Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2003 г. N 58-Г03-23 О признании противоречащими федеральному законодательству некоторых норм Положения о подрядных торгах в строительстве на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора края от 13. 05.2002 г. N 263 "О подрядных торгах в строительстве на территории Хабаровского края по объектам, строящимся для государственных нужд"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 15 августа 2003 г. N 58-Г03-23


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Горохова Б.А., Потапенко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 августа 2003 г. по кассационной жалобе представителя Губернатора Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 23 мая 2003 г. дело по заявлению Прокурора Хабаровского края о признании п.п.1.5., 1.7., 1.8., 4.1. - 4.3., 5.1. - 5.62., 7.1. - 7.4., 8.1. - 8.8., 9.1. - 9.3., 10.1. - 10.5. "Положения о подрядных торгах в строительстве на территории Хабаровского края", утвержденного постановлением Губернатора края от 13.05.2002 г. N 263 "О подрядных торгах в строительстве на территории Хабаровского края по объектам, строящимся для государственных нужд" противоречащими федеральному закону.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуру# РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

13 мая 2002 года Губернатором Хабаровского края было издано постановление N 263 "О подрядных торгах в строительстве на территории Хабаровского края по объектам, строящимся для государственных нужд" которым было утверждено "Положение о подрядных торгах в строительстве на территории Хабаровского края".

Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 1.5., 1.7., 1.8., 4.1. - 4.3., 5.1. - 5.62., 7.1. - 7.4., 8.1. - 8.8., 9.1. - 9.3., 10.1. - 10.5. данного Положения. В обоснование заявленных требований прокурор Хабаровского края указал на то, что Положением в противоречии с нормами федерального законодательства и с превышением полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены термины и определения (п.1.5.); порядок и условия организации и проведения конкурса на размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве независимо от отраслевой или ведомственной принадлежности и назначения объектов (п.п.1.7., 1.8., п.п.4.1. - 4.3.); порядок проведения открытого конкурса (п.п.5.1. - 5.62.); порядок проведения закрытого конкурса (п.п.7.1. - 7.4.); порядок проведения двухэтапного конкурса (п.п.8.1. - 8.8.); внеконкурсные способы размещения заказов (п.п.9.1. - 9.3.); порядок разрешение# разногласий (п.п.10.1. - 10.5.).

Решением Хабаровского краевого суда от 23 мая 2003 г. заявление прокурора было удовлетворено частично. Суд признал недействующими со дня принятия абзацы 1, 2, 3, 4, 5, 8 пункта 1.5., пункты 1.7., 1.8., 4.1. - 4.3., 5.1., 5.2., 5.4., 5.6. - 5.16., 5.31. - 5.39., 7.1. - 7.4., 8.1. - 8.8., 9.1. - 9.3., 10.1., 10.2., 10.5. оспариваемого Положения.

В кассационной жалобе представителя Губернатора Хабаровского края поставлен вопрос об отмене определения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не усматривает.

Согласно п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Согласно п."е" ч.1 ст.1, п.3 ст.22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.3 ГК РФ отношения, регулируемые гражданским законодательством (п.п.1 и 2 ст.2 ГК РФ) могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

Федеральный закон об организации торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд отсутствует.

Впредь до принятия федерального закона об организации торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд Президент Российской Федерации Указом от 08.04.1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" утвердил Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, предписав органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты о поставках продукции для региональных нужд в соответствие с этим Указом.

Пунктом 3 данного Указа Президента Российской Федерации установлено, что отношения, возникающие, в связи с конкурсным размещением заказов на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации, не урегулированные гражданским кодексом Российской Федерации, а также другими федеральными законами о поставке продукции для государственных нужд, определяются настоящим Указом.

В п.1.5. оспариваемого прокурором Положения дано толкование терминам и определениям, применяемым в настоящем Положении: в абзацах 1, 2, 3, 4, 5, 8 содержатся определения государственных и муниципальных нужд, контракта, конкурса, организатора конкурса, участника конкурса.

Суд в решении пришел к правильному выводу о том, что указанные понятия и определения относятся к предмету регулирования гражданским законодательством и определены в п.1 ст.525 ГК РФ и в ст.2 Федерального закона от 06.05.1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Согласно п.1 ст.2 ГК РФ основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав определяются гражданским законодательством.

Пунктом 1.7. Положения установлены способы размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве: открытый (в том числе двухэтапный), закрытый (в том числе двухэтапный) конкурс и внеконкурсные способы размещения заказов, то есть основания и порядок осуществления права собственности (поскольку казна является собственностью субъекта Российской Федерации).

