Решение Верховного Суда РФ от 16 мая 2007 г. N ГКПИ07-262 Об отказе в признании частично недействующей Методики определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по РФ и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам РФ, утв. приказом Минрегиона России от 12 апреля 2006 г. N 39

Решение Верховного Суда РФ от 16 мая 2007 г. N ГКПИ07-262

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 июля 2007 г. N КАС07-312 настоящее решение оставлено без изменений


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании частично недействующей Методики определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, утвержденной Приказом Минрегиона России от 12 апреля 2006 г. N 39, установил:

Методика определяет норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.2 Методики размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по каждому субъекту Российской Федерации определяется ежеквартально по формуле:

РПС = ((Цп.р. + Цв.р. + СМ) х 0,92 х 0,85 + Сстр.)/n4 x Кдефл.,

где:

РПС - расчетный показатель средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на планируемый квартал по каждому субъекту Российской Федерации;

Цп.р. - средняя цена типового жилья на первичном рынке в соответствующем субъекте Российской Федерации;

Цв.р. - средняя цена типового жилья на вторичном рынке в соответствующем субъекте Российской Федерации;

СМ - сведения мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на дату отчетного периода, предшествующую расчетному периоду, определяемые Министерством регионального развития Российской Федерации по каждому субъекту Российской Федерации;

Сстр. - стоимость строительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;

n4 - количество показателей, использованных при расчете (Цп.р., Цв.р., СМ, Сстр.);

Кдефл. - прогнозируемый коэффициент-дефлятор на период времени от отчетного до определяемого квартала.

"0,92" - коэффициент, учитывающий долю затрат покупателя, направленную на оплату услуг риэлторов, нотариусов, государственных пошлин и других затрат, связанных с государственной регистрацией сделок с недвижимостью;

"0,85" - коэффициент, определенный как соотношение рыночных цен на жилье в районных городах, поселках и сельской местности к рыночным ценам на жилье в областных центрах.

Гражданин Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующей Методики в части включения в формулу для расчета средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на планируемый квартал по каждому субъекту Российской Федерации (РПС) величины стоимости строительства в соответствующем субъекте Российской Федерации (Сстр.);

применения понижающего коэффициента 0,85 к величине Цп.р. - средней цене типового жилья на вторичном рынке в соответствующем субъекте Российской Федерации и СМ - сведениям мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на дату отчетного периода, предшествующую расчетному периоду, определяемые Министерством регионального развития Российской Федерации по каждому субъекту Российской Федерации;

применения понижающего коэффициента 0,92, учитывающего долю затрат покупателя, направленную на оплату услуг риэлторов, нотариусов, государственных пошлин и других затрат, связанных с государственной регистрацией сделок с недвижимостью.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения Методики не соответствуют действующему законодательству, поскольку не позволяют определить именно среднюю рыночную стоимость, отражающую реальные цены, по которым жилье продается на свободном рынке жилья в субъекте Российской Федерации, и нарушают его права на обеспечение жильем.

Ш. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Минрегиона России Т., Ж., М.О.Г., Минюста России М.Е.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения Методики соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Минрегиона России и не нарушают права и законные интересы граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минрегиона России Т., Ж., М.О.Г., Минюста России М.Е.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12 апреля 2006 г. N 39 утверждена Методика определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации.

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 мая 2006 г., регистрационный номер 7868, опубликован в "Российской газете" N 108, 24.05.2006, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 22, 29.05.2006.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установив гарантию обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, вставших на учет до 1 января 2005 года, жильем, передал полномочия по определению его размеров Правительству Российской Федерации (пункт 2 части первой статьи 14).

В пункте 6 Правил обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866, размер субсидии рассчитывается как произведение нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в случаях и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации, которая определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера субсидий, является Министерство регионального развития Российской Федерации.

В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" определение указанных показателей производится в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

Таким образом, Правительство Российской Федерации предусмотрело, что Министерство регионального развития Российской Федерации при утверждении методики должно исходить из информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

Определение средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на планируемый квартал по каждому субъекту Российской Федерации, предусмотренное пунктом 2.2 Методики, производится на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

Так, учитываемые в формуле показатели о средней цене типового жилья на первичном рынке (Цп.р.), о средней цене типового жилья на вторичном рынке (Цв.р.), базируются на данных, которые представляются Росстатом. Данный орган формирует их, используя отчеты по форме N 1-РЖ, утвержденной Постановлением Росстата от 28 июня 2006 г. N 30.

Порядок заполнения и представления государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) предусматривает, что отчет по форме N 1-РЖ "Сведения об уровне цен на рынке жилья" заполняется организациями, осуществляющими операции с недвижимостью, расположенные в территориальных центрах и крупных городах субъектов Российской Федерации.

По объяснениям представителя Минрегиона России Ж. данные Росстата не учитывают цены на жилье в малых муниципальных образованиях и сельской местности. Минрегион России ввел в формулу, по которой определяется средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, коэффициент 0,85. Он определяет соотношение рыночных цен на жилье в районных городах, поселках и сельской местности к рыночным ценам на жилье в областных центрах.

Коэффициент 0,92 учитывает долю затрат покупателя, направленную на оплату услуг риэлторов, нотариусов, государственных пошлин и других затрат, связанных с государственной регистрацией сделок с недвижимостью.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153 устанавливает, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения, и гражданин, имеющий право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств.

Пункт 60 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы допускает оплату за счет и в пределах средств выделенной субсидии услуг по подбору жилья и оформлению правоустанавливающих документов, если требования по оплате указанных услуг предусмотрены в договоре на жилое помещение.

Данное положение является исключением, а установленный порядок реализации обязательств государства по обеспечению жилой площади предусматривает предоставление средств на приобретение именно жилой площади, а не оплату сопровождающих сделку услуг.

Кроме того, Порядок заполнения и представления государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) предусматривает, что сведения, предоставляемые организациями, осуществляющими операции с недвижимостью, основаны на данных о фактических ценах сделок. Следовательно, введение коэффициента 0,92 в Методику позволяет из цены сделок исключить затраты на оплату услуг риэлторов, нотариусов, государственных пошлин и других затрат, связанных с государственной регистрацией сделок с недвижимостью.

Доводы заявителя о необоснованности введения в формулу показателя стоимости строительства в соответствующем субъекте Российской Федерации (Сстр.) являются несостоятельными.

Из объяснений представителей Минрегиона России Т., Ж. в суде следует, что в настоящее время на рынке жилья имеются предложения по реализации государственных жилищных сертификатов не только на покупку готового жилья, но и на строительство жилья.

Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N866, не содержат запрета на использование средств субсидии на строительство жилья.

Формула определения размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья предусматривает учет сведений мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на дату отчетного периода, предшествующую расчетному периоду, определяемых Министерством регионального развития Российской Федерации по каждому субъекту Российской Федерации (СМ).

Данные сведения используются для повышения объективности определения размера средней рыночной стоимости жилья по каждому субъекту Российской Федерации.

Несостоятельны доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений Методики требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также пункту 6 Правил обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц".

Под рыночной стоимостью объекта оценки Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" понимает наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3).

Между тем, Министерство регионального развития Российской Федерации уполномочено определять среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, и не осуществляет оценочную деятельность по установлению рыночной стоимости жилья.

Методика не устанавливает также норму предоставления общей площади жилого помещения.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и не нарушают права нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, заявление Ш. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Ш. о признании частично недействующей Методики определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, утвержденной Приказом Минрегиона России от 12 апреля 2006 г. N 39, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требования о признании частично недействующей Методики определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по РФ и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам РФ, утвержденной Приказом Минрегиона России от 12 апреля 2006 г. N 39. Соответствующее требования было мотивировано, в частности, тем, что оспариваемые положения Методики не соответствуют действующему законодательству, поскольку не позволяют определить именно среднюю рыночную стоимость, отражающую реальные цены, по которым жилье продается на свободном рынке жилья, что нарушает его право на обеспечение жильем.

Поясняется, что определение средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на планируемый квартал по каждому субъекту РФ, предусмотренное п. 2.2 Методики, производится на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов РФ и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. Так, учитываемые в формуле показатели о средней цене типового жилья на первичном рынке (Цп.р.), о средней цене типового жилья на вторичном рынке (Цв.р.), базируются на данных, которые представляются Росстатом. Этот орган формирует их, используя отчеты по форме N 1-РЖ, утвержденной Постановлением Росстата от 28 июня 2006 г. N 30. Порядок заполнения и представления государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) предусматривает, что отчет по форме N 1-РЖ "Сведения об уровне цен на рынке жилья" заполняется организациями, осуществляющими операции с недвижимостью, расположенные в территориальных центрах и крупных городах субъектов РФ. Кроме того, Порядок заполнения и представления государственной статистической отчетности предусматривает, что сведения, предоставляемые организациями, осуществляющими операции с недвижимостью, основаны на данных о фактических ценах сделок. Следовательно, введение коэффициента 0,92 в Методику позволяет из цены сделок исключить затраты на оплату услуг риэлторов, нотариусов, государственных пошлин и других затрат, связанных с государственной регистрацией сделок с недвижимостью. При этом признана несостоятельной ссылка заявителя о противоречии Методики Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Это объясняется тем, что под рыночной стоимостью объекта оценки указанный Закон понимает наиболее вероятную цену, по которой этот объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Между тем Министерство регионального развития РФ уполномочено определять среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам РФ, а не осуществлять оценочную деятельность по установлению рыночной стоимости жилья.


Решение Верховного Суда РФ от 16 мая 2007 г. N ГКПИ07-262


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 июля 2007 г. N КАС07-312 настоящее решение оставлено без изменений


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.