Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 октября 2007 г. N 10067/07 Поскольку включение научно-производственного объединения в прогнозный план приватизации федерального имущества без согласия Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные интересы, а также требования федерального законодательства, распоряжение Правительства РФ признано частично недействительным

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 октября 2007 г. N 10067/07


Именем Российской Федерации


Резолютивная часть решения оглашена 3 октября 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 10 октября 2007 г.


Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

в составе председательствующего судьи Медведевой A.M., судей Куликовой В.Б. и Моисеевой Е.М. при ведении протокола помощником судьи Проткиной И.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Манычское" государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт зерновых культур имени И.Г. Калиненко" Российской академии сельскохозяйственных наук и Российской академии сельскохозяйственных наук к Правительству Российской Федерации, с участием третьих лиц - Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт зерновых культур имени И.Г. Калиненко" Российской академии сельскохозяйственных наук и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Манычское" государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт зерновых культур имени И.Г. Калиненко" Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.132).

В судебном заседании присутствовали представители:

от заявителя: организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Манычское" - директор Полуян А.Н. на основании приказа от 11.07.2006 N 14"А";

от заявителя: Российской академии сельскохозяйственных наук - Айдиев Р.А. по доверенности от 22.08.07 N 36-09/798 и Черняев Р.Ю. по доверенности от 20.04.2007 N 36-09/714;

от заинтересованного лица: Правительства Российской Федерации Григорянц К.А. по доверенности от 30.08.07 N 13180-гг/Д02;

от третьего лица: Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института зерновых культур имени И.Г. Калиненко - Прохорова Т.В. по доверенности от 31.08.07 б/н;

от третьего лица: Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - Григорьянц К.А. по доверенности от 10.07.07 N ЛП-04/19535;

суд установил:

организация научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство "Манычское" государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт зерновых культур имени И.Г. Калиненко" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее ОНО ОПХ " Манычское" или хозяйство) и Российская академия сельскохозяйственных наук (далее Россельхозакадемия) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 года N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения организации научного обслуживания ОНО ОПХ "Манычское" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.132).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт зерновых культур имени И.Г. Калиненко" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее ВНИИ зерновых культур или научно-исследовательский институт) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее ФАУФИ).

В обоснование требования заявители указали на то, что названное распоряжение в оспариваемой части принято в нарушение статей 5 и 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, и порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации, приватизация ОНО ОПХ "Манычское" приведет к разрушению технологического единства научной и опытно-экспериментальной деятельности хозяйства и научно-исследовательского института, прекращению прав собственности Россельхозакадемии и хозяйственного ведения хозяйства на имущество, используемое в его научно-производственной деятельности.

В судебном заседании представители заявителей поддержали заявленные требования.

Представитель Правительства Российской Федерации и ФАУФИ возражала против удовлетворения заявленных требований. Давая пояснения суду, указала на то, что при утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2008 год Правительством Российской Федерации были соблюдены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Включение ОНО ОПХ "Манычское" в перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации в 2008 году, было произведено с соблюдением требований норм права, согласовано с Россельхозакадемией, которая письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 дала согласие на включение ОНО ОПХ "Манычское" в прогнозный план приватизации на 2008 год. Оспариваемое распоряжение не нарушает прав заявителей, поскольку приватизация хозяйства предполагается путем преобразования его в открытое акционерное общество со стопроцентным участием в нем Российской Федерации, которая сохраняет полный контроль над деятельностью хозяйства и является гарантией сохранения характера его деятельности.

Представитель ВНИИ зерновых культур поддержал заявленные требования, пояснив, что ОНО ОПХ "Манычское" подчинено институту, является единственным в стране уникальным предприятием, осуществляет научное обслуживание и выполнение научно-исследовательских работ в соответствии с тематическим планом научно-исследовательского института, приватизация хозяйства разрушит эффективно действующую систему: наука - экспериментальная проверка - производство, в результате чего будет нарушено единство научной и научно-технической деятельности.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд находит, заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно пунктам 1.2, 1.3, 2.1, 2.2 устава ОНО ОПХ "Манычское" создано с целью научного обслуживания выполнения научно-исследовательских работ по специализации ВНИИ зерновых культур; находится в ведомственном подчинении Россельхозакадемии и в организационно-методическом отношении подчиняется научно-исследовательскому институту. Основными задачами деятельности хозяйства являются производственная проверка, внедрение научных разработок, производство и реализация семян высших репродукций зерновых, масличных, кормовых, сортовых, овощных культур селекции научно-исследовательского института, пропаганда и освоение полученных достижений науки в агропромышленном комплексе.

По договору N П.54-2 от 01.01.2000 между Россельхозакадемией и ОНО ОПХ "Манычское" имущество хозяйства закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

Представленные в дело план научно-исследовательских работ, лицензионные договоры и отчеты свидетельствуют о том, что ОНО ОПХ "Манычское" участвует в осуществлении научно-исследовательских работ ВНИИ зерновых культур.

Таким образом, ОНО ОПХ "Манычское" относится к предприятиям научного обслуживания, которое совместно с ВНИИ зерновых культур представляет единый научно-производственный комплекс.

Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127 ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указания на способ приватизации включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" предполагает реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного предприятия. Следовательно, в результате приватизации ОНО ОПХ "Манычское" утрачивается гарантия сохранения единого научно производственного# комплекса, прекращаются права собственности Россельхозакадемии и хозяйственного ведения хозяйства на переданное ему имущество.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "178-ФЗ"


Статьей 8 названного закона предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" отраслевые академии наук наделены правом создания, реорганизации и ликвидации, входящих в их состав предприятий, учреждений, организаций.

Надлежащих доказательств согласия Россельхозакадемии на приватизацию ОНО ОПХ "Манычское" не представлено.

В силу пункта 35 устава Россельхозакадемии создание, реорганизация, ликвидация, переподчинение учреждений, предприятий и организаций академии, определение основных направлений их деятельности относится исключительно к компетенции Президиума Россельхозакадемии. Президиум Россельхозакадемии решения о приватизации ОНО ОПХ "Манычское" не принимал, о чем свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного Президиумом по факту представления в ФАУФИ списка организаций научного обслуживания и других опытно-производственных хозяйств и предприятий для включения в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного не представлено.

Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое ссылается Правительство Российской Федерации в подтверждение надлежащего согласования приватизации хозяйства, таким доказательством не является, поскольку не содержит ссылки на решение уполномоченного на это органа академии.

Включение ОНО ОПХ "Манычское" в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные интересы, противоречит вышеуказанной норме права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, в соответствии с которыми при подготовке программы приватизации учитываются предложения федеральных органов власти, полномочия которых Россельхозакадемия осуществляет в отношении переданного ей федерального имущества на основании статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук".

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:

признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения организации научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство "Манычское" государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт зерновых культур имени И.Г. Калиненко" Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.132) как несоответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".


Председательствующий судья

A.M. Медведева


Судья

В.Б. Куликова


Судья

Е.М. Моисеева



Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 октября 2007 г. N 10067/07


Текст решения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение