Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. N 60-Г08-6 Об отказе в признании недействующими статей 2, 3 Закона Камчатского края "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Камчатском крае" от 4 июля 2008 г. N 83

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. N 60-Г08-6


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Камчатской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления в силу закона субъекта ст.ст. 2, 3 закона Камчатского края от 4 июля 2008 г. N 83 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Камчатском крае" по кассационному представлению участвовавшего в деле прокурора на решение Камчатского областного суда от 19 августа 2008 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

заместитель прокурора Камчатской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что пунктом 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Установленные данной нормой Федерального закона основания для присвоения звания "Ветеран труда" являются общими на территории всей Российской Федерации и не могут быть изменены или каким-либо образом дополнены законодательством субъектов Российской Федерации. Однако статья 2 оспариваемого закона предусматривает присвоение звания "Ветеран труда" в Камчатском крае лицам, награжденным почетными грамотами и наградами (указанными в части 2 настоящей статьи) и имеющим трудовой стаж не менее 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин; проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков не менее 20 и 25 календарных лет соответственно для женщин и мужчин; проработавшим не менее 20 календарных лет артистами в Государственном академическом Корякском национальном ансамбле танца "Мэнго" без указания обстоятельств, предусмотренных ст. 7 ФЗ "О ветеранах", а именно, "отличие в труде". Пункты 5 и 6 части 2 ст. 2 предусматривают присвоение данного звания не за отличие в труде, а за другие заслуги (Почетный гражданин и материнская слава). Статья 3 устанавливает порядок присвоения данного звания в Камчатском крае в соответствии со ст. 2 названного Закона края.

Прокурором отмечается, что в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации определяются только порядок и условия присвоения указанного закона, а в статье 2 закона края установлены дополнительные "основания" для присвоения звания "Ветеран труда", то есть звание может предоставляться при отсутствии заслуг за отличие в труде.

По делу постановлено указанное выше решение Камчатского областного суда.

В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права и принятии нового решения - об удовлетворении заявления. Указываются мотивы, являющиеся аналогичными заявлению при обращении в суд первой инстанции, но неосновательно оставленные судом без внимания либо не принятые.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационного представления Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.

Статьей 2 Закона Камчатского края определены условия присвоения звания "Ветеран труда". Согласно ст. 3 это звание присваивается лицам, указанным в статье 2 настоящего закона, постановлением губернатора Камчатского края на основании решения комиссии по присвоению звания "Ветеран труда" в Камчатском крае.

Судом принято во внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В пунктах 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ указаны лица, порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", что определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

При том обстоятельстве, что в ранее действовавшей редакции п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялся Президентом РФ, указом которого от 25 сентября 1999 г. N 1270, был определен круг лиц, а также порядок присвоения этого звания, суд сделал правильный вывод о том, что понятие порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" фактически предопределяют круг лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда".

Доводы прокурора о том, что в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ содержится указание на "основания" присвоения звания "Ветеран труда", законом субъекта РФ могут быть определены только порядок и условия, обоснованно не приняты судом, поскольку в Федеральном законе определены не "основания", а круг лиц, являющихся ветеранами труда, что следует из текста самой нормы, и условия присвоения звания "Ветеран труда" включают в себя определение круга лиц, которым может быть присвоено это звание. В силу п. 3 ст. 3 Закона Камчатского края от 4 июля 2008 г. N 83 лицам, которым присвоено звание "Ветеран труда" в Камчатском крае, в соответствии с настоящим законом, а также лицам являющимся, ветеранами труда в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" выдается удостоверение по форме, установленной законодательством РФ.

Исходя из изложенного выше, правильным является вывод суда о том, что в Законе Камчатского края от 4 июля 2008 г. N 83 установлен аналогичный круг лиц, которые могут быть ветеранами труда в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Само расширение перечня лиц, которым может быть присвоено это звание, не указывает на противоречие оспариваемых норм Закона Камчатской области, нормам Федерального закона. Законом области указаны условия присвоения звания "Ветеран труда" в Камчатском крае, то есть в конкретном субъекте РФ, что и предусмотрено п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Пунктом 2 ст. 10 и ст. 22 Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами.

В силу указанных норм Федерального закона правильным является и вывод суда о том, что при его требовании о наличии государственных наград и ведомственных знаков отличия, законом субъекта РФ может быть самостоятельно определен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ.

При таких обстоятельствах решение Камчатского областного суда от 19 августа 2008 г. является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Камчатского областного суда от 19 августа 2008 г. оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. N 60-Г08-6


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.