Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 845-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гришкевича Владимира Филипповича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 845-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гришкевича Владимира Филипповича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина В.Ф. Гришкевича вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Ф. Гришкевич просит признать Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в целом не соответствующим Конституции Российской Федерации. По мнению заявителя, этот Федеральный закон, как закрепляющий избрание депутатов Государственной Думы только по федеральному избирательному округу в составе федеральных списков кандидатов, выдвигаемых политическими партиями, и не предусматривающий самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу, как это было установлено Федеральным законом от 20 декабря 2002 года N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", неправомерно ограничивает конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, препятствует реализации гражданами, не являющимися членами какой-либо партии, права быть избранными депутатами Государственной Думы и тем самым противоречит статьям 18, 19 (часть 2), 30 (часть 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, 5 сентября 2007 года В.Ф. Гришкевич, руководствуясь утратившими силу с 7 декабря 2006 года положениями Федерального закона от 20 декабря 2002 года N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", направил в избирательную комиссию Тюменской области письменное уведомление о самовыдвижении по Тюменскому одномандатному избирательному округу и другие документы, указанные в названном Федеральном законе. Письмом за подписью председателя избирательной комиссии И.Н. Халина от 6 сентября 2007 года заявителю было разъяснено его право на участие в выборах по федеральному избирательному округу в составе политической партии в соответствии с действующим законодательством. Центральный районный суд города Тюмени решением от 17 сентября 2007 года со ссылкой на положения действующего Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которые определяют принципы избрания депутатов Государственной Думы и право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы, отказал в удовлетворении заявления В.Ф. Гришкевича, в котором тот просил обязать избирательную комиссию Тюменской области исполнить требования утратившей силу с 7 декабря 2006 года статьи 38 Федерального закона от 20 декабря 2002 года N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и зарегистрировать его уведомление о самовыдвижении.

2. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в официально опубликованном и сохраняющем свою силу Определении от 20 ноября 1995 года N 77-O, регламентация избирательных процедур может иметь, как свидетельствует мировой и отечественный опыт, различные решения, причем определяются они, как правило, не в текстах конституций, а законодательным путем. От законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной, и все они используются в развитых демократических правовых государствах. Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. Этот выбор осуществляет представительный орган - Федеральное Собрание - в соответствии с правилами законодательной процедуры. В силу конституционного принципа разделения властей Конституционный Суд Российской Федерации не вправе подменять законодателя. Согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" он решает исключительно вопросы права (статья 3) и должен воздерживаться от рассмотрения дел, в которых, по сути, преобладают аспекты политической целесообразности.

Отмечая в Постановлении от 16 июля 2007 года N 11-П, что Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" реформировал избирательную систему на выборах депутатов Государственной Думы, осуществив переход от мажоритарно-пропорциональной к пропорциональной избирательной системе, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в действующем правовом регулировании избирательной системы политические партии как носители соответствующей публичной функции приобретают качество единственных коллективных субъектов избирательного процесса, при том что они могут реализовать свое право на участие в осуществлении государственной власти и ее институционализации только в установленных Конституцией Российской Федерации формах и только на определенный срок, и ни одна из них не может обладать монопольным положением.

В то же время Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не исключает право граждан, не являющихся членами какой-либо политической партии, быть избранными депутатами Государственной Думы путем включения в федеральный список кандидатов от политической партии по инициативе самого гражданина или по собственной инициативе политической партии с согласия гражданина.

Таким образом, Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" сам по себе какие-либо конституционные права заявителя не нарушает, а потому его жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гришкевича Владимира Филипповича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов



Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 845-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гришкевича Владимира Филипповича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"


Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2008 г., N 3


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение