Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 января 2003 г. N 56-Г03-1 Текст оспариваемого нормативного акта не содержит нового основания рубки пород ценных деревьев, в связи с чем заявление о признании его недействительным оставлено судом без удовлетворения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 28 января 2003 г. N 56-Г03-1


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

     председательствующего                                 Кнышева В. П.,
     судей                                                 Горохова Б.А.,
                                                                Кебы Ю.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 января 2003 г. по кассационной жалобе на решение Приморского краевого суда от 22 ноября 2002 г. дело по заявлению Общественного экологического фонда по охране окружающей среды "Жемчужина" о признании недействительным постановления Думы Приморского края от 1 марта 2001 г. N 918 "О толковании статьи 2 закона Приморского края "О ценных и редких видах деревьев, кустарников и лиан, не подлежащих рубке на территории Приморского края".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Общественный экологический фонд по охране окружающей среды "Жемчужина" обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействительным и не порождающих правовых последствий со дня его издания постановления Думы Приморского края от 1 марта 2001 г. N 918 "О толковании статьи 2 закона Приморского края "О ценных и редких видах деревьев, кустарников и лиан, не подлежащих рубке на территории Приморского края" и не порождающих правовых последствий со дня его издания, ссылаясь на то, что этим постановлением дано толкование нормы о соблюдении запрета рубки перечисленных законом края деревьев, кустарников и лиан при технологической подготовке лесосек к рубке.

Краевая Дума истолковала норму краевого закона так, что при подготовительных работах соблюдаются утвержденные Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, которые предусматривают уборку всех деревьев вблизи лесопогрузочных пунктов и при подготовке волоков. Это повлекло за собой массовую вырубку ценных и редких видов деревьев, кустарников и лиан на протяжении длительного периода времени, в результате чего нанесен невосполнимый ущерб окружающей природной среде и нарушены конституционные права граждан, проживающих на территории Приморского края, на благоприятную природную среду.

Заявитель ссылается на то, что постановление Думы Приморского края от 1 марта 2001 г. N 918 принято с нарушением требованием Конституции Российской Федерации, Лесного кодекса РФ, Федерального закона "Об экологической экспертизе", Постановления Правительства РФ от 01.06.1998 г. N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации", а также Устава Приморского края и закона Приморского края от 13.03.1995 г. N 1-КЗ "О порядке опубликования и вступления в силу законов Приморского края и актов, принятых Законодательным Собранием Приморского края".

Решением Приморского краевого суда от 22 ноября 2002 г. заявление было оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Общественного экологического фонда по охране окружающей среды "Жемчужина" поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Статья 2 закона Приморского края от 29 октября 1999 г. "О ценных и редких видах деревьев, кустарников и лиан, не подлежащих рубке на территории Приморского края" предусматривает, что при проведении рубок леса, в том числе рубок главного пользования, лесосечные работы должны проводиться способами, обеспечивающими максимальное сохранение лесной среды. Деревья, кустарники и лианы, не подлежащие рубке, должны оставляться на лесосеках вместе с небольшими куртинами сопутствующих пород.

Рубка деревьев, кустарников и лиан, указанных в ст. 1 настоящего закона, допускается только по их санитарному состоянию и, в виде исключения, при работах, связанных с переводом в установленном порядке лесных земель в нелесные, в том числе: при добыче полезных ископаемых, расчистке лесных земель под строительство зданий и сооружений, прокладку линейных сооружений, а также в иных случаях на основании решений исполнительных органов государственной власти края, согласованных с краевыми органами лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.

Рубка деревьев кедра корейского допускается только в порядке рубок ухода за лесом, в том числе за плодоношением на селекционной основе.

В соответствии со ст. 2 постановления Думы Приморского края от 1 марта 2001 г. N 918 "О толковании статьи 2 закона Приморского края "О ценных и редких видах деревьев, кустарников и лиан, не подлежащих рубке на территории Приморского края" при проведении рубок леса, в том числе рубок главного пользования, лесосечные работы должны проводится способами, обеспечивающими максимальное сохранение лесной среды. Деревья, кустарники и лианы, не подлежащие рубке, должны оставляться на лесосеках вместе с небольшими куртинами сопутствующих пород.

Рубка деревьев, кустарников и лиан, указанных в ст. 1 настоящего закона, допускается только по их санитарному состоянию и, в виде исключения, при работах, связанных с переводом в установленном порядке лесных земель в нелесные, в том числе: при добыче полезных ископаемых, расчистке лесных земель под строительство зданий и сооружений, прокладку линейных сооружений, а также в иных случаях на основании решений исполнительных органов государственной власти края, согласованных с краевыми органами лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.

Рубка деревьев кедра корейского допускается только в порядке рубок ухода за лесом, в том числе за плодоношением на селекционной основе.

Толкованию подлежит обнаружившаяся неопределенность в понимании соблюдения запрета рубки указанных в законе деревьев, кустарников и лиан при технологической подготовке лесосек к рубке.

Подразумевается, что при подготовительных работах соблюдаются утвержденные Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, предусматривающих уборку всех деревьев вблизи лесопогрузочных пунктов и при подготовке волоков.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в ред. Федерального закона от 15.04.98 N 65-ФЗ) обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, и иную деятельность.

Из оспариваемого заявителем постановления Думы Приморского края следует, что этот правовой акт не дополняет нормы закона Приморского края "О ценных и редких видах деревьев, кустарников и лиан, не подлежащих рубке на территории Приморского края", новыми нормами, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду.

Данное постановление Думы Приморского края воспроизводит текст ст. 2 закона Приморского края "О ценных и редких видах деревьев, кустарников и лиан, не подлежащих рубке на территории Приморского края". В оспариваемом постановлении кроме того содержится указание на то, что при проведении подготовительных работ соблюдаются Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ.

При таких обстоятельствах выводы суда о том, что в проведении государственной экологической экспертизы уровня субъекта Российской Федерации в данном случае не было необходимости, а также о том, что данное положение оспариваемого акта не противоречит ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе", являются правильными.

Довод заявителя о том, что оспариваемое постановление не опубликовано, поэтому не может применяться, был предметом судебного исследования и судом оценен правильно.

Порядок опубликования законов и иных актов, принятых Законодательным Собранием Приморского края, определен законом Приморского края от 9 августа 1995 г. "О порядке опубликования и вступления в силу законов Приморского края и актов, принятых Законодательным Собранием Приморского края", согласно ст. 4 которого официальным опубликованием краевого закона, акта Законодательного Собрания Приморского края считается первая публикация его полного текста в сборнике "Ведомости Законодательного собрания Приморского края". Особо социально значимые законы, по решению Законодательного Собрания Приморского края подлежат официальному опубликованию губернатором края в средствах массового информации. В отношении остальных краевых законов в печати публикуется короткое информационное сообщение с указанием номера "Ведомостей Законодательного Собрания Приморского края", в которых они опубликованы.

В силу ст. 7 этого же краевого закона "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края" являются официальным периодическим изданием, в котором публикуются краевые законы и иные акты Законодательного Собрания.

Обжалуемое постановление Думы Приморского края опубликовано в сборнике "Ведомости Думы Приморского края" N 79 от 12 марта 2001 г.

Правильным является и довод суда о том, что "Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ", которые упомянуты в обжалуемом постановлении, являются единственными существующими в Российской Федерации для лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий. Они введены в действие и применяются с 1 июля 1997 г. Утверждены Правила постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21 марта 1997 г. N 15. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 8 сентября 1997 г. N 110 предписано распространить с 1 января 1998 г. на всех предприятиях, в учреждениях и организациях лесного хозяйства Российской Федерации действие межотраслевых "Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ", утвержденных постановлением Минтруда от 21 марта 1997 г. N 15.

Пунктами 1.1.2 и 1.1.5 указанных Правил определено, что все работы, проводимые по выпуску лесопромышленной продукции и в лесном хозяйстве, должны выполнять в соответствии с требованиями настоящих Правил. Действующие и вновь разрабатываемые нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящих Правил.

Пункты 8.1.12 и 8.1.38 предусматривают уборку всех деревьев вблизи лесопогрузочных пунктов и при подготовке волоков.

Текст оспариваемого заявителем постановления не содержит нового основания рубки пород ценных деревьев, в связи с чем заявление Общественного экологического фонда по охране окружающей среды "Жемчужина" правильно оставлено судом без удовлетворения.

Ссылка заявителя в кассационной жалобе на то, что судом не дана оценка, с точки зрения соответствия закону "Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ", не относится в предмету судебного исследования в рамках настоящего дела, поскольку нормы данного нормативного правового акта в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке недействительными не признаны.

При рассмотрении настоящего дела заявителем не были представлены данные о том, что оспариваемым постановлением нарушены права фонда, закрепленные в его уставе, а также того, что фонд в установленном законом порядке уполномочен представлять в суде граждан, интересы которых могут быть затронуты при рассмотрении дела. Это обстоятельство также подтверждает правильность выводов суда о необоснованности заявленных по данному делу требований.

На основании п. 1 ст. 305, ст. 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Приморского краевого суда от 22 ноября 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Общественного экологического фонда по охране окружающей среды "Жемчужина" - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 января 2003 г. N 56-Г03-1


Текст определения размещен на сервере Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение