Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17 марта 2009 г. N 44 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи"

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17 марта 2009 г. N 44
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи"


В целях создания методической основы проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи, определения порядка и принципов осуществления этой деятельности приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2009 г. прилагаемые Методические рекомендации по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи.

2. Управлению государственной службы и кадрового обеспечения (Органов Ю.М.) организовать контроль за ходом проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи.

3. Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации:

3.1. Обеспечить надлежащее использование указанных методических рекомендаций в ходе психологического обследования кандидатов на должность судьи.

3.2. В ходе осуществления психологического обследования кандидатов на должность судьи обеспечить неукоснительное соблюдение принципа добровольности при изучении личности кандидата на должность судьи.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Кильмашкина Н.Ф.


Генеральный директор

Д.В. Гусев


Методические рекомендации
по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи*(1)
(утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17 марта 2009 г. N 44)


Проведение государственной политики, направленной на повышение качества и эффективности функционирования судебной системы, укрепление независимости судов, предполагает возрастание требований к судьям как к носителям судебной власти, в том числе к уровню их профессиональной подготовки и личностным качествам.

Современный подход к формированию судейского корпуса, комплектованию его людьми, в максимальной степени отвечающими высоким требованиям статуса судьи, диктует необходимость перехода от субъективно-личностной оценки к научно-обоснованному профессиональному психологическому отбору кандидатов на должность судьи.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами.

Регламентированию использования достижений современной психологической науки на службе судейскому сообществу посвящены постановления Совета судей Российской Федерации от 31 октября 1997 г. "О реализации целевой межведомственной научно-практической программы "Медико-психологическое сопровождение, профилактика психотравмирующего воздействия факторов профессионального стресса и восстановление здоровья судей Архангельской области", от 26 декабря 2002 г. N 86 "О психологическом обеспечении судебной деятельности и использовании методов психодиагностического обследования личности кандидата на должность судьи", от 28 ноября 2003 г. N 111 "О проекте федерального закона и иных правовых актах, направленных на создание правовой базы для психологического обеспечения судебной деятельности и улучшение работы по сохранению здоровья судей", постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 июля 2002 г. "О результатах эксперимента по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи и перспективах использования методов психодиагностики в кадровой работе".

Во исполнение постановлений Совета судей Российской Федерации, в целях дальнейшего совершенствования работы по отбору и подготовке кадров на должность судьи и в соответствии с приказами Судебного департамента от 5 октября 2001 г. N 138 "О проведении эксперимента по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи" и от 17 декабря 2002 г. N 147 "Об организации экспериментального использования методов психодиагностического обследования при изучении личности кандидата на должность судьи" в период с 1 ноября 2001 г. по 31 декабря 2003 г. проводился эксперимент по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи. Итоги эксперимента признаны успешными, и в настоящее время психологическое обследование кандидатов на должность судьи осуществляется в соответствии с приказом Судебного департамента от 24 февраля 2004 г. N. 23 "Об организации психологического обеспечения судебной деятельности".

Психологическое обследование кандидата на должность судьи направлено на получение полных и достоверных данных об индивидуально-психологических особенностях кандидата. Результаты психологического обследования предназначены для представления в квалификационную коллегию судей. После направления результатов психологического обследования в квалификационную коллегию судей кандидата на должность судьи, кандидат вправе с ними ознакомиться в числе иных материалов личного дела.

К числу профессионально необходимых качеств следует отнести не только уровень юридических познаний кандидата на должность судьи, но и целый ряд психологических особенностей, свойств личности, без оценки которых невозможно прогнозировать профессиональную успешность дальнейшей деятельности.

Необходимость психологического обследования кандидата на должность судьи обусловлена:

повышенными требованиями к личности судьи, чьи профессиональные обязанности состоят, в том числе и в участии в сложнейших социально-правовых отношениях, возникающих в ходе отправления правосудия;

высокой ответственностью и тяжестью последствий судебных ошибок, ведущих к подрыву авторитета судебной власти;

значительными материальными издержками, связанными с назначением и отстранением судей, оказавшихся неспособными адаптироваться к работе;

правом судей на хранение и ношение огнестрельного оружия.

Настоящие Методические рекомендации предназначены для специалистов-психологов, осуществляющих психологическое обследование кандидатов на должность судьи, и определяют основные методологические подходы к его проведению. При осуществлении психологического обследования кандидатов на должность судьи в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями соблюдение принципов добровольности, научности, объективности и конфиденциальности обязательно.


I. Общие положения


Настоящие Методические рекомендации определяют порядок организации и проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи. Психологическое, обследование кандидата на должность судьи осуществляется в целях обеспечения деятельности квалификационных коллегий судей в части представления им наиболее полной и достоверной информации о личности кандидата на должность судьи. В ходе психологического обследования проводится комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на выявление конституциональных, социальных, психогенных и соматогенных факторов, значимых для развития состояний психической дезадаптации*(2), ведущих к преждевременной утрате здоровья и препятствующих дальнейшей успешной профессиональной деятельности судьи.

Основными задачами психологического обследования кандидата на должность судьи являются:

экспертный анализ индивидуально-психологических особенностей личности, оказывающих как потенциально благоприятное, так и потенциально негативное влияние на работу в должности судьи;

выявление среди кандидатов на должность судьи лиц с нервно-психической неустойчивостью, находящихся в состоянии дезадаптации;

выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также злоупотребляющих психоактивными веществами*(3);

оформление и представление в соответствующую квалификационную коллегию судей заключения по результатам психологического обследования кандидата на должность судьи.

Психологическое обследование кандидата на должность судьи осуществляют психологи (специалисты с высшим психологическим образованием или высшим медицинским образованием, обладающие практическим опытом работы в области психодиагностики и психологической коррекции*(4)), работающие на штатных должностях в отделах кадров (кадровых подразделениях) верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, а также управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

В своей деятельности психологи, осуществляющие психологическое обследование, руководствуются настоящими Методическими рекомендациями и обязаны неукоснительно соблюдать нормы профессиональной этики.

Ответственность за организацию психологического обследования возлагается на руководителя отдела кадров (кадрового подразделения) верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда, управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

Психолог, непосредственно осуществляющий психологическое обследование, несет ответственность за проведение, добросовестность и обоснованность заключения по результатам психологического исследования личности кандидата на должность судьи.

Содержание заключения, составленного по результатам психологического обследования кандидата на должность судьи, является конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению. По факту разглашения данной информации проводится служебное расследование.

Деятельность по проведению психологического обследования осуществляется в соответствии с планами, разработанными руководителем отдела кадров (кадрового подразделения) верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда, управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и утвержденными соответствующими распорядительными документами председателя суда и начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

Обобщенные сведения о проведении психологических обследований в субъекте Российской Федерации представляются по утвержденным формам в Управление государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.


II. Основные психологические особенности профессиональной деятельности судей


Основными содержательными особенностями судебной деятельности являются:

правовая регламентация профессиональной деятельности судьи;

властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи;

нестандартный, творческий характер деятельности;

процессуальная самостоятельность и высокая степень персональной ответственности.


1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения


Поведение судьи в служебной и внеслужебной обстановке строго регламентировано. Отступление от норм закона, Кодекса судейской этики, ведущее к умалению авторитета судебной власти, может рассматриваться, в том числе и как признак недостаточной профессиональной компетенции. Данное обстоятельство формирует у судьи стремление строго придерживаться правовых норм, воздействуя на его поведение и направленность личности. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы является одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на правосознание. Все это определяет высокий уровень социализации личности судьи, его ответственности перед обществом, нормативности (конвенциональности) поведения.

Данное интегративное свойство следует рассматривать в качестве ведущего фактора профессиональной успешности судьи.

К базовым качествам, формирующим этот фактор, относятся:

высокий уровень правосознания;

честность, совестливость;

принципиальность;

требовательность;

обязательность, добросовестность, дисциплинированность.


2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи


Законодательством судье предоставлены широкие гарантии независимости и значительные властные полномочия. Судья по роду своей деятельности должен использовать данные ему властные полномочия, затрагивать интересы граждан и организаций, что предполагает всестороннюю правовую оценку чрезвычайно разнородных социальных явлений, конкретных ситуаций и обстоятельств дела, в которых действовали участники рассматриваемого судьей процесса.

Поток информации в ходе рассмотрения дела крайне насыщен. Временная ограниченность для ее анализа предъявляет повышенные требования к интеллектуальной деятельности судьи. Необходимы большая сосредоточенность, устойчивость, распределенность внимания и активизация систематизирующей деятельности.

Принятие решений в подобных, зачастую крайне конфликтных и эмоционально насыщенных ситуациях, требует от судей не только глубоких профессиональных знаний, но и особых личностных качеств, к которым можно отнести следующие:

развитый интеллект, способность к глубокому, всестороннему анализу различных явлений;

настойчивость, принципиальность при отстаивании своих решений;

смелость брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения;

эмоциональная устойчивость, толерантность*(5);

способность к конструктивной деятельности в эмоционально напряженных условиях;

адекватная критичная самооценка.


3. Нестандартный творческий характер деятельности судьи


Основная часть доказательственной информации воспринимается судьей из устных сообщений (показаний подсудимого, свидетелей, экспертов и др.). Это предполагает развитость у судьи способности к анализу речевых текстов - способности выделять в перегруженных деталями речевых сообщениях существенное, отчленять факты от эмоционально оценочного отношения к ним.

Профессиональная деятельность требует от судьи высокой познавательной активности, что предполагает наличие следующих качеств личности:

широкого кругозора и эрудиции;

гибкого, творческого мышления, высоких показателей умственной работоспособности, сообразительности, способности прогнозировать, умения выделять главное;

активности, подвижности мыслительных процессов (восприятие, память, продуктивное мышление, внимание);

развитого воображения, интуиции, способности к абстрагированию.


4. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность судьи


Процессуальная самостоятельность предполагает высокий уровень ответственности. Требуется высокий уровень профессиональной адаптации, личностной интеграции, наличие следующих качеств:

социальной зрелости;

нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости;

смелости, решительности, уверенности в себе, способности брать ответственность за выносимые судебные решения, настойчивость при высоком уровне самокритичности;

адекватной самооценки;

устойчивой мотивации на достижение успеха.

Приведенные психологические особенности профессиональной деятельности судьи являются самыми общими, базовыми, определяя усредненный портрет успешного судьи.

К основным подструктурам судебной деятельности относятся:

когнитивная (познавательно-прогностическая);

коммуникативная (общительность);

организационно-управленческая;

воспитательная.

1. Познавательно-прогностическая подструктура.

Судебное разбирательство, в ходе которого изучаются материалы уголовного, гражданского дела, административного правонарушения, представляет собой разновидность общего процесса познания. Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности судьи и требующих от них определенных личностных качеств, являются:

строгая правовая регламентация процесса познания;

ретроспективный характер процесса познания, объектом которого становятся события не только настоящего, но и прошлого;

эмоционально-негативный характер объектов восприятия (обстоятельства преступных деяний);

мысленное моделирование событий прошлого, последовательности осуществления процесса познания;

доказательно-удостоверительный характер процесса познания с фиксацией результатов познания с опорой на доказательства;

дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации (дезинформации);

противодействие заинтересованных лиц процессу установления истины;

эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу, воздействие стресс-факторов, нередко имеющих избыточную эмоционально-психическую напряженность;

давление общественного мнения, способного исказить процесс познания.

2. Коммуникативная подструктура.

Деятельность судьи осуществляется в форме процессуального либо непроцессуального общения. Реализуя принцип гласности, устности и непосредственности, судья осуществляет сложную социально-коммуникативную деятельность, регулирует психологическое состояние и поведение участников процесса.

Способность устанавливать межличностные контакты с различными участниками общения - коммуникативная компетентность, предполагает следующие качества личности:

способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения;

проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности;

доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать, эмпатийность*(6);

свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения*(7);

умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения*(8), менять в зависимости от ситуации стиль общения;

способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений;

развитый самоконтроль над эмоциями, настроением, стеничный тип реагирования в экстремальных условиях;

чувство юмора.

3. Организационно-управленческая подструктура.

Умение работать с людьми - одно из важнейших качеств, которыми должен обладать судья. Необходимыми организаторскими качествами становятся:

активность, инициативность, находчивость, распорядительность;

смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность;

самостоятельность;

чувство ответственности за свои действия и поступки;

организованность, аккуратность и собранность в работе.

Важную роль имеют и качества, отмеченные выше:

коммуникативная компетентность*(9);

нервно-психическая устойчивость;

адекватная самооценка;

высокая мотивация к достижению успеха.

4. Воспитательная подструктура.

Воспитательная функция в деятельности судьи определяется прежде всего целями и задачами правосудия, что предполагает наличие у судьи высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Судья должен обладать навыками выступления перед аудиторией, свободно владеть приемами вербального и невербального общения.


III. Организация психологического обследования


Основанием для проведения психологического обследования является добровольное согласие кандидата на должность судьи. Проведение психологического обследования проводится на основании направления, выдаваемого кандидату на должность судьи в отделе кадров (кадровом подразделении) управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, по форме (приложение 1).

По итогам психологического обследования кандидата на должность судьи психолог оформляет заключение.

Кандидат на должность судьи, прибывший для прохождения психологического обследования, должен иметь при себе: направление на психологическое обследование, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина. При направлении на психологическое обследование ему выдается памятка-информация, разъясняющая цели, задачи и процедуру прохождения обследования (приложение 2). Психолог, проводящий психологическое обследование, должен удостовериться в личности кандидата путем проверки указанных документов. Психологическое обследование осуществляется психологом в индивидуальном порядке, при его проведении следует использовать набор рекомендуемых, обязательных и дополнительных методов и методик (приложения 4 и 5), соблюдать стандарты применения методик (унифицированные тексты инструкций, стимульный материал, условия и приемы тестирования, способы обработки результатов).

Полный комплекс обследований с целью исследования индивидуально-психологических характеристик кандидата на должность судьи проводится в течение одного - двух дней. Во избежание утомления кандидата и искажения результатов обследования рекомендуется всю процедуру обследования проводить в два этапа: первый день, после предварительной беседы с кандидатом отводится проведению тестирования с использованием психометрических и иных тестовых методик, другой день выделяется для психодиагностической беседы (собеседования) после изучения первичных результатов психометрических тестов. В процессе собеседования фиксируются особенности психологического анамнеза*(10) жизни, уточняются данные методов психодиагностики, осуществляется запись наблюдений за эмоциональными и поведенческими реакциями кандидата.

Основными методами психологического обследования являются:

анализ психологического анамнеза;

психодиагностическое обследование;

наблюдение;

структурированное собеседование (интервью).

Дополнительные методы и методики применяются в том случае, если:

показатели кандидата по основным методам и методикам не соответствуют нормативным значениям, в том числе при недостоверных данных;

результаты использования основных методов и методик позволяют предположить наличие состояний дезадаптации или иных отклонений в психическом состоянии кандидата на должность судьи;

необходимо уточнение или подтверждение выявленных неблагоприятных психологических характеристик.

Время проведения психологического обследования назначается психологом по предварительному согласованию с кандидатом на должность судьи. Кандидат на должность судьи должен сообщить психологу о своем желании пройти психологическое обследование не позже, чем за 5 дней до рассмотрения его кандидатуры на заседании квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации. Рабочая нагрузка психолога должна составлять не более 2 психологических обследований кандидатов на должность судьи в день.

При выявлении у кандидата на должность судьи психоэмоционального стресса, утомления, состояний после перенесенных заболеваний, обследование переносится на иной день, согласованный с кандидатом.

После завершения психологического обследования по результатам обследования оформляется протокол (приложение 3), который является составной частью протокола комплексного психологического обследования.

Повторное проведение психологического обследования допускается не ранее, чем через 6 месяцев после проведения предыдущего обследования. При проведении повторного психологического обследования обязательно изучаются архивные данные и первичные материалы предшествующих обследований*(11).

Все первичные материалы психологического обследования помещаются в протокол комплексного психологического обследования. Первичные материалы обследования кандидата на должность судьи, получившего рекомендацию квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации, подлежат хранению в соответствии с порядком и сроками, установленными для хранения личных дел судей (в железном шкафу для хранения личных дел).

Первичные материалы кандидата на должность судьи, которому было отказано в рекомендации квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации, подлежат хранению в соответствии с порядком, установленным для хранения личных дел судей, в течение 5 лет, после чего подлежат уничтожению в установленном порядке.

В протокол комплексного психологического обследования кандидата на должность судьи включаются: протокол психологического обследования, психологическая характеристика, составленная на основе результатов обследования, и прилагаемые первичные материалы.

Психологическая характеристика (заключение) составляется в двух экземплярах: первый остается в протоколе комплексного психологического обследования, второй экземпляр направляется в составе иных учетно-характеризующих материалов для рассмотрения квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации в запечатанном конверте.

Заключение по результатам психологического обследования действительно в течение 6 месяцев, считая от даты предыдущего обследования. Результаты проведенных психологических обследований кандидатов на должность судьи фиксируются в журнале учета психологических обследований.


Приложение 1


                               НАПРАВЛЕНИЕ
                   на психологическое обследование N_______

1. Ф.И.О.________________________________________________________________
2. Год рождения__________________________________________________________
3. Образование___________________________________________________________
4. Окончил_______________________________________________________________
                                 (наименование вуза)
5. Служба в Вооруженных Силах____________________________________________
                                            (указать период)
6. Проходил ли ранее психологическое обследование________________________
_________________________________________________________________________
                              (где, когда)
7. Домашний адрес, телефон ______________________________________________
8. Заключение  о  результатах   обследования   в   опечатанном   конверте
передается  в  квалификационную   коллегию   судей  субъекта   Российской
Федерации.
_________________________________________________________________________

Начальник управления (отдела)                /__________________________/
Судебного департамента
"____"________________200__ г.

Примечание:

При себе иметь: паспорт, авторучку.


Приложение 2


Информация
о психологическом обследовании


ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ЭТОТ ЛИСТ ДО КОНЦА!


Процедура обследования проводится в два этапа:

на первом - Вы выполняете ряд тестов с целью определения таких качеств, как внимание, память, эмоциональная устойчивость, личностные особенности;

на втором - Вы выполняете ряд тестов на определение уровня интеллекта и особенностей мышления, проводится индивидуальное собеседование с психологом,

При себе Вы должны иметь паспорт (документ, удостоверяющей личность), направление на психологическое обследование и авторучку. Перед этим обследованием обязательно следует выспаться и отдохнуть.

Для успешного выполнения заданий необходимо:

четко понять, что от Вас требуется при выполнении каждого теста (если что-то не понятно, то не стесняйтесь обращаться к психологу);

сосредоточиться на их выполнении и не отвлекаться до завершения каждого задания.

Необходимо строго следовать инструкции психолога, быть искренним и откровенным, работать серьезно и вдумчиво.

Если Вы считаете, что не справились с какими-либо заданиями, не расстраивайтесь. Заключение, составленное на основе психологического обследования, носит рекомендательный характер и будет составлено только после комплексного психологического изучения всех Ваших сильных и слабых качеств. Результаты обследования предназначены только для членов квалификационной коллегии судей.


Приложение 3


Первая страница протокола

                            ПРОТОКОЛ N____
              комплексного психологического обследования

                          Общие сведения*(12)

1. Ф.И.О. обследуемого __________________________________________________
2. Дата рождения _____________Образование _______________________________
3. Профессия, специальность и должность _________________________________
_________________________________________________________________________
4. Семейное положение ___________________________________________________
5. Служба в Вооруженных Силах с ___________по ___________________________
                                 (да/нет)
звание _______________ должность_________________________________________
причины увольнения ______________________________________________________
6. Работа в судебной системе с ___________по_____________________________
Должность _______________________________________________________________
7. Проходил ли раннее психологическое обследование_______________________
                                                          (да/нет)
_________________________________________________________________________
                             (когда и где)
8. Домашний адрес и телефон _____________________________________________
9. Основание для проведения обследования_________________________________
                                       (указать номер и дату направления)
10. С условиями проведения  психологического  обследования  ознакомлен  и
согласен.   Правильность  всех  сообщенных  мною   сведений   подтверждаю
собственной подписью:

"____"____________200__г.                        /______________________/

Вторая страница протокола

                   Протокол психологического обследования

                      I. Психологический анамнез жизни

1. Наследственность _____________________________________________________
2. Перенесенные заболевания _____________________________________________
3. Обучение _____________________________________________________________
4. Трудовая деятельность ________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Семейные взаимоотношения _____________________________________________
6. Употребление  алкоголя  и/или   иных  психоактивных  веществ  (указать
каких):
               никогда, редко, эпизодически, часто, очень часто

               II. Характеристики, выявленные в ходе обследования

1. Внешний вид, манера поведения, речь __________________________________
2. Интеллектуальная сфера _______________________________________________
3. Эмоционально-волевая сфера ___________________________________________
4. Дополнительные исследования и их результаты __________________________
5. Признаки нервно-психической неустойчивости (дезадаптации)
                        обнаружены/не обнаружены
6. Выявлены черты характера _____________________________________________

                              Вывод:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

Подпись психолога:

Третья страница протокола

                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ N_
                   (психологическая характеристика)
       по результатам комплексного психологического обследования

Пояснения к протоколу комплексного психологического обследования


1. Протокол комплексного психологического обследования представляет собой 4 (или более) страницы формата А4, распечатанные шрифтом Times New Roman, размер знаков - 13, через 1,5 интервала. Все листы должны быть сшиты и пронумерованы.

2. К протоколу прилагаются и подшиваются все первичные материалы обследования (заполненные бланки, распечатки тестов, записи, которые велись в ходе собеседования).

3. Первая страница протокола комплексного психологического обследования содержит общие сведения об обследуемом. Пункты с 1 по 10 заполняются обследуемым собственноручно.

4. Вторая страница протокола комплексного психологического обследования заполняется психологом после обследования. При ее оформлении психолог обязан отметить:

1. В разделе "Психологический анамнез жизни":

пункт 1 "Наследственность" - психические заболевания, суициды (суицидальные попытки), алкогольная зависимость или наркомания у близких родственников:

пункт 2 "Перенесенные заболевания" - черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, психогении*(13), тяжело протекающие соматические заболевания:

пункт 3 "Обучение" - низкая успеваемость в период учебы в высших учебных заведениях, факты отчисления;

пункт 4 "Трудовая деятельность, профессиональные, служебные маршруты" - наличие конфликтов на предыдущих местах работы, немотивированная или частая смена рода занятий и работы, внешне обвинительные мотивировки этой трудовой миграции;

пункт 5 "Семейные взаимоотношения" - напряженные взаимоотношения с женой (мужем) и детьми, наличие разводов;

пункт 6 "Употребление алкоголя и психоактивных веществ" злоупотребление алкоголем (подчеркнуть периодичность употребления), табакокурением, факты употребления психоактивных веществ;

В разделе "Характеристики, выявленные в ходе обследования":

пункт 1 "Внешний вид, манера поведения, речь" - неопрятность, вычурность в одежде, прическе, характерные шрамы, наличие татуировок, другие изменения кожных покровов, гипергидроз*(14) ладоней, тремор век, щек, пальцев рук, неадекватная мимика;

избыточные эмоции, грубость, озлобленность, пререкания с психологом или чрезмерная угодливость, слащавость, позерство, стремление обратить на себя внимание, развязность или робость, податливость, пугливость, скованность;

изменения в фонации или артикуляции речи, использование ненормативной лексики, криминального жаргона, объем словарного запаса;

пункт 2 "Интеллектуальная сфера" - отсутствие системности в изложении, примитивность суждений и выводов, противоречивость в высказываниях, категоричность суждений, неспособность понять переносный смысл метафор, тугоподвижное, инертное, прямолинейное, нестандартное или вычурное мышление;

пункт 3 "Эмоционально-волевая сфера" - сниженный фон, колебания настроения, угнетенность, безразличие, эмоциональная холодность, черствость, неуравновешенность, вспыльчивость, эйфоричность;

нерешительность, несамостоятельность, ненастойчивость, безинициативность, повышенная внушаемость, зависимость, подчиняемость;

пункт 4 "Дополнительные исследования и их результаты" - названия дополнительных методов и методик с включением в протокол комплексного психологического обследования их результатов;

пункт 5 "Признаки нервно-психической неустойчивости" - наличие или отсутствие нервно-психической неустойчивости (дезадаптации) и черты характера (тип личности, акцентуации).

Протокол завершается выводом, где формулируются качества личности, которые могут оказать потенциально негативное, или, напротив, позитивное влияние на дальнейшую профессиональную деятельность обследуемого в качестве судьи.

Третья страница протокола комплексного психологического обследования представляет собой заключение (психологическую характеристику), включая отдельные психофизиологические показатели. В заключении фиксируются наиболее яркие характерологические свойства испытуемого, особенности мышления, интеллектуального уровня, личностные черты, коммуникативные качества, организаторские способности и др., отмечаются предполагаемые сильные и слабые стороны обследованного как будущего судьи. Отсутствие или слабое развитие у кандидата определенных свойств не всегда является противопоказанием к работе судьей (если только речь идет не о морально-нравственных качествах). Заключение должно содержать развернутую психологическую характеристику кандидата и не должно содержать выводы о "пригодности", "соответствии" и т.п. Обязательными для описания являются:

Внимание - способность к концентрации внимания (очень низкая, неудовлетворительная, умеренная, в пределах нормы, хорошая, отличная, превосходная) и причины низких показателей (истощаемость, низкая помехоустойчивость).

Память - вид исследованной памяти (кратковременная (оперативная) или дол го временная память), способ запоминания (механическое запоминание, смысловая память, ассоциативная память, зрительная память) и уровень (очень низкий, низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий, очень высокий).

Уровень и особенности интеллекта - уровень средний (высокий, низкий); имеет аналитический ум, обладает средней (высокой, низкой) способностью логически мыслить, средняя (высокая, низкая) способность к освоению новых знаний, стиль обработки информации, соответствует (не соответствует) полученному образованию и жизненному опыту. Другие особенности интеллектуальной сферы.

Эмоциональная сфера - изменение продуктивности нервно-психических процессов в условиях эмоционального напряжения (в условиях эмоционального напряжения способен к мобилизации, эмоционально устойчив, эмоциональная устойчивость снижена, эмоционально неустойчив).

Самооценка - адекватная, неадекватно завышенная (явно переоценивает свои возможности, недостаточно критичен в оценке собственных возможностей), неадекватно заниженная, повышенно критичен (некритичен) в оценке собственных возможностей, склонен к самоуничижению.

Мотивация к замещению должности судьи - утилитарно-корыстные цели (преобладающее желание улучшить свое материальное положение и т.п.), желание самоутверждения, получение властных полномочий и т.д.

Коммуникативные качества - общителен (замкнут), предпочитает групповую (индивидуальную) деятельность, легко (трудно) устанавливает контакты, в общении активен (пассивен), вежлив (груб), знает (не знает) и соблюдает (не соблюдает) правила общения.

Эмоционально-волевые качества - настроение ровное (неадекватно приподнятое, приподнятое, свойственна смена настроения, настроение угнетенное, сменяющееся безразличием); незначительные неприятности сильно огорчают, легко раздражается по любому поводу, склонен к фиксации внимания на малозначимых проблемах; склонен к сопереживанию (эмоционально холоден).

Самообладание развито (в сложных ситуациях легко владеет собой, внешнее спокойствие в сложных ситуациях требует усилий, не всегда контролирует свое поведение, совершает поступки, о которых потом жалеет, с трудом подавляет вспышки гнева, не владеет собой).

Целеустремленность (устойчиво придерживается принятого решения), часто изменяет принятые решения, не целеустремлен (не ставит определенных целей).

Настойчивость (способен преодолевать препятствия и трудности в достижении цели), не настойчив (пасует перед трудностями в достижении цели).

Решительность (решение принимает сразу, без сомнений), долго сомневается в правильности принятых решений, не решителен (избегает принятия решений).

Самостоятельность (умеет без посторонней помощи провести анализ ситуации, выделить проблему, найти пути ее решения и осуществить их), не самостоятелен (нуждается в посторонней помощи при решении проблем).

Другие личностные качества - особенности личности, не вошедшие в другие разделы, например, система интерперсональных отношений, поведенческие реакции в различных ситуациях.

Направленность личности - социальные и поведенческие установки (придерживается общепринятых норм поведения, склонен к асоциальному (антисоциальному) поведению, контакты с асоциальной средой); ведущие ценностные ориентации и установки (например, наличие экстремистских, националистических или ярко выраженных, в особенности нестандартных, религиозных убеждений).

Дополнительно описываются выявленные при обследовании негативные данные (психопатологическая наследственность, перенесенные суицидальные попытки, неадекватные поведенческие реакции, склонность к алкоголизации, факты употребления психоактивных веществ), а также другая информация, оказавшая негативное влияние на вывод психолога о профессионально-психологической подготовленности кандидата.

В выводах должны быть отчетливо, ясным и понятным для неспециалиста языком сформулированы качества личности, которые могут оказать потенциально негативное, или, напротив, позитивное влияние на дальнейшую профессиональную деятельность кандидата на должность судьи. Необходимо избегать употребления терминов, требующих специального психологического образования.

Копия заключения (психологической характеристики) кандидата на должность судьи представляется в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации в виде заключения, озаглавленного "Результаты психологического обследования".


Приложение 4


Перечень
обязательных и дополнительных методов для выполнения психологического обследования кандидатов на должность судьи


Обязательные для использования методики:

тест "Стандартизованный метод исследования личности" (СМИЛ), адаптированный Л.Н. Собчик; "Методика многостороннего исследования личности" (ММИЛ), адаптированная Ф.Б. Березиным;

тест Векслера;

8-цветовой тест М. Люшера, ИТО, ЦТО, цветовые метафоры;

методика 10 слов, таблицы Шульте


Дополнительными методиками служат:

тест Розенцвейга;

тест межличностных отношений Лири;

тест Гилфорда;

кольца Ландольта


Примечание: для проведения психологического обследования председателей судов и заместителей председателей судов рекомендуется использовать 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-PF).


Приложение 5


Перечень
методов, методик и способов, рекомендуемых для проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи


Исследуемое качество

Характеристика качества

Основные методы

Память

Оперативная память

Ассоциативная память

Смысловая память

Память на числа

Слова-ассоциации Воспроизведение текста, устной речи

Внимание

Устойчивость и концентрация внимания

Корректурная проба

Тест на избирательность внимания Мюнстерберга

Эмоциональная устойчивость

Продуктивность в состоянии эмоционального стресса

Повторные тесты на внимание при отсчете времени

Познавательные процессы

Интеллектуальная продуктивность, особенности мышления

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Классификация предметов

Исключение предметов

Объяснение пословиц и метафор

Индивидуально-личностные особенности

Личностные характеристики, особенности психической адаптации

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ),

Калифорнийский личностный опросник (CPI, CPI-R)*,

Восьмицветовой тест Люшера или ЦТО,

Рисунок несуществующего животного


-----------------------------

* В случае недостоверного профиля СМИЛ, или при многократном заполнении СМИЛ кандидатом в прошлом.


------------------------------

*(1) Далее - Методические рекомендации

*(2) Нарушение приспособления организма человека к изменениям окружающей среды, проявляющееся в неадекватных психических, физиологических реакциях.

*(3) Вещества, вызывающие привыкание и зависимость при систематическом приеме (алкоголь, наркотические средства, отдельные лекарственные средства и др.).

*(4) Психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

*(5) Терпеливость, отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие эмоционально негативного фактора, вызывающего стресс.

*(6) Постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.

*(7) Процесс взаимодействия людей, с использованием речи, а также общение без использования речи, в котором участвующие лица своим внешним обликом и поведением (жестами, мимикой и т.д.) оказывают более или менее сильное влияние на мысли, состояния и чувства друг друга.

*(8) Поведение в сфере общения, способствующее успешности человека в разнообразных областях деятельности.

*(9) Способность к выработке эффективной стратегии общения.

*(10) Совокупность сведений о человеке, отражающих особенности психического и личностного развития, получаемых с помощью расспроса самого человека, окружающих его лиц или из иных источников.

*(11) Первичными материалами психологического обследования являются заполненные бланки тестов, компьютерные распечатки результатов тестов, записи и заметки, сделанные в ходе собеседования, а также иные материалы, которые были использованы в ходе подготовки психологической характеристики (заключения).

*(12) Пункты 1-10 заполняются кандидатом на должность судьи самостоятельно.

*(13) Расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм.

*(14) Повышенное потоотделение.


Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17 марта 2009 г. N 44 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи"


Методические рекомендации, утвержденные настоящим приказом, вводятся в действие с 1 апреля 2009 г.


Текст приказа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.