Постановление Госстандарта РФ от 5 августа 1997 г. N 17
"О принятии и введении в действие Правил сертификации"
5 июля 2002 г.
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации постановляет:
1. Принять "Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации".
2. Направить Правила на Государственную регистрацию в Минюст России.
3. Правила ввести в действие в установленном порядке.
Председатель Госстандарта России |
Г.П. Воронин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 апреля 1998 г.
Регистрационный N 1502
Правила
сертификации работ и услуг в Российской Федерации
(утв. постановлением Госстандарта РФ от 5 августа 1997 г. N 17)
5 июля 2002 г.
Об обязательном подтверждение соответствия см. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
См. Положение о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденное постановлением Госстандарта РФ от 17 марта 1998 г. N 11
О сертификации отдельных видов продукции и услуг см. справку
Настоящие правила применяют при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации. На основе настоящих правил федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут разрабатывать и принимать правила сертификации однородных работ и услуг.
Основные термины и определения, цели и принципы, состав и функции участников, общие правила сертификации работ и услуг соответствуют закону "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета, 1993, N 26, ст.966 и в Собрании законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.4) и "Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации" (Утверждены постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 г., регистрационный номер 521, опубликованы в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994, N 6, стр.5).
См. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г. N 26
I. Общие положения
1.1 Объекты обязательной сертификации работ и услуг устанавливаются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Объектами добровольной сертификации являются работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязательной сертификации.
См. Временный порядок проведения сертификации услуг в системе добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 26 июля 2005 г. N 1607-Пр/05
1.2 Сертификацию работ и услуг проводят органы по сертификации.
1.3 При обязательной сертификации подтверждают соответствие работ и услуг обязательным требованиям (в том числе требованиям безопасности работ и услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также безопасности процесса выполнения работ и оказания услуг).
1.4 Сертификацию работ и услуг проводят по схемам сертификации. Схемы с рекомендациями по их применению приведены в приложении.
Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также критерии их выбора устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.
II. Требования к документам, на соответствие которым проводится сертификация
2.1 При сертификации работ и услуг применяют:
законодательные акты Российской Федерации;
правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;
государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.
2.2 Нормативные документы, применяемые при сертификации должны содержать требования к качеству и безопасности работ и услуг, а также методы их оценки, проверки, испытаний, контроля.
2.3 При сертификации работ и услуг следует применять официальные издания нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
2.4 Требования в нормативных документах, применяемых при сертификации, должны иметь четкие формулировки, обеспечивающие точное и однозначное их толкование.
III. Порядок сертификации
Постановлением Госстандарта РФ от 5 июля 2002 г. N 56 в пункт 3.1 настоящих Правил внесены изменения
3.1 Сертификация работ и услуг включает:
подачу заявки на сертификацию;
рассмотрение и принятие решения по заявке;
оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;
принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
выдачу сертификата;
инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
3.2 Подача заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решения по ней
3.2.1 Заявитель направляет заявку на сертификацию в орган по сертификации в соответствии с его областью аккредитации.
При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель вправе обратиться в любой их них.
3.2.2 Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации.
3.3 Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает:
оценку выполнения работ и оказания услуг;
проверку, испытания результатов работ и услуг;
3.3.1 Оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от схемы сертификации включает:
оценку мастерства исполнителя работ и услуг;
оценку процесса выполнения работ и оказания услуг;
анализ состояния производства;
оценку организации (предприятия) - исполнителя работ и услуг;
оценку системы качества;
рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами.
Порядок оценки процесса выполнения работ и оказания услуг устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. Итоги оценки отражают в актах.
3.3.2 Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами.
Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитованных испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний отражают в протоколах.
3.4 Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата
3.4.1 Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует.
Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие.
При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.
3.4.2 Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более, чем на три года.
3.4.3 При внесении изменений в нормативную и техническую документацию на работы и услуги, в организационно-правовую форму юридического лица и других изменений, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.
3.5 Применение знака соответствия при обязательной сертификации
Постановлением Госстандарта РФ от 5 июля 2002 г. N 56 в подпункт 3.5.1 настоящих Правил внесены изменения
3.5.1 Общие требования к применению знака соответствия при обязательной сертификации работ и услуг соответствуют Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции (утверждены постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138. Опубликованы в газете "Российские вести" 8 августа 1996 года N 147 (1068).
3.5.2 Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях.
3.5.3 Правила применения знака соответствия и особенности маркирования устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.
3.6 Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
3.6.1 Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.
3.6.2 Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля.
Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.
3.6.3 Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей.
3.6.4 Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг содержит следующие виды работ:
анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных работ и услуг;
разработку программы инспекционной проверки;
создание комиссии для проведения инспекционной проверки;
проведение инспекционной проверки;
оформление результатов и принятие решения.
3.6.5 Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.
Постановлением Госстандарта РФ от 5 июля 2002 г. N 56 в подпункт 3.6.6. настоящих Правил внесены изменения
3.6.6 В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата.
Постановлением Госстандарта РФ от 5 июля 2002 г. N 56 в подпункт 3.6.7. настоящих Правил внесены изменения
3.6.7 Решение о приостановлении действия сертификата принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия.
Постановлением Госстандарта РФ от 5 июля 2002 г. N 56 в подпункт 3.6.8 настоящих правил внесены изменения
3.6.8 При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:
приостанавливает действие сертификата;
информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора;
устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
проверяет выполнение корректирующих мероприятий.
Постановлением Госстандарта РФ от 5 июля 2002 г. N 56 в подпункт 3.6.9. настоящих Правил внесены изменения
3.6.9 После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
Постановлением Госстандарта РФ от 5 июля 2002 г. N 56 в подпункт 3.6.10. настоящих Правил внесены изменения
3.6.10 В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности, орган по сертификации отменяет действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
IV. Информация о проведении обязательной сертификации
4.1 Держатель сертификата обязан указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряд-заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе его выдавшем).
4.2 Органы по сертификации работ и услуг направляют информацию о деятельности по сертификации в федеральный орган исполнительной власти, организующий и проводящий работы по обязательной сертификации.
4.3 Органы по сертификации представляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
V. Рассмотрение апелляций
5.1 При возникновении спорных вопросов участник сертификации может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации однородных работ и услуг.
5.2 Если участник сертификации работ и услуг не удовлетворен решением по апелляции, то он может подать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке или Орган, возглавляющий систему добровольной сертификации.
5.3 Спорные вопросы, возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации.
Приложение
к Правилам сертификации работ
и услуг в Российской Федерации
1. Схемы сертификации
Но- мер схе- мы |
Оценка выполнения работ, оказания услуг |
Проверка (испыта- ния) результатов работ и услуг |
Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг |
1 | Оценка мастерства исполнителя работ и услуг |
Проверка (испыта- ния) результатов работ и услуг |
Контроль мастерства исполнителя работ и услуг |
2 | Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг |
Проверка (испыта- ния) результатов работ и услуг |
Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг |
3 | Анализ состояния производства |
Проверка (испыта- ния) результатов работ и услуг |
Контроль состояния производства |
4 | Оценка организации (предприятия) |
Проверка (испыта- ния) результатов работ и услуг |
Контроль соответствия установленным требованиям |
5 | Оценка системы качества |
Проверка (испыта- ния) результатов работ и услуг |
Контроль системы качества |
6 | - | Рассмотрение дек- ларации о соответ- ствии с прилагае- мыми документами |
Контроль качества выполнения работ, оказания услуг |
7 | Оценка системы качества |
Рассмотрение дек- ларации о соответ- ствии с прилагае- мыми документами |
Контроль системы качества |
2. Применение схем сертификации
2.1 По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг, и контролируют его при инспекционном контроле.
Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера-ремонтника, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.).
2.2 По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.
В зависимости от сложности процесса оценивают:
полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;
оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;
метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и др. обеспечение;
безопасность и стабильность процесса;
профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала
Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).
2.3 По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.
Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.
2.4 По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) - исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (класс ресторана, разряд ателье, звезда гостиницы и др.).
2.5 По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку системы качества (по схемам 5, 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами.
Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.).
При наличии сертификата на систему качества его учитывают при сертификации работ и услуг.
2.6 Схемы 6, 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям.
В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям.
Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 766 утверждены форма декларации о соответствии и Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации
Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынках, как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.
Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.
Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым документам проводят обследование организации (предприятия).
Особенности применения схем сертификации на основе декларации о соответствии указывают в правилах сертификации однородных видов работ и услуг.
Схемы сертификации с использованием декларации о соответствии при добровольной сертификации не применяют.
2.7 Во всех схемах сертификации, если это не противоречит правилам сертификации однородных работ и услуг, могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученным вне работ по сертификации, например:
результаты социологических обследований и экспертных оценок;
протоколы испытаний;
договоры исполнителя работ и услуг с потребителем;
акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов);
техническая и др. документация исполнителя работ и услуг.
Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Госстандарта РФ от 5 августа 1997 г. N 17 "О принятии и введении в действие Правил сертификации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 апреля 1998 г.
Регистрационный N 1502
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, апрель 1998 г., N 8 (дата подписания выпуска в печать 17 апреля 1998 г.), в Еженедельнике официальной информации "Курьер" от 7 мая 1998 г. N 17, в региональном выпуске "Финансовой газеты", июнь 1998 г., N 26, в "Вестнике Госстандарта России" N 7, 1998 г., в приложении к "Российской газете" N 14, 2000 г.
Постановлением Правительства России от 30 января 2020 г. N 65 настоящий документ отменен с 1 января 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Госстандарта РФ от 5 июля 2002 г. N 56
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного постановления