Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2007 г. N 10070/07 Поскольку включение научно-производственного объединения в прогнозный план приватизации федерального имущества без согласия Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные интересы, а также требования федерального законодательства, распоряжение Правительства РФ признано частично недействительным

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2007 г. N 10070/07


Именем Российской Федерации


Резолютивная часть решения оглашена 3 октября 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 9 октября 2007 г.


Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

в составе председательствующего судьи Медведевой A.M., судей Куликовой В.Б. и Моисеевой Е.М. при ведении протокола помощником судьи Проткиной И.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство "Орошаемое" государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия" Российской академии сельскохозяйственных наук и Российской академии сельскохозяйственных наук к Правительству Российской Федерации, с участием третьих лиц: государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия" Российской академии сельскохозяйственных наук и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения государственного унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства "Орошаемое" государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия" Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.182).

В судебном заседании присутствовали представители:

от заявителя: Государственного унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства "Орошаемое" - Егорова С.В. по доверенности от 09.01.07 N 2;

от заявителя: Российской академии сельскохозяйственных наук - Айдиев Р.А. по доверенности от 22.08.07 N 36-09/798 и Черняев Р.Ю. по доверенности от 20.04.07 N 36-09/714;

от заинтересованного лица: Правительства Российской Федерации Григорянц К.А. по доверенности от 30.08.07 N 13180-гг/Д02;

от третьего лица: Государственного научного учреждения Всероссийского института орошаемого земледелия Российской академии сельскохозяйственных наук - Козенко К.Ю. по доверенности от 01.08.07 N 56 и Нудьга М.А. по доверенности от 01.06.2007 N 50.

от третьего лица: Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - Григорьянц К.А. по доверенности от 10.07.07 N ЛП-04/19535;

суд установил:

государственное унитарное предприятие "Опытно-производственное хозяйство "Орошаемое" государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт орошаемого земледелия" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее ГУП ОПХ "Орошаемое" или хозяйство) и Российская академия сельскохозяйственных наук (далее Россельхозакадемия) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 года N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения ГУП ОПХ "Орошаемое" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.182).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Государственное научное учреждение "Научно-исследовательский институт орошаемого земледелия" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее ВНИИ орошаемого земледелия или научно-исследовательский институт) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее ФАУФИ).

В обоснование требования заявители указали на то, что названное распоряжение в оспариваемой части принято в нарушение статей 5 и 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, и порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации; приватизация ГУП ОПХ "Орошаемое" приведет к разрушению технологического единства научной и опытно-экспериментальной деятельности хозяйства и научно-исследовательского института, прекращению прав собственности Россельхозакадемии и хозяйственного ведения ГУП ОПХ "Орошаемое" на имущество, используемое в научно-производственной деятельности. В заявлении о дополнении требований, представленном в предварительном заседании, Россельхозакадемия указала также на то, что включение ГУП ОПХ "Орошаемое" в прогнозный план приватизации произведено в нарушение пункта 2.1.33 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", в силу которого хозяйство запрещено к приватизации.

В судебном заседании представители заявителей поддержали заявленные требования. Представитель Россельхозакадемии исключил из оснований признания недействительным оспариваемого постановления несоответствие его пункту 2.1.33 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" в связи с невозможностью представления необходимых доказательств.

Представитель Правительства Российской Федерации и ФАУФИ возражала против удовлетворения заявленных требований. Давая пояснения суду, указала на то, что оспариваемое распоряжение принято Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции, при утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2008 год были соблюдены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Внесение ГУП ОПХ "Орошаемое" в перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации в 2008 году, было произведено с соблюдением требований норм права, согласовано с Россельхозакадемией, которая письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 дала согласие на включение ГУП ОПХ "Орошаемое" в прогнозный план приватизации на 2008 год. Оспариваемое распоряжение не нарушает прав заявителей, поскольку приватизация хозяйства предполагается путем преобразования его в открытое акционерное общество со стопроцентным участием в нем Российской Федерации, которая сохраняет полный контроль над деятельностью хозяйства и является гарантией сохранения характера его деятельности.

