Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июня 2008 г. N КАС08-210 Решение Верховного Суда РФ об отказе в признании недействующим пункта 5 Правил индексации пенсий федеральных государственных служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 346, оставлено без изменений

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июня 2008 г. N КАС08-210


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании недействующим пункта 5 Правил индексации пенсий федеральных государственных служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 346

по кассационной жалобе Б. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2008 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Правительства Российской Федерации С., Н., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 346 утверждены Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих (далее - Правила).

Нормативный правовой акт официально опубликован в "Российской газете" N 118, 3 июня 2005 года, "Собрании законодательства Российской Федерации" N 23, 6 июня 2005 года.

В соответствии с пунктом 5 Правил при индексации пенсии с применением средневзвешенного индекса повышения одной или нескольких денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии по состоянию на день, с которого производится индексация по данному основанию.

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании недействующим пункта 5 Правил. В подтверждение заявленного требования Б. указал, что пункт 5 Правил противоречит Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и нарушает его право на пенсионное обеспечение. Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Б., ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Суд первой инстанции, проанализировав оспариваемые положения нормативного правового акта, сопоставив их с требованиями действующего федерального законодательства, регулирующего поставленные в заявлении Б. вопросы, пришел к правильному выводу о том, что они не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции от 12 апреля 2007 года) гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. В связи с тем, что такой федеральный закон не принят, пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции от 21 декабря 2006 года), регулирующего порядок установления и индексации пенсий за выслугу лет этой категории граждан.

Согласно абзацу второму статьи 25 названного Федерального закона, пенсии федеральных государственных служащих, предусмотренные этим Федеральным законом, индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 данного Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, предоставленные ему статьей 25 приведенного выше Федерального закона, утвердило Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих, пунктом 5 которых установлено, что при индексации с применением средневзвешенного индекса повышения денежных выплат, входящих в состав денежного содержания, размер индексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии по состоянию на день, с которого производится индексация, что не противоречит действующему законодательству.

Согласно статье 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере от 45 до 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исходя из этой правовой нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих зависит от продолжительности стажа государственной службы (выслуги) и от его среднемесячного заработка. В соответствии со статьей 21 приведенного Федерального закона размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Размер среднемесячного заработка, исходя из которого, федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службе либо 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учитывая вышеизложенные законоположения, правильным является вывод суда о том, что оспариваемый заявителем пункт 5 Правил, которым определен размер пенсии при индексации, основанием для которой послужило повышение денежных выплат, входящих в состав денежного содержания, соответствует требованиям пункта 2 статьи 21 и статье 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Суд обоснованно не согласился с доводами заявителя о противоречии пункта 5 Правил статье 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающей какие именно выплаты входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, поскольку Правила регулируют возможность индексации при повышении любой из входящих в состав денежного содержания гражданского служащего выплат.

Доводы кассационной жалобы о том, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как индексация пенсии за выслугу лет производится независимо от даты назначения пенсий федеральным государственным служащим, а оспариваемый пункт 5 Правил предусматривает дополнительное ограничение, что является недопустимым и не соразмерным, ошибочны. Суд, проанализировав нормы федерального закона, правильно истолковал смысл оспоренного нормативного правового акта, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый заявителем пункт 5 Правил соответствует действующему законодательству и не нарушает права заявителя на пенсионное обеспечение. Вывод суда основан на анализе норм материального права, а не на объяснении представителя Правительства Российской Федерации, поэтому доводы кассационной жалобы о том, что решение суда основано на мнении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представляющего интересы Правительства Российской Федерации, несостоятельны.

В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными, не имеется.

Принятое судом решение соответствует нормам материального права, правильно примененными и истолкованными судом, оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены его в кассационном порядке, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.

Кассационная коллегия ВС РФ оставила в силе решение, которым отказано в признании недействующим отдельного положения Правил индексации пенсий федеральных госслужащих.

Оспариваемым положением установлено, что при индексации с применением средневзвешенного индекса повышения денежных выплат, входящих в состав денежного содержания, размер индексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада.

Как указала Коллегия, исходя из ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", размер пенсии за выслугу лет федеральных госслужащих зависит от продолжительности стажа государственной службы (выслуги) и от его среднемесячного заработка. Размер пенсии за выслугу лет исчисляется из среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной госслужбы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого, исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной госслужбе либо 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной госслужбы. Учитывая данные нормы, оспариваемое положение Правил, которым определен размер пенсии при индексации, соответствует требованиям закона.

Нижестоящий суд обоснованно не согласился с доводами заявителя о противоречии положения Правил статье 50 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающей какие именно выплаты входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, поскольку Правила регулируют возможность индексации при повышении любой из входящих в состав денежного содержания гражданского служащего выплат.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июня 2008 г. N КАС08-210


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение