Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.С. Лаппы"

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Оспаривалась конституционность норм, касающихся выплаты пенсии по случаю потери кормильца детям погибших военнослужащих-контрактников.

Нормы оспаривались в части выплат в пользу совершеннолетних детей, обучающихся очно в образовательных учреждениях (исключение составляют находящиеся на военной службе или на службе в ОВД). Пенсия им выплачивается до окончания обучения, но не более чем до достижения 23 лет.

На практике эти положения трактуются таким образом.

Указанные дети, обучающиеся в иностранных учебных заведениях, имеют право получать пенсию, но только в том случае, если они были направлены на учебу российским образовательным учреждением на основании прямого договора. В результате те, кто поступил в иностранные вузы самостоятельно, лишаются права на получение этой пенсии.

КС РФ признал нормы не противоречащими Конституции РФ. Однако отметил, что их смысл должен пониматься следующим образом.

Совершеннолетние дети, самостоятельно поступившие в иностранные учебные заведения, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца на равных условиях с такими же детьми, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению в соответствии с международным договором.

Иное означало бы введение необоснованных различий в условиях приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории, исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания.

Изложенную позицию федеральный законодатель обязан учитывать при внесении изменений в правовое регулирование пенсионных отношений в части порядка и условий назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца указанным членам семей умерших (погибших) военнослужащих.


Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.С. Лаппы"


Текст Постановления опубликован в "Российской газете" от 16 декабря 2009 г. N 241, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 декабря 2009 г. N 49 (часть II ) ст. 6041, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2010 г., N 1