Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 августа 2008 г. N КАС08-389 В признании недействующим положения Инструкции о дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы, в соответствии с которым при переводе сотрудников в уголовно-исполнительную систему из других федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций в течение календарного года, а также при увольнении из уголовно-исполнительной системы материальная помощь им оказывается пропорционально отработанному в уголовно-исполнительной системе времени, отказано, поскольку оспариваемое положение соответствует действующему законодательству, издано компетентным органом, прав заявителя и иных граждан не нарушает

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 августа 2008 г. N КАС08-389


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании частично недействующим пункта 3.4 Инструкции о дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27 апреля 2005 года N 315 по кассационной жалобе П. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России М.Д.Л., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

приказом Федеральной службы исполнения наказания от 27 апреля 2005 года N 315 утверждена Инструкция о дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция).

Согласно пункту 3.4 Инструкции при переводе сотрудников в уголовно-исполнительную систему из других федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций в течение календарного года, а также при увольнении сотрудников из уголовно-исполнительной системы материальная помощь им оказывается пропорционально отработанному в уголовно-исполнительной системе времени.

П. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 3.4 Инструкции, в части слов "а также при увольнении сотрудников из уголовно-исполнительной системы материальная помощь им оказывается пропорционально отработанному в уголовно-исполнительной системе времени", указав, что пункт 3.4 в оспариваемой ею части противоречит действующему законодательству, поскольку ставит выплату сотрудникам материальной помощи в зависимость от времени работы в уголовно-исполнительной системе.

Верховный Суд Российской Федерации постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе П. просит об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права. Полагает, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, Инструкция издана в пределах полномочий, предоставленных Федеральной службе исполнения наказаний.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее - Закон) дополнительные выплаты сотрудникам состоят из материальной помощи, в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и входят в состав их денежного довольствия.

Во исполнение приведенного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 года N 33, утверждено Положение об оказании материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации (далее - Положение).

Правильно истолковав положения Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ, суд пришел к обоснованному выводу о полном соответствии оспариваемого заявительницей пункта 3.4 Инструкции пункту 8 статьи 1 приведенного Закона, согласно которому, сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на получение материальной помощи в размере двух окладов денежного содержания за определенный временный период, равный одному году. Следовательно, сотрудник, отработавший менее года, право на получение материальной помощи в полном размере не имеет.

Пунктом 1 Положения предусмотрено ежегодное оказание сотрудникам материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания, поэтому суд правильно указал в решении, что Инструкция в оспариваемой части не противоречит приведенному нормативному Положению.

Довод кассационной жалобы о том, что директор ФСИН вышел за пределы своих полномочий, поскольку Федеральным законом от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ ему не предоставлено полномочий по порядку выплаты материальной помощи, ошибочен и не может служить поводом к отмене судебного решения.

Как правильно указал суд в решение, согласно подпунктом 17 пункта 11 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 директор Федеральной службы исполнения наказаний устанавливает работникам уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации надбавки, вознаграждения и другие дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание ФСИН России.

Утверждения в кассационной жалобе о противоречии оспоренного положения Инструкции Федеральному закону и постановлению Правительства от 21 января 2003 года N 33 из которых, якобы, следует, что сотрудники уголовно-исполнительной системы, отработавшие менее года, имеют право на получение материальной помощи в полном объеме в любой день текущего года, несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального права, и не опровергают выводов суда о соответствии оспариваемых положений нормативного правового акта Закону.

В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу П. - без удовлетворения.

Кассационная коллегия ВС РФ пришла к выводу об отсутствии оснований для признания недействующей Инструкции о дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы, в части, предусматривающей оказание матпомощи при увольнении сотрудников пропорционально времени, отработанному ими в уголовно-исполнительной системе.

Как указала Коллегия, нижестоящий суд обоснованно исходил, что оспариваемое положение не противоречит ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)". Исходя из положений указанного Закона, сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на получение материальной помощи в размере двух окладов денежного содержания за определенный временный период, равный одному году. Следовательно, сотрудник, отработавший менее года, право на получение материальной помощи в полном размере не имеет. Довод заявителя о том, что сотрудники уголовно-исполнительной системы, отработавшие менее года, имеют право на получение матпомощи в полном объеме в любой день текущего года, является несостоятельными.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 августа 2008 г. N КАС08-389


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение