Решение Верховного Суда РФ от 30 мая 2006 г. N ГКПИ06-520 Суд отказал в иске о признании недействующим отдельного положения постановления Министерства труда и социального развития РФ, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права граждан на получение трудовой пенсии

Решение Верховного Суда РФ от 30 мая 2006 г. N ГКПИ06-520


Именем Российской Федерации


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 разъяснения N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22, установил:

гражданка Д. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 разъяснения N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22.

Как указывает заявительница, оспариваемые положения нормативного правового акта в части слов: "по состоянию на 1 января 2002 года" противоречат статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и нарушают предоставленные законом гарантии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Они исключают из круга лиц, которым предоставляются гарантии в виде повышенного размера пенсии тех граждан, которые проживали в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на дату назначения пенсии, но не проживали на указанных территориях на 1 января 2002 года.

Заявительница Д. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители заинтересованных лиц: Минздравсоцразвития России В.Т.Ф., В.Т.Ю., Пенсионного фонда РФ К., Е., Минюста России Ч. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают пенсионные права граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц: Минздравсоцразвития России В.Т.Ф., В.Т.Ю., Пенсионного фонда РФ К., Е., Минюста России Ч., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей".

Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации регистрационный номер 4801 и опубликован в "Российской газете" N 127, 02.07.2003; Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 41, 13.10.2003.

В абзаце 2 пункта 1 оспариваемого нормативного правового акта федеральный орган исполнительной власти разъяснил, что повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, применяется (независимо от вида пенсии) для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Данное разъяснение относится к страховой части трудовой пенсии.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вступил в силу с 1 января 2002 г. (статья 31 Федерального закона), с этой даты размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

При этом законодатель установил, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, установлено более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав, а именно:

не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше (пункт 2 статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Как пояснила в суде представительница Пенсионного фонда РФ К., базой для определения страховой части трудовой пенсии по старости является расчетный пенсионный капитал по состоянию на день установления трудовой пенсии.

При этом сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица состоит из двух частей: расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года (оценка пенсионных прав) на момент вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оцениваются пенсионные права, заработанные в ранее действовавшей пенсионной системе. Оценка путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал производится по состоянию на 1 января 2002 года (дату начала пенсионной реформы).

Повышенное отношение заработков устанавливается для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, и для лиц, независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Поскольку законодателем определены условия и круг лиц, которым оценка пенсионных прав может быть проведена с применением повышенного отношения заработков, содержащееся в абзаце 2 пункта 1 оспариваемого акта разъяснение соответствует действующему законодательству и доводы заявительницы о том, что положения абзаца 2 пункта 1 Разъяснения N 3 в части слов: "по состоянию на 1 января 2002 года", противоречит статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и нарушают предоставленные законом гарантии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются несостоятельными.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права граждан на получение трудовой пенсии, заявление Д. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Д. о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 разъяснения N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.



Решение Верховного Суда РФ от 30 мая 2006 г. N ГКПИ06-520


Текст решения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.