Представитель научно-исследовательского института поддержал заявленные требования, пояснив, что ГУП ОПХ "Орошаемое" подчинено институту, вопрос о его приватизации с институтом не согласовывался; ГУП ОПХ "Орошаемое" является единственным предприятием соответствующей специфики, его опытное поле включает полигоны новой дождевальной техники и управления факторами жизни растений, стационары по изучению орошаемых севооборотов, позволяющие проводить исследования по применению различной оросительной техники, технологий возделывания многих сельскохозяйственных культур и при изменении характера деятельности предприятия будет остановлена научная деятельность института, поскольку научные разработки и внедрение их в производство не будут осуществляться.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд находит, заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно пунктам 1.4, 2.1, 2.2 устава ГУП ОПХ "Орошаемое" создано с целью обеспечения успешного проведения научно-исследовательских работ, предусмотренных тематическим планом ВНИИ орошаемого земледелия, производственной проверки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области агротехнологий и методических основ повышения эффективности агропромышленного производства на орошаемых землях; находится в ведомственном подчинении Россельхозакадемии и в организационно-методическом отношении подчиняется научно-исследовательскому институту.

Имущество хозяйства закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

ГУП ОПХ "Орошаемое" является единственным опытных хозяйством из экспериментальной базы института, на базе которого осуществляется научная деятельность.

Представленные в дело рабочие программы и отчеты свидетельствуют о том, что ГУП ОПХ "Орошаемое" участвует в осуществлении научно-исследовательских работ ВНИИ орошаемого земледелия. Таким образом, ГУП ОПХ "Орошаемое" относится к предприятиям научного обслуживания, которое совместно с ВНИИ орошаемого земледелия представляет единый научно-производственный комплекс.

Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127 ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указания на способ приватизации включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" предполагает реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного предприятия. Следовательно, в результате приватизации ГУП ОПХ "Орошаемое" утрачивается гарантия сохранения основных направлений деятельности хозяйства, а, следовательно, и сохранения единого научно производственного# комплекса, прекращаются права собственности Россельхозакадемии и хозяйственного ведения хозяйства на переданное ему имущество.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "178-ФЗ"


Статьей 8 названного закона предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" отраслевые академии наук наделены правом создания, реорганизации и ликвидации, входящих в их состав предприятий, учреждений, организаций.

Надлежащих доказательств согласия Россельхозакадемии на приватизацию ГУП ОПХ "Орошаемое" не представлено.

В силу пункта 35 устава Россельхозакадемии создание, реорганизация, ликвидация, переподчинение учреждений, предприятий и организаций академии, определение основных направлений их деятельности относится исключительно к компетенции Президиума Россельхозакадемии. Президиум Россельхозакадемии решения о приватизации ГУП ОПХ "Орошаемое" не принимал, о чем свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного Президиумом по факту представления в ФАУФИ списка организаций научного обслуживания и других опытно-производственных хозяйств и предприятий для включения в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного не представлено.

Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое ссылается Правительство Российской Федерации в подтверждение надлежащего согласования приватизации хозяйства, таким доказательством не является, поскольку не содержит ссылки на решение уполномоченного на это органа академии.

Включение ГУП ОПХ "Орошаемое" в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные интересы, противоречит вышеуказанной норме права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, в соответствии с которыми при подготовке программы приватизации учитываются предложения федеральных органов власти, полномочия которых Россельхозакадемия осуществляет в отношении переданного ей федерального имущества на основании статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук";

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:

признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство "Орошаемое" государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия" Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.182) как несоответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".


Председательствующий судья

A.M. Медведева


Судья

В.Б. Куликова


Судья

Е.М. Моисеева



Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2007 г. N 10070/07


Текст решения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение