Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. N 31-Г08-8 Об отказе в признании недействующими отдельных положений Закона Чувашской Республики от 5 октября 2007 г. N 55 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. N 31-Г08-8


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного Совета Чувашской Республики на решение Верховного суда Чувашской Республики от 15 августа 2008 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующими отдельных положений Закона Чувашской Республики от 5 октября 2007 года N 55 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.Б., объяснения представителей Государственного Совета Чувашской Республики У.А.И. и М.Д.Ю., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З.Е.С., полагавшей, что решение суда подлежит частичной отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействующими статьи 11, абзаца 5 статьи 13 в части слова "предоставление", абзаца 1 статьи 22 Закона Чувашской Республики от 5 октября 2007 года N 55 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов" и приложений NN 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 к нему.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что статья 11 указанного Закона и оспариваемые приложения к нему нарушают принцип самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленный статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В абзаце 5 статьи 13 Закона законодатель, по мнению прокурора, необоснованно отнес установление порядка предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из республиканского бюджета Чувашской Республики к компетенции исполнительного органа субъекта Российской Федерации, тогда как в соответствии со статьей 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление порядка предоставления бюджетных кредитов должно производиться при принятии закона о бюджете на очередной финансовый год.

Считал, что абзац 1 статьи 22 Закона, согласно которому установление порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг отнесено к компетенции Кабинета Министров Чувашской Республики, противоречит статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании которой порядок предоставления субсидий должен определяться, прежде всего, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и лишь затем принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Решением Верховного суда Чувашской Республики от 15 августа 2008 года заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Государственный Совет Чувашской Республики просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда подлежащим отмене.

В соответствии со статьей 11 Закона Чувашской Республики от 5 октября 2007 года N 55 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов" (далее - Закон Республики) учтено, что при оценке показателей расходной части бюджетов Чувашской Республики на 2008 год и на 2009-2010 годы в консолидированных бюджетах муниципальных районов, бюджетах городских округов учтены средства на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения и другие цели согласно приложениям NN 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 к Закону.

Признавая указанную норму недействующей, суд посчитал, что содержащиеся в ней предписания нарушают права органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств местных бюджетов. Подобный ошибочный вывод сделан судом в результате неточного воспроизведения оспариваемой нормы в судебном решении и в итоге - неправильного истолкования ее смыслового содержания.

Как следует из текста и смысла статьи 11 Закона Республики законодателем республики при оценке показателей расходной части бюджетов Чувашской Республики на 2008 год и на 2009-2010 годы лишь учтены те средства, которые уже учтены в консолидированных бюджетах муниципальных районов, бюджетах городских округов на различные цели. Каких-либо императивных предписаний органам местного самоуправления определять формы и направления расходов средств собственных бюджетов данная норма закона не содержит. Следовательно, у суда не было оснований считать установленный статьей 31 Бюджетного кодекса РФ принцип самостоятельности местных бюджетов нарушенным.

Признавая противоречащими федеральному законодательству абзац 5 статьи 13, абзац 1 статьи 22 Закона Республики, суд ошибочно исходил из того, что предоставление из бюджета республики местным бюджетам бюджетных кредитов, предоставление юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг субсидий должно осуществляться в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, а не его высшим исполнительным органом, на что указано в оспариваемых нормах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 93.3, подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ основания, условия предоставления, использования и возврата указанных кредитов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из содержания приведенных правовых положений следует, что приоритетом по вопросам порядка предоставления бюджетных кредитов и субсидий наделены законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подобное правовое регулирование осуществлено в тех же нормах Бюджетного кодекса РФ и в отношении порядка предоставления бюджетных кредитов и субсидий из федерального бюджета, согласно которому порядок предоставления таких средств определяется Федеральным законом о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Реализуя указанные бюджетные полномочия, Федеральный законодатель в части 8 статьи 7, части 3 статьи 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрел, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, установление в Законе Республики компетенции ее высшего органа исполнительной власти по определению порядка предоставления бюджетных кредитов и субсидий произведено в полном соответствии с бюджетными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренными Федеральным законом.

При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении заявления прокурора является незаконным и подлежит отмене.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

решение Верховного суда Чувашской Республики от 15 августа 2008 года и дополнительное от 22 августа 2008 года отменить и принять новое решение, которым заместителю прокурора Чувашской Республики в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Закона Чувашской Республики от 5 октября 2007 года N 55 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" отказать.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. N 31-Г08-8


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.