Пунктами 7.1. - 7.4. Положения предусмотрено право организатора конкурса на проведение закрытого конкурса, определены условия его проведения, форма извещения (объявления) о проведении закрытого конкурса.

Пунктами 8.1. - 8.8., 9.1. - 9.3. Положения определен порядок проведения двухэтапного конкурса и внеконкурсные способы размещения заказов.

Вывод суда о том, что, что в этих пунктах Положения содержатся нормы гражданского права, которые урегулированы ст.448 ГК РФ, ст.9, 22, 23 Федерального закона от 06.05.1999 г. N 97-ФЗ и п.п.27, 29, 30 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 г. N 305, также является правильным.

Пунктом 1.8 Положения установлены виды конкурсов в зависимости от круга его участников, условия участия иностранных лиц в конкурсе и условия сделки.

Данная норма регулирует гражданские правоотношения, поскольку конкурс является односторонней сделкой и согласно ст.156 ГК РФ к односторонним сделкам применяются общие положения об обязательствах и договорах, предусмотренные разделами III и VI ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.2 ГК РФ правовое положение участников гражданского оборота определяет гражданское законодательство.

Пунктами 4.1. - 4.3. Положения установлены требования, предъявляемые к участникам конкурса, их права и обязанности. В соответствии с п.5.1 Положения, организатору конкурса предоставлено право проводить предварительный отбор участников открытого конкурса. Пунктами 5.9. - 5.13. Положения регулируется правовое положение участников конкурса, условия отказа в участии в конкурсе.

Между тем, эти отношения, регламентированы в п.1 ст.448 ГК РФ, ст.ст.5, 11 и 12 Федерального закона от 6.05.1999 г. N 97-ФЗ. Таким образом, в п.п.4.1. - 4.3., 5.1., 5.9. - 5.13. Положения содержатся нормы гражданского права, которыми незаконно определено правовое положение участников гражданского оборота.

Пунктами 5.2. - 5.4. Положения предусмотрен порядок проведения предварительного отбора, которым организатор конкурса ограничивает свои обязательства в односторонней сделке в отношении третьих лиц; содержание извещения о проведении предварительного отбора; содержание документации о предварительном отборе. Эти отношения урегулированы ст.ст.11 - 14 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", а также п.п.32 - 37 "Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 г. N 305.

Согласно п.1 ст.2 ГК РФ основания возникновения вещных прав, договорные и иные обязательства, а также иные имущественные отношения определяются гражданским законодательством.

В нарушение этой нормы пункт 5.6. оспариваемого Положения устанавливает обязательства в сделке участников конкурса по внесению платы за документацию. Пунктами 5.7., 5.8., 5.31 - 5.34., 5.36. - 5.39. предусмотрены обязательства сторон в сделке, права организатора на изменение условий или отмену конкурса, а пунктом 5.16 установлены основания возникновения обязательств.

Суд правильно указал в решении на то, что указанные правоотношения урегулированы ст.ст.437, 438, п.3 ст.448 ГК РФ, п.п.4, 5, 6 ст.11, ст.13 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и п.8 "Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 г. N 305.

П.п.5.14., 5.15., 5.35. оспариваемого Положения предусмотрена обязательная письменная форма сделки, имеющая юридическое значение для ее действительности. Данные нормы также урегулированы гражданским законодательством в ст.448 ГК РФ и ст.ст.11, 12 Федерального закона от 06.05.1999 г. N 97-ФЗ.

Пункты 10.1. и 10.2 Положения устанавливают право участника конкурса на обжалование действий и решений организатора конкурса, предметы обжалования, содержание принятого по жалобе решения, основания и порядок признания конкурса недействительным.

Данные правоотношения в силу п.1 ст.2 ГК РФ являются гражданско-правовыми и урегулированы ст.449 ГК РФ, п.п.59, 60, 63 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 г. N 305.

Доводы кассационной жалобы представителя Губернатора Хабаровского края о том, что оспоренные прокурором пункты Положения аналогичны нормам Федерального закона от 06.05.1999 г. N 97-ФЗ, Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 305 и ст.449 ГК РФ, были предметом судебного разбирательства. В решении суда этим доводам дана правильная оценка.

Ссылки представителя Губернатора Хабаровского края на нормы Бюджетного кодекса РФ также являются несостоятельными, поскольку правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом РФ определены в ст.1 этого Кодекса; а отношения, возникающие, в связи с конкурсным размещением заказов на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации регулируются гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами о поставке продукции для государственных нужд и Указом Президента Российской Федерации N 305 от 08.04.1997 г.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании ст.ст.360, 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Хабаровского краевого суда от 23 мая 2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Губернатора Хабаровского края - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2003 г. N 58-Г03-23


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение