование деятельности предприятий сферы обслуживания населения осуществляется взаимосвязанными механизмами: лицензированием и сертификацией.

Механизм лицензирования представляет собой совокупность правил организации оказания соответствующих видов услуг с учетом местных условий и особенностей, требований к организации технологического процесса, требований Гостехнадзора, Госпожнадзора, по защите окружающей среды, соответствующей профессиональной подготовки кадров предприятия.

Механизм сертификации призван обеспечить в соответствии с Законом о сертификации подтверждение соответствия услуг требованиям, установленным в соответствующих нормативных документах (ГОСТах, правилах, нормативах и т.п.), и направлен на обеспечение безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителей.

Лицензирование деятельности по оказанию бытовых услуг осуществляется на территории Республики Башкортостан в соответствии с Положением по лицензированию в целях обеспечения защиты прав потребителей, соблюдения лицензиатами требований действующего законодательства, технических норм, а также сохранения социально приоритетных видов бытовых услуг в переходный к рыночной экономике период до введения сертификации в полном объеме.

Координация работ по лицензированию деятельности предприятий службы быта возложена на Государственный комитет Республики Башкортостан по платным услугам, по сертификации - на Башкирский центр стандартизации, метрологии и сертификации с участием Госкомитета Республики Башкортостан по платным услугам. В целях дальнейшего улучшения организации и качества лицензирования и сертификации необходимо:

- обновление действующих стандартов и технических условий на бытовые услуги;

- создание сертификационных центров по видам бытовых услуг;

- внесение изменений в перечень социально приоритетных видов бытовых услуг, подлежащих лицензированию и сертификации.

4. Государственная политика по развитию малого
предпринимательства в сфере бытовых услуг

 

Государственная политика малого предпринимательства в сфере бытовых услуг предполагает:

- создание инфраструктуры;

- организацию подготовки кадров и повышение их квалификации;

- совершенствование и развитие законодательной базы;

- направление в приоритетном порядке средств, выделяемых из республиканского бюджета, на поддержку малого предпринимательства, для финансирования нужд малых предприятий в сфере бытовых услуг.

5. Подготовка кадров для сферы бытовых услуг и научное
обеспечение развития отрасли

 

Уровень развития бытового обслуживания во многом определяется обеспеченностью подготовленными кадрами.

В республике подготовка кадров осуществляется по рабочим профессиям в профессиональных училищах, специалистов среднего звена - в Стерлитамакском технологическом колледже, высшей квалификации - в Уфимском технологическом институте сервиса.

С учетом необходимости интенсивного развития службы быта целесообразно:

1. Определить базовые предприятия и их статус для подготовки и переподготовки рабочих кадров, повышения их квалификации.

2. Сохранить существующую систему подготовки рабочих кадров высшего и среднеспециального звена за счет государственных источников финансирования.

3. Предусмотреть в фонде развития бытового обслуживания населения статью расходов на подготовку и повышение квалификации кадров.

На базе Уфимского технологического института сервиса:

- расширить номенклатуру специальностей, необходимых для сферы платных услуг;

- совершенствовать систему повышения квалификации и подготовки специалистов с высшим образованием по ускоренной программе для работы на предприятиях сферы платных услуг;

- создать отраслевую проблемную лабораторию "Наука-сервис" для научного обеспечения развития отрасли в пределах установленного фонда оплаты труда института.

6. Основные направления повышения эффективности работы
предприятий службы быта

 

В качестве главных направлений повышения эффективности работы предприятий службы быта, уровня хозяйствования, организаторской работы предлагается:

- совершенствование организационной структуры (объединение по отраслевому признаку и делегирование полномочий по проведению научно-технической политики, инженерному обеспечению, материально-техническому снабжению, укреплению мелких предприятий и т.д.);

- внедрение новых видов и форм бытового обслуживания;

- улучшение качества бытовых услуг и повышение культуры обслуживания;

- сокращение сроков исполнения заказов, совершенствование режима работы, изучение спроса населения, организация рекламы услуг;

- техническое перевооружение, внедрение передовой техники и прогрессивной технологии;

- расширение сети предприятий;

- совершенствование организации деятельности предприятий и управления ими, организация выездных бригад, разделение и кооперирование труда, внедрение передовых методов труда, совершенствование нормирования форм оплаты труда;

- развитие внутрисистемной кооперации, улучшение использования мощностей, повышение сменности работы предприятий, сокращение расходов на содержание административно-управленческого персонала, экономия материалов, топлива, энергии, ликвидация непроизводительных расходов.

7. Разграничение полномочий при реализации основных
положений Концепции между республиканскими и местными
органами

 

Осуществление эффективной политики в сфере бытовых услуг требует единства действий всех государственных структур.

В сложившейся ситуации необходимо четкое взаимодействие республиканских и местных органов и разграничение полномочий между ними.

Республиканские органы:

- разрабатывают и принимают нормативные и правовые акты;

- создают благоприятные правовые, экономические и финансовые условия хозяйствующим субъектам;

- оказывают содействие в финансировании и кредитовании строительства объектов службы быта;

- координируют работу по формированию внебюджетного фонда развития бытового обслуживания населения и его использованию;

- разрабатывают механизмы финансового и кредитного регулирования;

- совершенствуют систему управления государственной долей собственности;

- координируют работу специализированных предприятий, имеющих региональное значение;

- содействуют созданию инфраструктуры в службе быта и формированию новых организационно-хозяйственных структур;

- оказывают методическую и организационную помощь местным органам власти по вопросам развития бытовых услуг.

Ведущая роль в разработке законов, нормативных актов и выработке механизма их реализации отводится Государственному комитету Республики Башкортостан по платным услугам.

Местные органы власти:

- с учетом местных условий разрабатывают комплексные программы стабилизации и развития бытового обслуживания, принимают меры по их реализации;

- способствуют развитию конкуренции;

- устанавливают муниципальный заказ на оказание бытовых услуг;

- создают благоприятные экономические и финансовые условия для развития социально приоритетных видов услуг за счет средств местного бюджета;

- оказывают содействие в финансировании и кредитовании строительства объектов службы быта;

- привлекают средства сторонних организаций на развитие и содержание сельской службы быта;

- обеспечивают координацию деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на подведомственной территории;

- способствуют восстановлению ранее сложившихся связей между специализированными зональными предприятиями и районными управлениями бытового обслуживания населения;

- разрабатывают схемы рационального размещения сети предприятий бытового обслуживания;

- оказывают иные меры поддержки сферы бытовых услуг в пределах своей компетенции;

- осуществляют подбор и расстановку кадров, заключают по согласованию с Государственным комитетом Республики Башкортостан по платным услугам контракты с руководителями муниципальных предприятий службы быта;

- работают в тесном взаимодействии с Государственным комитетом Республики Башкортостан по платным услугам.

8. Система реализации основных положений Концепции

 

Координация деятельности республиканских и местных органов по реализации основных положений Концепции, разработке нормативных актов возлагается на республиканскую комиссию, утверждаемую Кабинетом Министров Республики Башкортостан, в состав которой включаются представители госкомитетов, министерств, ведомств и научных учреждений Республики Башкортостан.

Комиссия осуществляет контроль за ходом реализации Концепции и в необходимых случаях вносит на рассмотрение Кабинета Министров Республики Башкортостан соответствующие предложения, проекты постановлений, распоряжений Правительства Республики Башкортостан.

Реализация основных положений Концепции должна стабилизировать ситуацию в сфере бытовых услуг и создать условия для ее развития, укрепить материально-техническую базу службы быта, положительно сказаться на проблемах занятости населения.

 

Приложение N 2

к постановлению Кабинета Министров

Республики Башкортостан

от 31 мая 1996 г.

N 179

 

Состав
комиссии по координации деятельности республиканских
и местных органов по реализации основных положений
Концепции развития бытового обслуживания населения
Республики Башкортостан в переходный к рыночной
экономике период

 

Галиев
Асгат Талгатович
- председатель Государственного комитета Республи-
ки Башкортостан по платным услугам, председатель
комиссии
Члены комиссии:
Андреев
Юрий Борисович
- зам. председателя Госкомитета Республики Башкор-
тостан по управлению госсобственностью
Ахметов
Спартак Галеевич
- глава администрации города Стерлитамака
Бадыкшанов
Тагир Ибрагимович
- глава администрации города Благовещенска и Бла-
говещенского района
Казакбаев
Фатих Мухаметьянович
- глава администрации Хайбуллинского района
Лукманова
Галия Масгутовна
- зам. начальника Государственной налоговой инс-
пекции по Республике Башкортостан
Максимов
Валерий Павлович
- зам. министра экономики Республики Башкортостан
Селиванец
Василий Петрович
- зам. министра социальной защиты населения Рес-
публики Башкортостан
Тихонова
Мария Алексеевна
- зам. главы администрации города Уфы
Фазлыев
Мадарис Ясавиевич
- зам. председателя Госкомитета Республики Башкор-
тостан по антимонопольной политике и поддержке
новых экономических структур
Фаттахов
Рафаэль Салихович
- глава администрации Кушнаренковского района
Хисматуллина
Рузалия Сафиулловна
- зам. министра финансов Республики Башкортостан

Управляющий Делами

Кабинета Министров

Республики Башкортостан

Н.З.Гафаров

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 мая 1996 г. N 179 "О Концепции развития бытового обслуживания населения Республики Башкортостан в переходный к рыночной экономике период"


Текст постановления официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25 сентября 2001 г. N 245